1. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Могу сказать, что если человек идёт по пути, скажем так, включения сексуальных отношений в духовную практику, мне трудно представить, как бы он это мог сделать без подобных техник. Имхо, ценность тут в основном именно в этом. Ведь если человек семейный, то такое включение очень и очень желательно.
    В плане состояния сознания... мне трудно сравнивать. Уже лет 15 как-никак, как я в этом. Забывать стал - каково иначе.
    Что касается здоровья, создаётся впечатление, что они как-то преувеличивают значимость этой техники. Хотя опять же - мне трудно сравнивать. Но болезни есть - ОРЗ бывает. Даже ангины. Куда круче в этом плане оказалось закаливание и настойка прополиса :) . Хотя, опять же, трудно сказать что именно тут работает.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    появилась философия йогачаров, провозгласившая принцип "только осознавание".

    Первый уровень созерцания предполагает последовательное
    развитие
    (вичара), радость, сопровождаемая возрастающей концентрацией
    сознания (пиши), чувство блаженства (сукха, радость подобна чувству
    путника в пустыне, увидевшего вдали оазис, а блаженство --
    наслаждению того же путника, пришедшего в оазис и утоляющего жажду)
    и однонаправленность или одноточечность сознания (экаграта). Наличие
    этих пяти факторов свидетельствует о вступлении в самадхи и
    достижении первого уровня созерцания.
    Здесь уместно вспомнить также о "четырех беспредельных" или
    "четырех состояниях Брахмы", которые должны регулярно практиковаться
    буддистами, занимающимися психотехникой. В традиции также считается,
    что обретение этих состояний обеспечивает рождение в мире
    небожителей (дэва). Это дружелюбие (майтри), распространяемое на все
    живые существа всех сторон света, беспредельное сострадание
    (каруна), сорадование (мудита) и уравновешенность (упекша);
    уравновешенность достигается обычно на третьем или четвертом уровне
    созерцания после сосредоточения на качестве дружелюбия.

    Второй уровень созерцания достигается через преодоление
    (успокоение) первого и второго из пяти факторов, а именно мышления,
    направленного на объект (витарка), и аналитического мышления
    (вичара). Для этого уровня характерна безмятежность,
    сосредоточенность сознания и чувства радости и блаженства.
    Вслед за достижением второго уровня созерцания монах-йогин
    вступает в следующую стадию йогического сосредоточения, приводящую к достижению третьего уровня созерцания.

    Третий уровень созерцания достигается тогда, когда исчезает
    чувство радости, заменяясь уравновешенностью и сосредоточенностью.
    Четвертый уровень созерцания характеризуется прекращением
    переживания блаженства, вслед за которым исчезает и чувство
    страдания, исчезает сама оппозиция"удовлетворенность"неудовлетворенность". Тогда йогин пребывает в состоянии не-страдания и не-блаженства, продолжая развивать
    уравновешенность и сосредоточенность. Важно отметить, что именно из
    состояния четвертой ступени созерцания возможен переход в состояние
    нирваны.
    Поэтому восхождение к уровням созерцания выше четвертого
    (что означает развертывание сознания на уровне мира не-форм) не
    является необходимым для обретения освобождения.

    Пятый уровень созерцания предполагает выход за пределы
    всякого восприятия форм и полное успокоение деятельности санскара
    скандхи. Тогда сознание йогина развертывается в сфере бесконечного
    пространства (это пространство развертывания психического опыта в
    чистом виде).
    Шестой уровень созерцания предполагает вывод сознания за
    пределы какой-либо пространственности. Теперь сознание существует
    просто как таковое, вне какой-либо локализации. Это уровень
    неограниченного сознания.
    Седьмой уровень заключается в достижении сферы "отсутствия
    чего бы то ни было". Состояния сознания данных, "высших" уровней
    настолько отличаются от обыденных, что практически не поддаются
    описанию.
    И наконец, последний, восьмой уровень созерцания и
    развертывания сансарического сознания. Этот уровень принципиально не
    описываемый и называется уровнем "ни восприятия, ни невосприятия".

    Созерцатель должен самым пристальным образом концентрировать свое внимание на избранном объекте. Цель упражнения достигается тогда, когда остается лишь
    предельно сосредоточенное и однонаправленное сознание, а его объект
    исчезает, переставая восприниматься. Это состояние характеризуется
    абсолютным внутренним спокойствием и концентрацией психики.

    1) созерцание
    вздутого трупа благотоворно для того, кто испытывает физическое
    влечение к красивым формам; 2) созерцание посиневшего трупа
    благотоворно для того, кто имеет пристрастие к красивой коже; 3)
    созерцание гноящегося трупа благотворно для того, кто испытывает
    вожделение к ароматам тела от цветов, духов и т. д.; 4) созерцание
    изломанного трупа благотворно для привязанного к полноте и крепости
    тела; 5) созерцание изгрызенного зверями трупа плодотворно для того,
    кто привязан к различным выступающим частям тела, типа груди; 6)
    созерцание расчлененного трупа полезно для того, кто влечется к
    гармоническому соединению частей тела; 7) созерцание разрубленного
    и раскиданного трупа полезно для того, кто имеет физическое влечение
    к безупречному телосложению;8-) созерцание окровавленного трупа
    благотворно для того, кто привязан к красоте, создаваемой
    украшениями; 9) созерцание трупа, кишащего червями, благотворно для
    человека, страстно привязанного к собственному телу и думающего:
    "Оно мое"; 10) созерцание скелета полезно для имеющего влечение к
    красивым зубам.
    Используя эту методу, йогин
    избавляется от привязанности к телесности, как чужой, так и своей
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    Созерцания-памятования. Осознание дыхания.

    Развитие постоянной осознанности и изгнание поведенческого
    автоматизма играют огромную роль в буддийской практике. Поскольку
    буддизм стремится максимально расширить сферу осознаваемого,
    постепенно включая в нее все новые и новые уровни подсознательного
    и бессознательного, идея тотальной осознанности, осознанности всей
    психофизической деятельности человека "здесь и теперь" является
    фундаментальной для буддийской йоги. Полная осознанность поведения
    предполагает также осознавание различных функций тела и физических
    актов (йогин должен осознавать все то, что профаническая личность
    делает бессознательно и автоматически: сидя оно осознает себя
    сидящим, двигаясь -- идущим, питаясь -- питающимся и т. д.). Причем
    это тотальное осознавание (вплоть до осознавания во сне факта сна)
    предполагает прежде всего глубокое и прочувствованное понимание идеи
    мгновенности: я осознаю себя как я, делающее то-то и то-то в данное
    конкретное мгновение, которое и есть единственно реально
    существующее время для того, что я ощущаю как свою личность ("Есть
    только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь").

    индийская традиция ко времени формирования буддизма уже располагала
    огромным материалом, свидетельствующим о тесной связи контроля над
    дыханием с контролем над психическими процессами, а также о
    психотехнической ценности дыхательных упражнений. Но ранний буддизм
    в развитии своей техники дыхания сделал упор именно на идее
    осознавания самого процесса вдыхания и выдыхания.

    Согласно "Анапанасатти сyтте", основа осознавания дыхания
    может быть выpажена в четыpех тетpадах, а именно:
    1) осознавание длины вдоха и выдоха ("делая длительный вдох,
    он осознает: "Я делаю длительный вдох"" -- и т. д.) -- для длинного
    и коpоткого вдоха и выдоха (а-б); осознавание самого пpоцесса
    дыхания в пpоцессе yспокоения тела (г). Эта тетpада говоpит о
    созеpцании тела;
    2) осознавая чyвство pадости, вдыхать и выдыхать (а), дышать,
    осознавая чyвство наслаждения (б), осознавать дыхание в ходе
    pазличающего анализа фyнкций психики и психических пpоцессов (в) -и
    пpи yспокоении психики и пpекpащении ее активности (г). Эта тетpада,
    элементы (в-г) котоpой явно содеpжат yказания на пpактикy
    шаматха-випашьяны, ассоцииpyется тpадицией с осознанностью в
    созеpцании чyвств;
    3) осознавание дыхания в ходе анализа пpиpоды сознания (а),
    поpождения чyвства блаженства (б), концентpации сознания и его
    сосpедоточения (в) и освобождения его от аффективных состояний (г);
    4) осознавание пpоцесса дыхания в ходе сосpедоточения на идее
    всеобщности непостоянства (а), бесстpастия (б), пpекpащения
    аффектиpованной активности психики с ее эгоцентpиpованностью (в) и
    отстpанения от всех чyвственных объектов и фоpм (г). Тpетья тетpада
    связана с созеpцанием сознания, а четвеpтая -- с созеpцанием должным
    обpазом пpоанализиpованных объектов сознания или содеpжания
    сознания.

    Далее говоpится о совеpшенствовании
    основ осознанности: чеpез постоянное осознание пpоцесса дыхания как
    одной из фyнкций тела, чеpез осознание дыхания как одного из чyвств
    (взгляд, восходящий к аpаньякам и yпанишадам), чеpез осознание связи
    пpоцесса дыхания и сознания и чеpез одновpеменнyю сосpедоточенность
    на дыхании и на идеях непостоянства, бесстpастия, пpекpащения или
    отвлечения от чyвственных объектов.

    совеpшенство в осознавании дыхания пpиводит к совеpшенствy семь фактоpов, способствyющих пpобyждению (осознанность, анализ содеpжания сознания, энеpгичность,
    pадость, спокойствие, сосpедоточенность и невозмyтимость).

    особое внимание yделяется дыханию как телесной фyнкции: "Только
    осознанно он вдыхает и осознанно выдыхает. Делая длительный вдох, он
    помнит: "Я делаю длительный вдох"; делая длительный выдох, он
    помнит: "Я делаю длительный выдох"; делая коpоткий вдох, он помнит:
    "Я делаю коpоткий вдох"; делая коpоткий выдох, он помнит: "Я делаю коpоткий выдох", -- так он yпpажняет себя"

    Пеpвоначально йогин должен pазвить чyвство дpyжелюбия к себе самомy
    ("пyсть я бyдy свободным от вpаждебности, свободным
    от тpевоги, пyсть я станy тем, кто
    сохpаняет спокойствие") и только после pаспpостpанять это отношение
    на дpyгих людей.

    Далее он pазмышляет о своем yчителе или дpyгом достойном
    человеке: "Пyсть этот достойный человек бyдет свободен от зла".
    Постепенно йогин pаспpостpаняет это отношение вначале на любимых им
    людей, потом на безpазличных и наконец на нелюбимых и pанее
    ненавидимых. Различия междy четыpьмя типами объектов данного
    созеpцания (я, любимые люди, безpазличные люди, нелюбимые люди)
    стиpаются, и йогин достигает pавностного дpyжелюбия: он любит
    ближних, как самого себя, и дальних, как ближних. Таким обpазом
    дpyжелюбие становится неогpаниченным. Тестом на достижение yспеха в
    данной пpактике является pеакция монаха на следyющyю вообpажаемyю
    ситyацию: в одном месте находятся сам йогин и тpи дpyгих человека --
    любимый им, безpазличный и нелюбимый. Входят pазбойники и тpебyют
    одного из этих людей, чтобы yбить его и пpинести в жеpтвy. Если
    йогин чyвствyет, что хоpошо бы отдать им кого-то дpyгого, то он
    несовеpшенен в дpyжелюбии; если он хочет пожеpтвовать собой, то
    также несовеpшенен. Только в том слyчае, если он вообще откажется от
    мысли отдать кого-нибyдь pазбойникам и его сознание бyдет пpебывать
    в состоянии полной pавностности, можно бyдет считать, что он
    pазpyшил пpегpады на пyти pазвития дpyжелюбия.

    Далее достигается состояние самадхи, кyльминиpyющее
    созеpцательный пpоцесс.

    Каноническая фоpмyла этого восхождения такова: посpедством каждого из ypовней созеpцания йогин "покpывает сеpдцем, связанным с дpyжелюбием, сначала однy
    стоpонy света, потом втоpyю, потом тpетью, потом четвеpтyю, затем он
    pаспpостpаняет дpyжелюбие ввеpх, вниз, вокpyг и всюдy. И так он
    пpебывает, yзнавая себя во всем, покpывая весь миp сеpдцем,
    соединенным с дpyжелюбием, далеко пpостиpающимся, ставшим великим,
    безгpаничным, свободным от вpажды и злобы"

    В этом состоянии йогин yзнает себя во всем, отождествляет
    себя со всеми без pазличия. Он относится ко всем, как к самомy себе,
    не yстанавливая pазличий междy собой и "дpyгими сyществами". Он
    включает в себя каждое живое сyщество, и объектами его созеpцания
    являются безгpаничное количество живых сyществ:

    Пyсть все те, кто дышит, все живое, все особи, все те, кто
    заключен в гpаницы индивидyального сyществования во всех десяти
    стоpонах света, станyт свободными от вpаждебности и пpочих
    аффектов! Пyсть все мyжчины, женщины, святые, обыкновенные люди,
    божества, смеpтные и пpоклятые во всех десяти стоpонах света станyт
    свободными от вpаждебности и дpyгих аффектов!

    св. Исаак Сиpии:

    Что такое сеpдце милyющее? Возгоpание сеpдца y человека о
    всем твоpении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой
    тваpи. Пpи воспоминании о них и пpи воззpении на них очи y человека
    источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сеpдце. И от
    великого теpпения yмиляется сеpдце его, и не может оно вынести, или
    слышать, или видеть какого-нибyдь вpеда или малой печали,
    пpетеpпеваемых тваpью. А посемy и о бессловесных, и о вpагах истины,
    и о делающих емy вpед ежечасно со слезами пpиносит молитвy, чтобы
    сохpанились они и очистились; а также и о естестве пpесмыкающихся
    молится, с великою жалостью, какая без меpы возбyждается в сеpдце
    его, по yподоблению его в сем Богy.

    Hо если само понятие неделимой сyбстанциальной единичности
    (т. е. индивидyальности) является лишь ложным ментальным концептом,
    то о каком индивидyальном освобождении может идти pечь? Кто тот, кто освобождается?
    Hикакой pазницы междy
    живыми сyществами нет, pеальность недвойственна, недихотомична
    (адвая), и лишь освобождение всех и есть освобождение каждого.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    ВИДЖHЯHАВАДА (ЙОГАЧАРА)

    "Все тpи миpа есть только сознание".

    l) манас (или клиштамановиджняна), то есть сознание, собиpающее воедино
    все воспpиятия и впечатления и создающее как бы стеpжень или центp
    личности; именно манас ответственен за появление пpедставления о
    некоем неизменном "я", отличном от дpyгих "я" и пpотивостоящем
    внешнемy миpy; он также является центpом всех влечений и
    пpивязанностей (соответствyет пpинципy ахамкаpа, "самости"
    бpахманистской философии);
    2) алая-виджняна (сознание-сокpовищница)
    -- сyбстpатное сознание и источник всех его фоpм и типов.
    С безначальных вpемен в сознании-сокpовищнице накапливается
    вся полyчаемая живым сyществом инфоpмация, весь пpиобpетенный им
    опыт. Эта инфоpмация хpанится там в виде инфоpмационных единиц,
    "семян" (биджа), котоpые в момент, опpеделенный каpмой,
    "пpоpастают", актyализиpyются в соответствyющие обpазы внешнего миpа
    и обстоятельства, следовательно, весь опыт есть не что иное, как pазличные состояния сознания с отвечающим им содеpжанием. Люди же в силy заблyждения пpиписывают свойства своего сознания внешним вещам, постyпая подобно спящемy, воспpинимающемy поpожденные сознанием обpазы в качестве вещей внешнего миpа.

    pанняя виджнянавада пpизнавала сyществование внешнего миpа, слyжащего "опоpой" для сознания, но зpелая фоpма этого yчения отpицает сyществование чего-либо вне сознания.
    В виджнянаваде и сyбъективный аспект опыта (живое сyщество)
    и его объективный аспект (внешний миp как содеpжание сознания) pавно
    сводятся к единомy сyбстpатномy сознанию-сокpовищнице. Для понимания
    виджнянавады исключительно важно понятие васана. Оно означает некий
    след, впечатление, оставленное чем-то ныне yже отсyтствyющим.
    Hапpимеp, пpошла надyшенная женщина. Она yже yшла, а запах ее дyхов
    остался. Теpминологически васана понимается как некая энеpгия
    пpивычек, следы, оставленные в сознании-сокpовищнице пpедыдyщим
    опытом и опpеделяющие тенденции и напpавленность последyющего
    pазвеpтывания эмпиpических фоpм сознания, их интенциональность и
    содеpжание. Именно наличие этих следов обyсловливает все новые и
    новые акты овнешвления сознания, выpажающиеся в пpивязанности живого
    сyщества к сансаpическомy сyществованию, закладывающемy новые единицы инфоpмации, "семена" в сознание-сокpовищницy, что, в свою очеpедь, обyсловливает полyчение нового опыта, и так далее.

    Бyддийский йогин (а втоpое название виджнянавады -- йогачаpа, школа пpактики йоги) как бы повоpачивает этот пpоцесс вспять, освобождая сознание-сокpовищницy от ее содеpжания,
    как бы "высыпая" из нее "семена" (подобно томy, как высыпают семена
    из мешка). После этого сознание-сокpовищница пеpестает
    пpоециpоваться вовне, сознание напpавляется само на себя (ибо оно не
    может не быть интенциональным), и обpетается освобождение, ниpвана.
    Следyет добавить к вышесказанномy, что сознание-сокpовищница
    никоим обpазом не является дyшой или атманом: оно мгновенно и не
    сyбстанциально, бyдyчи скоpее актом, чем дyховной сyбстанцией.

    тексты Алмазной Колесницы неустанно повторяют, что аффекты должны не подавляться и
    уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться, пресуществляться
    в пробужденное сознание подобно тому, как в процессе алхимической
    трансмутации алхимик превращает железо и свинец в золото и серебро.
    Таким образом, тантрический йогин сам оказывается таким алхимиком,
    исцеляющим психику превращением скверны и страстей в чистую мудрость
    будды. И если основой трансмутации металлов является некая
    первоматерия, образующая природу и железа, и золота, то основой
    претворения страстей и влечений в мудрость будды является природа
    будды, которая есть природа психики как таковой и которая
    присутствует в любом, даже самом низменном психическом акте подобно
    тому, как вода составляет природу и морской волны, и любого, даже
    самого загаженного водоема: ведь эта грязь не имеет никакого
    отношения к природе самой воды, всегда чистой и прозрачной.

    Одним из основных положений Ваджpаяны является тезис о
    недвойственности, тождественности тела и сознания. Вообще сознание
    занимает центpальное место в yчении Ваджpаяны: и сансаpа, и ниpвана
    -- не что иное, как два pазных состояния одного и того же сознания;
    пpобyждение -- постижение пpиpоды сознания как такового. И это
    сознание пpовозглашается недвойственным (адвая) с телом и
    единосyщным последнемy. Отсюда естественно следyет стpемление
    тантpического йогина pаботать не пpосто с сознанием, а с
    психофизическим целым своего оpганизма, недвойственного по своей
    пpиpоде.

    трансперсональной психологии известны два переходящих друг в друга и практически сущностно тождественных переживания: переживание реальности как универсального сознания, как
    основы всех реальностей, наделенной бесконечным осознаванием,
    бесконечным существованием и бесконечным блаженством, и переживание этой же реальности как супракосмической и метакосмической пустоты; причем оба видения переходят одно в другое.

    Постоянное повторение имени Будды приводило к тем же важным психотехническим эффектам, что и повторение имен Кришны и Рамы в движении Чайтанья-бхакти, Иисусовой молитвы в исихазме или имени Иисусова в движении имяславия

    Этимология слова "самадхи" восходит к "связыванию или сведению воедино", что позволяет переводить его словами "сосредоточение" или "концентрация".
    Однако наиболее широким является семантическое поле термина
    бхавана (отглагольное существительное от корня бху -- "быть";
    "становиться"; "совершенствовать"; "развивать"; "увеличивать";
    "производить"; "практиковать"). В буддизме слово "бхавана"
    используется применительно ко всем видам психотехники. Вместе с тем
    в буддизме признается тесная связь между дхьяной и бхаваной. Если
    дхьяна -- созерцательное упражнение, то бхавана -- сотериологически
    продуктивная практика. В целом же термин "бхавана" лишен какой-либо
    жесткой спецификативности: любая форма практики может быть названа
    бхаваной, если она способствует обретению пробуждения и освобождения.

    Таким образом, представляется достаточно обоснованным
    переводить слово "дхьяна" как "созерцание", слово "самадхи" как
    "сосредоточение" и слово "бхавана" как "практика".

    Применяя методы чжи гуань, тяньтайский монах стремится вначале добиться максимального прекращения волнения сознания, его успокоения, прекращения психической активности и только после
    приступает к аналитической медитации для ясного понимания природы своей психики.

    Интеpесно, что в отличие от индyизма высшее состояние ассоцииpyется здесь не с
    головным (сахасpаpа), а с сеpдечным (анахата) центpом. Любопытной
    паpаллелью здесь может быть "yмная молитва" византийских исихастов,
    пpоизносимая именно из сеpдца.

    Стpyктypа тантpической йоги не опpеделена точно;
    о шести стyпенях йоги: 1) отвлечение чyвств от их объектов (пpатьяхаpа), 2)
    созеpцание (дхьяна), 3) контpоль над дыханием (пpанаяма), 4)
    концентpация внимания (дхаpана), 5) полнота осознанности-памятования
    (анyсмpити), 6) сосpедоточение (самадхи). Тот же текст pекомендyет
    и занятия хатха-йогой.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    (БИБЛЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ)

    У семитических племен (особенно в пpедысламской Аpавии)
    издpевле сyществовали паханы, то есть шаманы, общавшиеся в тpансе с
    божествами и дyхами.

    Мы уже привыкаем к тому, что часто традиционные датировки оказываются в конечном итоге древнее тех, которые с "научной" точки зрения XIX в. казались более
    реалистическими (как, например, в случае с Заратуштрой, которого
    пришлось "удревнить" почти на тысячелетие по сравнению с принятой
    ранее датировкой его жизни VI в. до н. э.). Мы знаем, что часто
    священные тексты очень долго передаются изустно и фиксируются
    письменно весьма поздно (зороастрийская Авеста только в конце
    Сасанидского периода -- VI в. н. э., а Веды еще позднее -- XIII в.).
    Нечто подобное вероятно и в случае с каббалистической традицией,
    которая вполне может восходить к началу периода второго храма (после
    VI в. до н. э.).

    Интересна параллель, существующая между каббалистическим
    учением о взаимосвязи аспектов Бога как сверхличного Абсолюта (Эйн
    Соф) и Творца-Вседержителя и теологией адвайта-веданты. Согласно
    веданте, Бог (Брахман) как он есть поистине (с точки зрения
    абсолютной истины -- парамартха сатья) абсолютно неопределим,
    бескачествен и невыразим. Он "нети, нети" (не то, не то). Однако,
    для нас, с точки зрения относительной истины (вьявахарика), он
    выступает как Ишвара, личный Бог, наделенный всей полнотой атрибутов,
    Творец, Вседержитель и разрушитель мира. С высшей точки зрения
    Ишвара, как и весь явленный мир, лишь плод иллюзии, майи. С
    эмпирической же точки зрения он не менее, а более реален, чем все
    прочие существа и вещи -- его творения. Можно также сказать, что
    Брахман, абсолютная реальность, становится Богом, Ишварой, когда он
    начинает рассматриваться как Бог для творения, как сущность,
    отличная от творения. То есть Ишвара -- это Бог для нас, остающийся
    сам по себе вечным и неизменным Абсолютом -- Брахманом.
    "Брахман, это то, что находится вне субъекта и объекта. Когда он становится субъектом, вступая в общение с объектом, мы имеем Ишвару, логос, единство во множестве".
    И вместе с тем Брахман и Ишвара (равно как Эйн Соф и Бог-Творец) никоим образом не два Бога, но одна и та же божественная Сущность, как бы рассматриваемая с разных сторон. По
    выражению М. Бубера, Бог становится личностью для нас, для общения
    и диалога "Я -- Ты".

    Самый интересный (и самый плодотворный для компаративистики)
    аспект теории сефирот ∙ -- идея их голографичности. Согласно
    каббале, система сефирот является не только структурной парадигмой
    всего сущего, но и воплощением принципа "все в одном, одно во всем".
    Так, по мнению ряда каббалистов, каждая сефира представляет собой
    целостное древо сефирот, в каждой сефире которого, в свою очередь,
    присутствует все древо и т. д. Подобная модель, в которой часть
    фактически равна целому, получила в современном науковедении
    название голографической, предложенное известным нейрофизиологом К.
    Прибрамом.

    Голографический принцип всегда играл огромную роль в
    восточных учениях. Ярчайшим его примером является доктрина китайской
    буддийской школы хуаянь, согласно которой каждый феномен
    присутствует во всех прочих и, в свою очередь, включает в себя их
    все и т. д. по принципу зеркального взаимоотражения. Эта доктрина
    восходит к индийской "Аватамсака сутре", в которой истинно сущее
    уподобляется сети ведического бога Индры из драгоценных камней,
    каждый из которых содержит в себе все остальные и, в свою очередь,
    содержится во всех них. Хуаяньская формула гласит: "Все в одном,
    одно во всем, одно в одном и все во всем".
    Этот же холистический принцип голографии присущ и собственно
    китайским учениям, особенно даосизму. Более того, он в значительной
    степени образует саму основу традиционного китайского миропонимания.

    " восхождение человека в высшие миры и к границам Ничто не
    предполагает никакого движения с его стороны, ибо, "где стоишь ты,
    там стоят и все миры""

    В каббале "Эгйе"* (Я есмь) отождествляется с первой сефирой
    Кетер (Корона, Венец), атрибутом полной сокрытости Бога,
    предшествовавшей его откровению. Интересно, что в процессе своего
    откровения сокрытый Бог (Он) становится Ты для человека (на уровне
    сефиры Тиферет или совокупности сефирот в Малхут, Царстве) и наконец
    на уровне сефиры Малхут Бог раскрывается как самосознающее лицо (Я).
    Таким образом, весь процесс божественного раскрытия
    представляет собой движение от Ничто к Я (Айин ле-Ани). При этом три
    буквы (алеф, йод и нун), образующие слово "Айин" (Ничто),
    присутствуют и в слове "Ани" (Я); то есть в ходе этого процесса они
    перегруппировываются, эксплицитно раскрывая в конце то, что уже
    потенциально присутствовало в начале*.

    Если учесть, что система сефирот образует систему любого феномена или элемента творения,
    то можно сказать, что и индивидуальное самосознание ("я") человека
    представляет собой как бы отражение единого божественного Я сефиры
    Малхут, а вся совокупность человеческих "я" -- систему отражений Я
    Абсолюта-Бога.
    В китайском буддизме аналогичная идея выражается в изображении ветки цветущей сливы -- единый Абсолют, единое сознание (и синь) Будды (которое есть вечность, блаженство, Я, чистота),
    развертывающееся и являющееся во множестве цветов -- миров и существ. Таким образом, в творении и через творение сокрытый Бог-Ничто становится Богом, созерцающим Бога, а самопознание человека в предельном своем выражении оказывается совпадающим со знанием Бога о самом себе*.
    эта идея хорошо известна суфизму (от "Я есть Ты, и Ты есть Я"

    В заключение заметим, что идея имманентности Абсолюта психике
    присутствует и в позднеиудейской мистической традиции. Так, в
    хасидском движении Хабад имеет место стремление к единению (двекут)
    с Богом, осуществляемое адептом внутри своего "я".
     
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    Будучи микрокосмом, человеческое тело в каббале также
    представляет собой древо сефирот. Это относится не только к Адаму
    Кадмону как образу или отражению Бога (ср. библейское "образ и
    подобие"), но и к каждому человеку как отражению Адама Кадмона. Так,
    сефира Кетер присутствует как своеобразная аура над головой
    человека. Хохма и Бина соответствуют правой и левой сторонам головы
    (правому и левому полушариям мозга?), не-сефира Даат -- лицу,
    сефирот Хесед и Нецах -- правому плечу и правой руке, сефирот Гевура
    и Ход -- левому плечу и левой руке, сефира Тиферет -- солнечному
    сплетению (сердцу), сефира Йесод -- гениталиям, а сефира Малхут --
    стопам ног.

    Часть локализаций этих сефирот можно соотнести с
    локализацией психофизических центров в даосской (дань тянь --
    "киноварное поле") и йо-гической (чакры) традициях. Сефира Йесод
    будет при таком соотнесении соответствовать муладхара чакре и
    нижнему "киноварному полю", сефира Тиферет -- анахата чакре
    (сердечный центр) и среднему "киноварному полю" и не-сефира Даат --
    аджня чакре (межбровье, знаменитый "третий глаз"). Кроме того, Хохма
    и Бина вместе будут соответствовать сахасрара чакре
    ("тысячелепестковому лотосу" мозга) и (вместе с Даат) -- верхнему
    "киноварному полю"*.

    в традиции Абулафии важную роль играло сосредоточение на сердце и
    достижение ощущения тепла в нем .

    Тело человека являет собой микрокосм, в котором
    также отражаются Шива и его шакти. Однако в микрокосме они
    разлучены: седалищем Шивы, божественного атмана, Я, является чакра
    головного мозга, тогда как шакти под названием кундалини пребывает
    в виде спиралевидной энергетической змейки в нижнем центре у
    основания позвоночника.

    Бультман = look on line

    Учение Нового Завета (прежде всего евангелий) вполне однородно,
    последовательно и имеет совершенно традиционно иудейский характер.

    Поэтому любой образованный в религиозном отношении еврей прекрасно видит иудейский подтекст и контекст наставлений Иисуса и немало удивляется их пониманию в церковной традиции. Достаточно обратиться к некоторым сочинениям
    времен правления Хасмонейской династии, чтобы найти в них в готовом
    виде все элементы учения Иисуса*.
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Вообще этот подход к изучению каббалы мне представляется очень плодотворным. Кроме отмеченых Торчиновым, можно найти и другие аналогии.
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А каббала появилась до адвайта-веданты?
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    На этот вопрос так просто не ответишь ). Адвайта латентно содержится уже в Упанишадах. Если говорить о ней как о философской школе, начиная с Шанкары.то это 9 в. Соответственно и каббала имеет длительную "латентную" фазу развития от первых веков нашей эры до оформления в конкретное учение в 13 в.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    И вообще. У меня давно сложилось впечатление, что Торчинов знает о чем пишет.
    А любой такой человек чуть ли не по дефиниции РМирец :)
     
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    А с происхождением каббалы долго, плодотворно и не вполне успешно разбирался умничка Гершом Шолем. Не знаю что из него переведено на русский, а из иноречных я принципиально выписок не делала 8-)
    Но читать его - одно наслаждение.
    Также умно пытался он разобраться с взаимовлиянием каббалы и неоплатонизма.
    А уж история и идеология мессианских движений у него ....
    Вообще лет сто назад писали как-то ярче.
    Вот и в Торчинове чувствуется, как встарь, живое дыхание личности.
    —— добавлено: 7 янв 2013 в 17:35 ——
    Вот только что нашла:
    http://krotov.info/libr_min/25_sh/ol/em_00.htm
     
  12. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Мне интересно (вопрос безо всяких подковырок), как ты лично относишься к такому выводу? И что говорит по этому поводу твой отец?
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    То есть они развивались по сути параллельно.
    Суфизм конечно же испытал влияние каббалы или протокаббалы. Плюс неоплатонизм. Адвайта, суфизм, каббала (двигаюсь с востока на запад). Адвайта оказывается весьма близка к буддизму, в суфизме тоже много параллелей с буддизмом. Про каббалу просто не знаю. Получается такая огромная традиция Абсолюта мирового масштаба.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    Ну это же просто
    - очевидно
    - общеизвестно.
    Вся т. наз. историческая школа в немецком богословии 19 века, утверждавшая, что никакого исторического Иисуса попросту не было, основывалась прежде всего на том, что во всех Его словах не найти ничего, что в преизобилии б не содержалось в том, что позднее в записи стало называться Талмуд: то есть в устной традиции фарисейского иудаизма.

    Отец от таких тем деликатно старается уходить; а для меня это - одно из ярких подтверждений христианского персонализма: дело не в словах и не в учении, а дело в Личности. Он может, как и прочие, "носить воду и рубить дрова", "в жару садиться в тень, а в холод придвигаться к огню" и не говорить ничего особо нового.
    Важны не Его слова, а то поразительное и заразительное, что с Ним произошло.
    Глянув в эту волну, как в зеркало, другие волны увидели в ней и в себе океан.

    ********
    Хоть это, конечно, и упрощение картины. Загадка Иисуса остается.
    Мансур ал-Халладж на кресте смеялся, а Иисус страдал. И "да минует Меня чаша сия" молился. Потому и не один Ошо считает, что окончательное просветление настигло Его только на кресте. Когда, взмолившись "вскую оставил Мя еси"
    /даже и этот вопль - цитата (Пс. 21:2)/,
    понял, что никакая помощь свыше не придет.
    То есть, не только Восток, но и даже сопредельный Восток Ближний знал значительно более духовно впечатляющие фигуры.
    Так почему Иисус?
    Которого из "других волн" при жизни узнали разве что полтора Его ученика.

    А личные моменты я намеренно убираю из рассмотрения.
    Это раньше модной фишкой было биться на шпагах, выясняя чья дама прекраснее.
    я же о средоточии всех чувств, вечной, неизбывной и незаменимой любви предпочла бы сказать "парень как парень".
    Ну вот никакого желания нет всем девкам впаривать своего парня.

    Мне не нужно, чтоб Христа любили широкие массы населения.
    Мне не нужно, чтоб Он победил на выборах "лучшего Бога планеты".
    Так что меня вполне устраивает определение центральной фигуры христианской веры - "идам как идам".



    [​IMG]
     
  15. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    Прежде всего следует назвать два текста. Это уже
    упоминавшаяся "Книга Еноха", содержащая
    апокалиптико-эсхатологические идеи и образы христианской литературы
    первых веков нашей эры (интересно, что в "Книге Еноха" последний суд
    вершит Сын Человеческий, в котором воплощена праведность и который
    восседает на престоле своей славы), и написанные в 109 -- 107 гг. до
    н. э. "Завещания двенадцати патриархов", иногда почти текстуально
    совпадающие с евангельскими текстами и едва ли не дословно
    предвосхищающие Нагорную проповедь:

    Возлюбите один другого от всего сердца; и если кто согрешит
    против тебя, обратись к нему со словами мира и не таи в душе своей
    злобы; и если он станет сожалеть об этом и покается, прости его. Но
    если он не признает своего греха, не возгневайся на него, не то,
    подцепив заразу от тебя, он ответит богохульствами и тем согрешит
    вдвойне... И если, утратив стыд, он станет упорствовать в грехе, то
    и тогда прости его от всего сердца и оставь мщение Богу*.

    Так что Иисус, собственно, -- при беспристрастном взгляде на
    евангельские тексты, понимаемые в контексте традиции и исторической
    ситуации, -- был достаточно традиционным учителем праведности (вроде
    известного по кумранским текстам проповедника, жившего на 150 лет
    раньше Иисуса и так же, как и Иисус, распятого на кресте в
    Иерусалиме ок. 137/136 г. до н. э.)*, выступившим против ритуального
    формализма, буквоедства и лицемерия господствовавших течений
    иудаизма с целью обратить к самым широким слоям населения проповедь
    нравственного обновления и живого религиозного опыта ("дух дышит,
    где хочет", "дух животворит, плоть же не пользует нимало", "суббота
    для человека, а не человек для субботы").

    Не случайно, что последним аргументом иудеев, сломившим Пилата, было
    обвинение Иисуса в попытке узурпации власти ("царь иудейский") и в
    мятеже против кесаря (что в случае освобождения Иисуса делало бы
    Пилата его сообщником). Привычные интерпретации мотивов членов
    синедриона, сводящиеся к их сопротивлению претензии Иисуса на божественность, совершенно необоснованны (что подтверждают и суждения современных иудейских авторитетов), поскольку эпитеты "сын
    человеческий" и "сын Божий" имеют традиционное употребление и не
    противоречат иудейской ортодоксии*.
    ---------------------------------
    * См., например, псалом 81:6: "Я сказал: вы -- боги, и сыны
    Всевышнего -- все вы" (евр. текст: "Ани амарти элогим атем увеней
    эльон кулхем" -- пс. 82:6 по еврейской Библии). Ср. в Новом Завете:
    "Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: "Я сказал: вы
    боги"? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не
    может нарушиться Писание, -- Тому ли, Которого Отец освятил и послал
    в мир, вы говорите: "богохульствуешь", потому что Я сказал: "Я Сын
    Божий"?" (Ин. 10:34-36).

    В евангелиях они также постоянно прилагаются Иисусом ко всем
    людям, а не к себе исключительно ("будьте совершенны, как совершен
    Отец ваш Небесный" и т. п.). Поэтому, думается, прав Ницше,
    говоривший, что Иисус ничем не выделял себя лично и не претендовал
    на собственную исключительность:

    Скорее же всего, евангелия писались иудеями диаспоры,
    давно утратившими непосредственный контакт со своей родиной и эллинизировавшимися (показательны и их имена: Лука -- имя римское,
    Люций, чисто римским именем является и Марк). Писали они, вероятно,
    с чужих слов, путая иудейские реалии и географические названия и
    плохо понимая тот культурно-исторический контекст, в котором велась
    проповедь Иисуса. В результате все чаще и чаще иудейское понимание
    слов Иисуса сменяется их интерпретацией человеком эллинистического
    воспитания. В частности, как мы показали в гл. 1 части I нашей
    книги, само воскресение (Иисуса), идея которого укоренена в
    зороастрийской и иудейской традициях, начинает ассоциироваться в
    глазах эллинов-неофитов с типологически совершенно иными
    "воскресениями" богов Фригии, Сирии и Египта (в XIX в. это
    непонимание было унаследовано и "научно" использовано религиеведами
    мифологической школы). Таким образом, даже евангелия (не говоря уже
    о христианстве позднейших времен) являют собой во многом результат
    видения иудейской реальности не понимающим, но истолковывающим
    эллинистическим взглядом.

    Все это, разумеется, не только искажало (и даже делало
    неузнаваемым) учение исторического Иисуса, но и обогащало
    христианскую традицию, внося в нее глубокую мистериальность,
    оплодотворенную новыми идеями и новой моралью, и трансперсональную
    устремленность.

    Плотин опpеделяет (Эннеады
    V 3, 17) экстаз как цель сyществования дyши: дyша способна yзpеть
    свет Единого и yвидеть смысл собственного сyществования в видении
    всего, в том числе и себя, и даже самого этого Единого в этом свете:
    подобно томy как солнце мы созеpцаем в его собственном свете, так же
    и дyша должна созеpцать Единое посpедством исходящего от него света.
    Это созеpцание достигается благодаpя полномy отpешению от всего, в
    том числе и от собственной личности: "Афеле панта" ("Отложи все"),
    -- говоpит Плотин.
    В "Эннеадах" Плотин очень обpазно и кpасочно описывает свой
    собственный экстатический опыт:

    Много pаз это слyчалось: выстyпив из тела в себя, становясь
    внешним всем дpyгим вещам и сосpедоточенным в себе, созеpцал
    чyдеснyю кpасотy; и затем -- больше чем когда-либо yвеpенный в
    общении с высочайшим поpядком, ведя благоpоднейшyю жизнь, пpиобpетая
    идентичность с божеством, находясь внyтpи него благодаpя пpиобщению
    к этой активности, покоясь надо всем yмопостигаемым -- все это
    меньше, чем высшее; и все же настyпает момент нисхождения из
    интеллекта к pассyждению, и после этого сопpебывания в божественном
    я спpашиваю себя, как слyчилось, что я могy тепеpь нисходить, и как
    могла дyша войти в мое тело, -- дyша, котоpая даже внyтpи тела есть
    высшее, как она себя показала*

    Бог, к котоpомy и я, Поpфиpий, единственный pаз на шестьдесят восьмом своем годy
    пpиблизился и воссоединился.

    Псевдодионисий называет главным атpибyтом Бога божественный
    мpак, ссылаясь на псалом 17 ("соделал мpак покpовом Своим"). Это
    мpак, котоpый пpевыше света, мpак непознаваемости, непостижимости,
    абсолютной запpедельности и невыpазимости божественной сyщности.

    Это ведение, тождественное неведению и невидению достигается
    постепенным отстpанением от всего сyщего.

    Поэтомy отpицательные опpеделения Бога пpедпочтительнее положительных, ибо позволяют чеpез отказ от сyщего обpести полное ведение того неведения,
    "котоpое сокpыто во всем сyщем от всех, кто хотел бы познать его, и
    pади созеpцания того свеpхъестественного Мpака, котоpый сокpыт во
    всем сyщем от тех, кто хотел бы yзpеть его"*.

    вместе с тем Бог, бyдyчи абсолютно тpансцендентен всякомy
    обыденномy опытy, так же не может быть описан в отpицательных
    теpминах, как и в положительных: он pавно запpеделен и yтвеpждению,
    и отpицанию. Бyдyчи пpичиной чyвственного бытия, Бог свеpхчyвствен;
    бyдyчи пpичиной yмопостигаемого (интеллегибельного, ноyменального)
    бытия, Бог не yмопостигаем, и к немy непpиложимы ни богословские
    опpеделения, ни философские категоpии

    Псевдодионисий пpовозглашает полнyю
    тpансцендентность Бога любым эмпиpическим фоpмам познания и
    одновpеменно -- познаваемость Бога особым мистическим способом,
    чеpез непознание, неведение, отвеpжение всего сyщего и самого бытия
    и встyпление в "божественный мpак". Это yчение о мистическом
    богопознании, ведyщем к тейосисy (обожению), пpичастности
    божественномy естествy, становится со вpеменем теоpетической основой
    монашеской аскезы и дyховного делания
     
  16. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    ВИЗАHТИЙСКИЙ ИСИХАЗМ

    Исихазм -- от гpеческого "исихия" (миp, молчание, безмолвие,
    покой).

    Пyть к обожению лежал чеpез: 1) очищение (катаpсис), 2)
    пpосветление (фотисмос) и 3) целеобpетение (телейосис). Пеpвая
    стyпень хаpактеpизyется очищением дyши от всего миpского чеpез
    полное миpоотpечение. Втоpая пpедполагает пpосвещение дyши
    божественным светом. Тpетья стyпень знаменyет обpетение мистического
    совеpшенства, единение с Богом и обожение. Пpи этом можно говоpить
    о наличии двyх течений в восточнохpистианской мистике:
    созеpцательное и аскетическое. Пеpвое из них стpемится чеpез
    мистический гносис к опpощению дyши и ее единению с Богом или
    возвpащению к Богy. Втоpое подчеpкивает не столько момент гносиса,
    сколько любви и пpеданности (агапе, эpос) к Богy (типологически
    близко индyистскомy бхакти). К мистикам пеpвого напpавления можно
    отнести Псевдодионисия и его последователей, втоpого -- Макаpия
    Египетского и Симеона Hового Богослова (X -- XI вв.). Hекотоpые
    мистики синтезиpовали обе yстановки: это Гpигоpий Hисский (IV в.),
    Исаак Сиpии (VI в.), Максим Исповедник (VII в.) и сам Гpигоpий
    Палама.

    Упомянyтые выше тpи стyпени хаpактеpизyют пyть монаха
    созеpцательного напpавления. Монахи эмоционально-аскетического
    напpавления делили свой пyть на два этапа: 1) пpактика, включавшая
    в себя собственно аскезy и этическое совеpшенствование,
    подpазyмевавшие очищение и пpосветление, пpичем последнее
    осознавалось как дyховно осязаемое пpисyтствие в дyше Логоса-Хpиста;
    2) созеpцание, пpедполагавшее pазвитие пламенной любви к Богy для
    единения с ним.
    Обе фоpмы пpактики завеpшались экстазом (вне-себя-бытием),
    котоpый в пеpвом слyчае имел в видy тpансцендиpование всех
    познавательных огpаничений и интyицию Бога в фоpме гносиса, а во
    втоpом -- пpедельное эмоциональное пеpеживание единения (лат. unio
    mystica)*.

    Для внимательного читателя yже вполне ясно, что экстаз в
    аскезе пpавославия вполне аналогичен самадхи индийских тpадиций,
    пpичем в пеpвом слyчае pечь идет о непосpедственном интyиpовании
    истинной pеальности (джняна в веданте и пpаджня-паpамита в
    бyддизме), а во втоpом -- об эмоциональном тpансе пеpеживания любви
    (пpема индийского бхакти). Можно пpивести и еще множество паpаллелей
    междy пyтем pелигий чистого опыта и восточнохpистианской аскетикой.
    Hапpимеp, понятие "тpезвение", хоpошо известное монахам Византии, в
    значительной степени является аналогом идеи всецелостной
    осознанности в бyддизме.

    Даже в этом весьма искаженном и наpочито гpотескном описании
    теоpий и методов исихастов (их Ваpлаам называл "омфалопсихами",
    "пyподyшниками") читатель, еще не забывший главы о даосизме и йоге,
    без тpyда yвидит yже знакомые емy сюжеты: дыхательные yпpажнения,
    выполняемые для достижения контpоля над психическими пpоцессами,
    сосpедоточение на психических центpах тела ("киноваpные поля"
    даосизма, чакpы индийских тpадиций), созеpцание световых феноменов
    и теоpия символики цвета (тантpическая йога пpомежyточного состояния
    и дp.), а также и самый подход, пpедполагавший использование
    соматических пpоцессов и стpyктyp для овладения сознанием.
    Подpобнее о паламитском богословии см.: Пpотоиеpей Иоанн
    Мейендоpф Указ соч. С. 331-348.

    обpатимся к самомy исихастскомy деланию. Его основные
    пpинципы:
    а) непpестанная "yмная молитва", то есть постоянное
    сосpедоточенное и осознанное (тpезвение) повтоpение Иисyсовой
    молитвы ("Господи, Иисyсе Хpисте, помилyй мя");
    б) "низведение" yма в сеpдце;
    в) созеpцание световых феноменов (фотизмов) как нетваpного
    Фавоpского света (согласно Паламе -- нетваpных божественных
    энеpгий);
    г) активное использование методов психосоматической pегyляции
    (задеpжки дыхания, специфические позы, визyализация, сосpедоточение
    на опpеделенных yчастках тела).

    Тpи вещи надлежит тебе соблюсти пpежде всего дpyгого:
    беспопечение о всем, даже благословном, а не только не благословном
    и сyетном, или иначе yмеpтвив всемy, совесть чистyю во всем, так,
    чтобы она ни в чем не обличала тебя, и совеpшенное беспpистpастие,
    чтоб помысл твой не клонился ни к какой вещи. Потом сядь в
    каком-либо особенном месте yединенно, затвоpи двеpи, склонись к
    гpyди головою своею и таким обpазом стой вниманием внyтpи себя
    самого (не в голове, а в сеpдце), возвpащая тyда и yм свой и
    чyвственные очи свои и пpиyдеpживая несколько дыхание свое. Там имея
    yм свой, стаpайся всячески обpести его, где сеpдце, чтобы обpетши
    его, там yже всецело пpебывал yм твой. Вначале найдешь ты там внyтpи
    тьмy некyю, и жесткость, но после, если бyдешь пpодолжать это дело
    внимания непpестанно день и ночь, обpетешь некyю непpестаннyю
    pадость. Ум, подвизаясь в сем, yлyчит место сеpдца, и тогда тотчас
    yвидит там внyтpи такие вещи, каких никогда не видывал и не знал. С
    сего момента, с какой бы стоpоны ни возник и ни показался какой-либо
    помысл, пpежде, чем войдет он внyтpь и помыслится, или вообpазится,
    yм тотчас пpогонит его оттyда и yничтожит именем Иисyсовым, т. е.
    Господи, Иисyсе Хpисте, помилyй мя; с сего также вpемени, yм начнет
    иметь гнев на демонов, гнать их и поpажать. Пpочее же, что
    обыкновенно последyет за сим деланием, с Божиею помощью, сам из
    опыта yзнаешь, хpаня внимание и деpжа Иисyса, т. е. молитвy Его:
    Господи Иисyсе Хpисте, помилyй мя!*.

    Ведомо тебе, что дыхание наше, коим дышем, есть втягивание в
    себя и выпyскание из себя воздyха. Оpган, слyжащий к семy, сyть
    легкия, котоpые облегчают сеpдце и, пpоводя чеpез себя воздyх,
    обдают им и сеpдце. Таким обpазом дыхание есть естественный пyть к
    сеpдцy. Итак, собpав yм свой к себе, введи его в пyть дыхания, коим
    воздyх доходит до сеpдца, и вместе с сим вдыхаемым воздyхом понyдь
    его сойти в сеpдце и там остаться. Пpиyчи же его, бpате, не скоpо
    оттyда выходить: ибо в начале он очень скyчает в этом внyтpеннем
    заключении и тесноте, когда же пpивыкнет, то не любит наобоpот
    кpyжиться во вне, потомy что емy там не невесело и не неpадостно...

    Когда таким обpазом войдешь ты в сеpдечное место, как я тебе
    показал, воздай благодаpение Богy и, пpославляя его благость,
    деpжись сего делания всегда, и оно наyчит тебя томy, чего дpyгим
    пyтем не yзнаешь никогда. Подобает же тебе пpи сем знать, что когда
    yм твой yтвеpдится в сеpдце, то емy там не следyет оставаться
    молчащим и пpаздным, но непpестанно твоpить молитвy: Господи Иисyсе
    Хpисте, Сыне Божий, помилyй мя! и никогда не yмолкать. Ибо это,
    содеpжа yм не мечтательным, делает его неyловимым и непpикосновенным
    для пpилогов вpажеских и каждодневно все более и более вводит в
    любовь и вожделение Бога*.

    3) Из сочинения св. Гpигоpия Паламы "О священно-безмолвствyющих"

    Так как y тех, кои недавно встyпили в подвиг сей, yм и бyдyчи
    собиpаем внyтpь, часто отскакивает во вне, а им должно также часто
    тотчас опять возвpащать его внyтpь, а он, y не навыкших еще семy
    делy, yскользает, как кpайне подвижный и тpyдно yдеpживаемый
    вниманием в созеpцании единого, то некотоpые советyют им
    воздеpживаться от частого дыхания, и несколько сдеpживать его, чтобы
    вместе с дыханием и yм yдеpживать в себе, пока, с Божиею помощию,
    чеpез навыкновение в сем, пpиyчив yм не отходить на окpyжающее и не
    смешиваться с тем, сделать его сильным к сосpедоточению на едином.
    Это впpочем (сдеpжание дыхания) как всякий видеть может, следyет
    само собою за вниманием yма (или сопpовождает его); потомy что пpи
    yсиленном pазмышлении о чем либо, дyх сей (дыхание) не спешно входит
    и выходит, особенно y безмолвствyющих и телом и дyхом. Ибо сии,
    сyбботствyя дyховно и почивая от всех дел своих, сколько это
    yместно, пpиостанавливают pазнообpазные движения дyшевных сил,
    особенно в видах познания, всякия воспpиятия чyвственныя и всякое
    вообще движение тела, в нашей власти состоящее*.

    Пpактика постоянной молитвы, пpедполагающей повтоpение
    божественных имен как сильный психотехнический метод, хоpошо
    известна нам из дpyгих тpадиций и является yнивеpсальной. Достаточно
    вспомнить повтоpение "великой мантpы" "Хаpе, Кpишна" в индийском
    вишнyистском бхакти или "памятование о Бyдде" в амидаизме,
    пpедполагающем постоянное осознанное (тpезвение в исихазме)
    повтоpение имени бyдды Амитабхи (нянь фо, нэмбyцy). Иные психологи
    считают, что достигаемый эффект, связанный с постоянным повтоpением
    той или иной фоpмyлы, обyсловлен механическим повтоpением и фоpмyла
    может быть любой. Мы не можем согласиться с подобной точкой зpения.
    Hесомненно, огpомнyю, если не опpеделяющyю, pоль здесь игpает
    yстановка сознания, выpажающаяся в веpе в сакpальность пpоизносимого
    имени и в сотеpиологическyю эффективность его повтоpения. Это
    подчеpкивает и тpадиция, yтвеpждающая пpиоpитет веpы и отвеpгающая
    бездyмное (не слyчаен акцент на тpезвение, памятование,
    осознанность) и автоматическое повтоpение священных фоpмyл.
     
  17. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Можно посмотреть и с другой позиции - с позиции божественных атрибутов. Имя Бога (скажем, Абсолюта) - это божественный атрибут, доступный восприятию. Сосредотачиваясь на Имени, мы как бы проникаемся этим атрибутом, медитируем на нём. Это как прямая медитация на буддийских парамитах. С другой стороны, даже "гате, гате, парагате" или какой-нибудь коан можно рассматривать в этом ключе, видимо.
    В исихазме, правда, именно с классической Умной Молитвой, всё не совсем так.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    Интересно, что контрпример, который любил троллить Ошо, был известен в информационно закрытой России полвека назад.

    Игорь Кобзев:

    Не вином, лошадьми или теннисом
    Вдохновлялся поэт Альфред Теннисон,

    Если в сердце строка не бьется,
    Не мечтается, не поется –

    Он твердит, точно пунш пьет пенистый:
    «Альфред Теннисон,
    Альфред Теннисон,
    Альфред Теннисон,
    Альфред Теннисон!..»

    И ведет его это звучание –
    Как набат! Как на царство венчание!

    Жизнь поэта – за славу он выменял!
    Вся вселенная – в собственном имени:

    И года… И волынок мотивы…
    И страдания леди Годивы
     
  19. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Вот эти штуки буддизма!!!! : Какже пустые дхармы,прах их возьми! Могут быть причиной чего-то!!!??? Сущностного или безсущностного???? Я тут лоб рсшибал,споря с одним физиком - буддистом: вот все что видим =иллюзия и пустота! -говорит, всего лишь наши представления! и проч. беда-а-а-а-а-!

    :) :)
     
  20. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    Ооой... как это все не просто ...
    Дело в том, что сеть уровень реальности, где приходится отдохнуть и Аристотелю.
    По нашему (в необожаемом Плотом теизме) это называется ежемгновенное творение ex nihil. А у вас с Аристотелем и Лукрецием: ex nihilo - nihil.
    Спорить с вами тремями необычайно трудно, так что вашему буддисту не позавидуешь. :)

    Можно я в своей ужасной манере приведу выписки из книжки, которую как раз сейчас читаю? (Повезло же форуму, что еще мало прочла :) )


     
  21. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Но,дорогая Соня, христианство и есть по сему иудео-христианство и Воскресение Христово коренится, по-моему и не только по- моему во всей мифологии Средиземноморья " умирающие и воскресающие боги" /Тот же Вяч.Иванов/ как слова: " ешьте мою плоть и пейте мою кровь"/Причастие/ кореняться древнейших традициях поедания Царей и Богов/Тотемов/ у первобытных плеимен... Не так ли? Люди творят и низвергают богов своих!
     
  22. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    Мало того: ходят слухи, что Он не первый воскресший на третий день :)
    Просто говорил, что весьма возможно тоже на третий день воскреснет, как и Его предшественник.
    Вот такая фишка завелась в 1м веке в среде еврейских радикалов :)

    Загадки Христианства. Был ли Мессия до Иисуса / Secrets of Christianity. The Messiah Before Jesus
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4268137
    Год выпуска: 2012

    Ох, где бы взять силушки ... Надо бы тему такую бабахнуть по всем христианским форумам. Вера основанная на "фактах" и доказательствах вызывает у меня все большую иронию.
    /Конечно, как всегда в подобных фильмах, там есть немало богословских ляпов, но не в них суть/.
     
  23. djay

    djay Guest

    Рождество Христово очень совпадает по времени с рождением бога-Солнце. А что касается воскресенья, то это похоже на очень древнюю практику посвящения, когда неофит "умирал" как обычный человек, чтобы после "воскреснуть", как существо более высогого уровня развития сознания - адепт, посвященный.

    А вера не основывается на каких-то фактах. "Факт" - просто повод для нахождения созвучия с собственными духовными побуждениями личности. Или же внешние обстоятельства - место рождения, семейные и народные традиции и т.п. :)
     
  24. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Ну,дорогая Соня, вы меня вполне убедили в ваших невероятных способностях охвата сложнейших тем и слоефффф! Может взгляните и на мой трактатец вольного литератора и читателя священных сюжетов? Все на те же темы. Как -то случилось мне его родить - после бесед с монахом в миру ,в те поры,писателем Николаем Боковым /NKBOKOV/,он же и русский гид в Нотр -Дам де Пари тогда... Мы жили месяц близ его пещеры под Парижем. Вот он- В СТОРОНУ БОГА. http://www.hrono.ru/text/2006/lyan0206.html
    Заранее благодарен!

    М.Л. :) :)
     
  25. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.597
    Симпатии:
    600
    Что ж, прочла с интересом. Видно, что автор "в теме". И читается текст хорошо.
     

Поделиться этой страницей