Китай ("земля правителя людей" по Сюаньцзану) Ядро империи Тан с населением ок. 45 млн. человек Империя Тан была задумана как нечто предельно рациональное. И даже отчасти воплощено. символом этого рационального замысла была уже столица - Чанъань, город площадью в 80 кв. км с населением ок 800 000 снаружи он был окружён невысокими (5,3 м), но очень толстыми стенами, и имел форму квадрата с абсолютно прямыми улицами-магистралями 11 проспектов с запада на восток и 14 с севера на юг имели ширину в 50 м.. они предназначались для проезда экипажей, были посыпаны белым песком и обведены водосточными каналами в 3 метра шириной. Главная магистраль - это южных ворот к императорскому городу имела ширину в 150 метров. части города к востоку и западе от неё считались двумя разными уездами. в центре каждого был большой рынок в 2 кв. км (т.е. каждый с тогдашний Самарканд). восток считался простонародным, а запад -элитарным. Живописностью город не отличался. каждый квартал был огорожен стеной с воротами запиравшимися на ночь. усадьба был иоднообразны и строились без претензий и на скорую руку. живописность абрису придавали только возвышающиеся пагоды. императорский город занимал место дома в этом городе-усадьбе (жилые кварталы были, типа, дворовые постройки). там были размещены казённые учреждения и находилась огромная площадь (2750 на 435 м.). к северу от неё возвышался дворцовый квартал который мог выглядеть примерно так строгуб симметрию нарушал два дворцово-парковых ансамбля: Дамингун и Сицингун на северо-востоке и юго-востоке. первый собственно и был реальной резиденцией императора, второй - пейзажным парком с большим озером. Север Чанъаня) (примыкавший к императорскому городу) был густо заселён, к югу плотность построек падала - там были сады, огороды, кладбища, плщадки для игры в поло и т.д. - Это реальность слегка корректировала строгую рациональность замысла. За пределами стен никаких сёл и деревень не было, только поля принадлежащие горожанам.
жизнь страны регламентировал тщательно продуманный кодекс из 500 статей в 12 разделах (наиболее подробно регламентировалось государственное устройство и чиновничья служба) центральное правительство состояло из императорской канцелярии, императорского секретариата (администрация императора), палаты цензоров (контроль) и управления ведомств (правительство), последнее из 6 ведовств-министерств: чинов, налогов, ритуалов, военное, судебное и общественных работ. страна делилась на 10 провинций , ( администрации на уровне провинции не было) и 7 внешних генерал-губернаторств ("протекторатов"). Вьетнам и большая часть с трудом завоёванной Кореи относились к внутренним. во внутренних провинциях было 358 округов, которые делились на 1551 уезд. уезды и округа делились на три разряда по численности населения помимо этого была создана система из 600 военных округов (гарнизонов), трёх разрядов (от 800 до 1000 солдат-военных поселенцев в каждом, они несли службу по очереди) управленцы-чиновники (вместе с семьями) составляли примерно 1,5% населения. они делились 9 рангов и 30 подрангов. должности замещались лицами сдавшими госэкзамен и получившими одну из 8 учёных степеней. чиновники составляли правящее сословие. они получали должностные поместья от 2 до 12 цин земли и могли выслужить вотчину (поля вечного пользования от 1 до 100 цин) (1 цин - 6,67 га, состоял из 100 му), потомки высокопоставленных чиновников получали преимущественное право при приёме на службу ("право тени") все нечиновники считались "простым народом". они делились на добрый люд (свободные) подлый люд (зависимые) верхушку доброго люда составляли аристократы (в реестр были внесены 243 знатные фамилий (кланов) состоящие из 2287 семей. у них было свой кодекс поведения и поля вечного пользования), учёные (сдавшие хотя бы один экзамен, но не принятые на службу), буддийские и даосские монахи (владевшие пожалованными землями коллективно), и в какой-то степени подчиновники-канцеляристы. дальше шли тяглые крестьяне (60% населения), внесённые в податные списки. они получали надельные земли - на взрослого 100 му (1 цин) земли (80 му пашни и 20 му под сад (тутовник, вязы и жужубы). на главу семьи выделялось ещё 20 му, на каждых трёх человек 1 му на дом и огород. на больных и старых по 40 му, на вдов по 30 му. (были т.н. тесные (малоземельные) уезды где земли выдавали меньше, но в той же пропорции. в просторных уездах, желающие могли обрабатывать целины сверх надела. К земле крестьяне были прикреплены и обязаны её обрабатывать выплачивая подати: 1/40 часть среднего урожая, кусок ткани и 20 дней трудовой повинности в год. но были ещё чрезвычайные подати. эти три категории допускались к экзаменам и госслужбе. ремесленники и кпцы были рангом ниже. ремсленники объединялись в цехи-ханы и обязаны часть года работать на государственных мануфактурах. они получали земельные наделы в половинном размере. купцы платили сборы на внутренних таможнях и налоги. качество товаров и порой даже цены на них регламентировались подлый люд тоже состоял из нескольких категорий: частные и казённые рабы, потомки рабов, казённые зависимые (держатели казённых и пожалованных земель, казённые ремесленники и музыканты), частные крепостные и слуги.
Это было время экономического подъёма. восстанавливается великий канал, растут города, широко начинают использоваться водяные мельницы и водоподъёмные колёса, выращивание чая и сахарного тростника. в земледельческих орудиях используют стальные наконечнники производиться прото-фарфор саньцай с трёхцветной глазурью
особенность Китая танского времени это его открытость чужеземным культурным влияниям. в это время там можно было встретить многочисленных чужеземцев из самых разных стран: государей с данью, послов, миссионеров, торговцев, пленных, рабов... всё чужеземное было в моде: одежда, широполые шляпы, войлочные юрты, пирожки, виноград и виноградное вино, белокурые официантки, среднеазиатские танцы, стилизация под иноземные напевы, экзотические животные, игра в поло, мода на верховую езду ( вт.ч. у женщин), кукольный театр.. ну конечно танцоры и танцовщицы, музыканты, фокусники, акробаты из самых разных стран (Кореи, Средней Азии, стран ЮВА, Индии...), кажется до сюда добирались даже византийские артисты. брат императора вообще вёл образ жизни тюркского князя - жил в шатре, одевал свиту в тюркские костюмы, и даже разговаривал обычно по-тюркски увлекались и диковинными иноземными товарами,с запада их везли согдийцы, с востока корейцы, в южный порт Гуанчжоу прибывали корабли из Аравии, Персии, Индии, Цейлона, Индонезии... с юга везли лекарства, благовония, пряности, душистую древесину, драгоценные камни... колонии иностранных торговцев жили в китайских городах, им дозволялось строить зороастрийские храмы, христианские церкви, мечети и минареты Но конечно самым значительным было воздействие индийской культуры связанно с распространением буддизма. изучалась индийская математика и философия. переводились с санскрита сутры. приезжали индийские алхимики и духовные учителя (например в нач. 8 в. в Китае окажется тантрический мастер Шубхакарасимха . который в описываемое время преподавал в Наланде. Этот индийский буддийский университет был центром притяжения учёных монахов и Китая, только в конце 7 в. в Индию отправилось 37 паломников.
деятели культуры Ли Чуньфэн - математик и астроном, историк науки, составитель нового календаря, астролог. Сунь Сымяо - знаменитый врач, алхимик, впоследствии обожествлённый, первым описал смесь по составу напоминающую порох. Ян Шаншань - придворный медик, автор работ по иглоукалыванию Чэнь Сюаньин - даосский мыслитель Хуэйнэн - основатель южного чань-буддизма - учения о мгновенном просветлении, самой китайской из всех буддийских школ (мумия) Куйцзы - оснватель буддийской школы фасян-цзун (китайская версия йогачары) Фа Цзан - третий патриарх и фактический основатель буддийской школы хуаянь
"4 выдающихся поэта" эпохи: Ван Бо, Ян Цзюн, Ло Биньван и Лу Чжаолин хотя золотой век танской поэзии ещё не начался. Ван Бо Высокий дворец князя Тэн над рекою. Здесь нежный звучал перезвон Колец из нефрита* в парадных покоях. Отпел, отплясал нынче он. Рассветные тучки влетают, как птицы, под балки, в их пёстрый узор. Стемнеет – и жемчуга нити* в светлице свернутся дождями из Западных гор*. Текут облака и глубокие тени, созвездия, дни и года. Утерян и счёт их среди поколений… Которая осень приходит сюда? Где князь из дворца, где дворцовая свита?.. За внешней оградой река. Янцзы здесь пустынна, свободна, открыта… бессмысленна и глубока. Ян Цзюн В походе Пламя сигналов над западною столицей. Сразу на сердце, конечно, от низ тревога. Знак полководца выносим из Врат Дворцовых. Латников конных ставим вкруг Стен Дракона. В темени вьюжной узоры знамен поблекли. В ветре все время слышен бой барабанов… Все же в походе командовать просто сотней Лучше, чем дома сидеть одному за книгой! Ло Биньван Га-га-га", - гусь, выгнув шею, песню громкую запел, К небу крик его протяжный над затокой полетел. Перья белые всплывают над зеленою водой, Лапы красные взбивают гладь прозрачную волной. Лу Чжаолинь Провожаю второго старшего брата, уезжающего в Шу С заставами горы ждут путника на дорогах. В веселых забавах цветет государев город... На проводах этих, как только разняли руки, Глядим расставаясь – друг друга жалеем молча! *** Над извилистыми берегами Дивный запах кружит, проплывает. Очертанья лотосов кругами Весь прудок заросший покрывают, Все-то я боюсь, что дунет ветер Осени на листья слишком рано... Только ты б, мой друг, и не заметил, Как они, опав, закружат странно.
Посмотреть вложение 141235 Посмотреть вложение 141236 Посмотреть вложение 141237 Посмотреть вложение 141238 Посмотреть вложение 141240 Посмотреть вложение 141241 Посмотреть вложение 141242 Посмотреть вложение 141243 Посмотреть вложение 141248
Буддизм если и не был государственной религией Тан, то во всяком случае пользовался режимом наибольшего благоприятствования
царствовал в это время император Гао-цзун, особыми дарованиями он не блистал, но дела шли по накатанной колее года с 665 на дела начала оказывать решающее влияние его чрезвычайно властолюбивая супруга У Цзэтянь (императора мучили черепное давление и головные боли, он почти ослеп) «Любые решения о повышениях и снятии с должности, казни или помиловании во дворце принимала У Цзэтянь».
Меж тем , ситуация на границах была далеко не спокойна. Князья с территории Афганистана прислали посольство с докладом об арабском наступлении на их владения. тибетцы захватили владение Тогон, что Тан не признала и началась война на востоке только в 68 г. закончилась долгая война по завоеванию Кореи (кроме Силлы), уже в 69 г. корейцы восстали, но восстание удалось подавить. но наступающий 70-й год грозил большими проблемами...