Вокруг Китая Империя Тан действовала на соседние страны как катализатор, резко ускоряя политогенез. Именно 7 в. радикально изменил политическую географию региона, придав ей очертания на много веков вперёд.
Восток Силла (Восточная Корея) буддийское государство вассальное Тан. нас. ок. 5 млн. до сер. 7 в сохраняло черты раннего государства : гигантская номенклатура из 60 неповторяющихся рангов сановников указывает на аристократическую бюрократию. существовало 3 знатнейших рода, занимавших высшие посты, низшая знать трёх разрядов, занимавшая прочие. полноправные - несущие тягло, включая трудовую повинность и военную обязанность (все мужчины имели оружие), неполноправные и рабы. с сер. 7в. происходит превращение в настоящее государство - личная власть вана (Мунму) резко усиливается, влияние знати падает, появляется посточная армия, на высшие посты привлекаются эмигранты из других корейских государств, бежавшие от танцев. вывозились из Кореи золото, серебро, женьшень, тюленьи шкуры. возились ткани, бумага и книги. торговлю вели корейский купцы через Шаньдун, где у них были торговые колонии.
дворцовый пруд Анапчи буддийский наставник Вонхё https://ru.wikipedia.org/wiki/Вонхё (Ыйсон вернётся в Силлу в 671 г. и станет основателем корейского филиала школы хуаянь)
Япония Занимала примерно половину нынешней (южную) с населением в 6 млн. человек. страна была безгородской, земледельческой, покрытой горами и широколиственными лесами. рисовые поля обычно устраивали террасами на склонах гор на месте выжженого леса. долгое время господствовал родовой строй. радикальные изменения наступили в 645 г. после переворота Тайка приведшего к власти принца Наканоэ (ныне правящий император Тэндзи) и его советника Накатоми Камако (Фудзивара Каматори) - знатока китайской науки (умер в ноябре 669 г.). советниками стали два только что вернувшихся из Китая монаха. предпринятые реформы должны были превратить Японию в настоящее государство (по китайскому образцу). было учреждено правительство и чиновный аппарат , с табелью в 26 рангов. страна была разделена на губернии и уезды. велено прокладывать дороги, строит почтовые станции и учреждать на дорогах стражу. частные (клановые) земли были конфискованы, крепостные подлежали освобождению (потом за кланами всё же признали право владеть рабами и частнозависимыи). население подлежало переписи и налогообложению. ему (как в Китае) выделились наделы по нормативу. фактически уездными начальниками были пожизненно назначены местные вожди (но к каждому назанчен секретарь). а ранги и должности в центральном аппарате и губернаторства (вместе со служебными поместьями до 250 тё и кормлениями от 100 до 3000 дворов) стали компенсацией аристократии за потерянные владения и власть на местах. вместо родовой общины держателем земель стала большая семья (в 30-50 человек вместе с зависимыми). на мужчину полагалось 2 тё (2 га) земли (0,2 га орошаемой), на женщину 2/3 надела, , и что-то на каждого домочадца. налог зерном был установлен в 3 % со среднего урожая, плюс промысловый налог . самой тяжёлой была трудовая повинность (по строительству этих самых дорог). в 647 учреждена придворная академия в 668 принят первый кодекс законов, в 670 проведена первая перепись населения.
В Китай посылались регулярные посольства (653,654,659,665)., но вассалом Тан Япония себя не признавала (китайцам приходилось оформлять посольства как даннические задним числом) в 60-е Япоиня даже вступила в военное противостояние с Тан, поддержав Пэкче. После поражения опасались китайског вторжения и учредили береговую стражу и укрепления (военная (рекрутская) повинность стала ещё менее популярной, чем трудовая). императорскую резиденцию перенесли подальше от моря. но серьёзного конфликта всё же не произошло. в 658-660 была предпринята успешная военная компания против айну, отодвинувшая границу на север
каждое посольство в Китай привозило книги, новые идеи, произведения искусства, с ними отправлялись на обучение студенты (прежде всего монахи) буддизм получил статус официального культа (хотя не выходил пока за пределы императорского окружения). многие монахи был корейцами. появились японские филиалы китайских буддийских школы: санрон (мадхьямика) 625 хоссо (йогачара) 657 куся (сарвастивада) 660 основывались монастыри, на государственном уровне праздновался День рождения Будды, копировались сутры (на китайском)
ПЕСНЯ, КОТОРОЙ ПРИНЦЕССА НУКАДА ОТВЕТИЛА, КОГДА ГОСУДАРЬ ПОВЕЛЕЛ МИНИСТРУ ДВОРА ФУДЗИВАРА [КАМАТАРИ] УСТРОИТЬ СПОР О ТОМ, ЧТО ЛУЧШЕ - ПРЕЛЕСТЬ МНОЖЕСТВА ЦВЕТОВ В ВЕСЕННИХ ГОРАХ ИЛИ КРАСКИ ТЫСЯЧИ ЛИСТЬЕВ СРЕДИ ОСЕННИХ ГОР * (Принцесса Нукада (вторая половина VII в.) - одна из лучших поэтесс М. В песнях М. она выступает как предмет любви и раздора двух братьев - государей Тэмму и Тэндзи. Вначале была возлюбленной принца О-ама (будущего государя Тэмму), родила ему дочь. Впоследствии стала женой старшего брата - государя Тэндзи и уехала к нему во дворец Оцу, в провинции Оми. Последние годы жизни провела в Ямато.) 16 Все засыпает зимою. А когда весна наступает, Птицы, что раньше молчали, Начинают петь свои песни. Цветы, что невидимы были, Цвести начинают повсюду, Но их сорвать невозможно, Так в горах разросся кустарник. А сорвешь - нельзя любоваться, Такие высокие травы. А вот осенью - все иное: Взглянешь на купы деревьев, Алые клены увидишь, Листья сорвешь, любуясь. А весной зеленые листья, Пожалев, оставишь на ветке. Вот она - осени прелесть! Мне милей осенние горы! * (Фудзивара Каматари (первоначальное имя: Накатоми Камако; 614-669) - крупнейший государственный деятель, поэт; основатель знаменитого рода, давшего на протяжении многих сотен лет множество выдающихся государственных деятелей, ученых, поэтов, художников. Песня принцессы Нукада - самая ранняя из сохранившихся на эту тему. В дальнейшем сравнение весны и осени встречается часто в поэзии, особенно в период Хэйан. Этот мотив заимствован из поэзии Древнего Китая, и поэтические турниры на эту тему устраивались в подражание китайским обычаям.) ПЕСНЯ, СЛОЖЕННАЯ ПРИНЦЕССОЙ НУКАДА ВО ВРЕМЯ ЕЕ ОТЪЕЗДА В ПРОВИНЦИЮ ОМИ 17 Сладкое вино святое, Что богам подносят люди... Горы Мива! Не сводя очей с вершины, Буду я идти, любуясь, До тех пор, пока дороги, Громоздя извилин груды, Видеть вас еще позволят, До тех пор, пока не скроют От очей вас горы Нара В дивной зелени деревьев. О, как часто, О, как часто Я оглядываться буду, Чтобы вами любоваться! И ужель в минуты эти, Не имея вовсе сердца, Облака вас прятать могут От очей моих навеки? * (Песня сочинена во время перенесения столицы из Асука в Оцу, в провинции Оми (667 г.), в пути, когда Нукада покидала Асука, где она оставляла своего прежнего возлюбленного (Тэмму) и направлялась к его старшему брату.) Каэси-ута 18 Горы Мива, Неужели скроетесь теперь навеки? О, когда бы в небе этом Облака имели сердце, Разве скрыли б вас от взора? ПЕСНЯ, СЛОЖЕННАЯ ПРИНЦЕССОЙ НУКАДА, КОГДА ГОСУДАРЬ [ТЭНДЗИ] ОХОТИЛСЯ НА ПОЛЯХ КАМО 20 Иду полями нежных мурасаки, Скрывающих пурпурный цвет в корнях, Иду запретными полями, И, может, стражи замечали, Как ты мне машешь рукавом? * (Песня адресована Тэмму; сложена, когда Нукада уже стала женой Тэндзи. В "Нихонсёки" говорится, что в пятый день пятого месяца в седьмом году своего правления (668 г.) Тэндзи охотился в полях Камо (прим. к тексту). Этот день является популярным праздником "Танго-но сэкку" - "Праздником мальчиков". В этот день устраивали охоту за лекарствами (кусури-гари), точнее, охоту за оленями, вторичные рога которых употребляются в качестве лекарства. Кроме того, этот день считался важным для определения погоды на весь сезон. Мурасаки (Lithospermum erythorhizon) - многолетняя трава, цветет мелкими белыми цветами, похожими на фиалки, корень ее употреблялся для окрашивания тканей в фиолетовый цвет с красноватым оттенком (мурасаки) и считался ценным красителем, ее специально разводили на участках, куда вход посторонним был запрещен. Здесь поля мурасаки служат аллегорией чужой собственности. Запретные поля (симэну) - поля, оцепленные священными рисовыми веревками в знак запрета ступать на них посторонним. По народным приметам, если в то время, когда думаешь о любимом, подует ветер, значит, любимый вспоминает о тебе, любит и придет.) ПЕСНЯ ПРИНЦЕССЫ НУКАДА, СЛОЖЕННАЯ В ТОСКЕ ПО ГОСУДАРЮ ТЭНДЗИ 488 Когда я друга моего ждала, Полна любви, В минуты эти У входа в дом мой дрогнула слегка бамбуковая штора,- Дует ветер...
Какиномото Хитомаро (Какиномото Хитомаро. - Известно, что он занимал скромную должность при дворе (служил у принца Хинамиси, затем у принца Такэти) и умер в 707 (709?) году вдалеке от столицы, в провинции Ивами, где провел последние годы жизни.)
Запад Тибет В Тибете реформы прошли ещё в пер. пол 7 в., но результат в большей степени соответствует раннему государству (видной фигурой -культуртрегером была танская принцесса Вэньчан) Власть царей Тибета охватывала всё Тибетское нагорье и Памир. в сер. 7 в. был (по инициативе Танского посла) совершён успешный поход в Индию (в Магадху), так что возможно в зависимости от Тибета находилась и Бенгалия. с началом войны с Тан (667) тибетцы начали захватывать горные туземные округа Сычуани). нселение было ок. 3 млн. В результате реформ был создан бюрократический аппарат, правительство из 10 министров, госсовет, 6 губерний/военных округов, население делилось на тысячи, государство регулировало землепользование и возможно распределяло наделы. Уровень развития соответствовал варварским королевствам Европы. Законы предусматривали ордалии и выплат вергельда (от 750 г. до 50 кг. золота в зависимости от статуса убитого) в Тибете появилось письмо (на основе индийского), использовались бумага и тушь. Существовал придворный буддизм. Но в целом в стране господствовал бон (достаточно институционалированная форма язычества с кровавыми жертвоприношениями ( в т.ч. человеческими раз в три года) реальным правителем страны был главный министр-майордом из рода Гар. царём был Мэнсон Мэнсэн, а министром Ценья Донбу. царский дворец (на месте нынешней Поталы) имел 999 комнат и был окружён стенами с башнями. Джоканг - первый буддийский монастырь в Центральном Тибете скульптура гилгита описание Болора (Гилгита) Наньчжао на территории Юньнани кон. 7 в. время первого становления государства, объединившего 6 вождеств народа ицзу. оно уже существовало к 680 г. когда признало зависимость от тибета
Юг Камбоджа На севере граничила с Тан и Наньчжао . Как крупное государство сложилась тоже в 7 в., в царствование Джаявармана 1 (657-681) объявившего себя чакравартином. Это было сильно индианизированное раннее государство с экономикой основанной на ирригационном рисовом земледелии. в стране было 30 городов-пура со своими династиями, одна из которых становилась царской. остальные правители считались кшатриями и занимали высшие посты. они были носителями особой харизмы, наивысшей, естественно, обладал царь-чакравартин. кшатрии располагали большими землями и множеством рабов, которые и которых охотно дарили храмам ради религиозной заслуги. господствующим учением в это время был шиваизм аскетической секты пашупата. её руководители были царскими наставниками и советниками. будучи знатоками дхармашастр они были и экспертами в судебной области. буддизм и вишнуизм тоже пользовались благорасположением. низшая администрация была из общинной верхушки. земля принадлежала большим семьям.
Дварвати в 7 в.сложилось единое государство и у монов (родственных камбоджийским кхмерам) оно занимало территорию Южного Таиланда и Южной Бирмы состояла из 20 городов-пур со своими божественными правителями - девами и деви, строй и экономика напоминали камбоджийскую, но с меньшей централизацией (не было центральной казны). у знати были свои земли и многочисленные рабы и клиенты (из числа пришлых), в городах сохранялись элементы самоуправления. государственной идеологией был буддизм сарвастивады некоторые города были священными: Пра Патом, столица- Нкхонпатом - центр буддийского паломничества, Лопбури - с буддийским университетом. Накхонпатхом была основан ок. 675 г. был воздвигнут сразу, по единому проекту. Это был прямоугольник со сторонами 7 и 3 км, огражденный двойным валом и рвом. "В центре города находился буддийский храм, возведенный на террасе, украшенной изображениями Гаруды и слонов. На террасу вели четыре лестницы с каменными львами по бокам. С каждой стороны храма стояли пять статуй Будды в нишах". к северу от Дварвати в 661 г. группа эмигрантов о главе с принцессой Чам Теви оснвоала город и государство Харипуджайя
Шрикшетра Государство народа пью в современной Бирме под властью династии Викрама существовало с 638 г. правителям Шрикшетры удалось подчинить себе 18 городов-пур. основа экономики ирригационное-земледелие -рисоводство (выращивался также сахарный тростник (толщиной в ногу), просо, соя, хлопчатник....Ирригационная система была достаточно сложной. государственная религия - видимо, буддизм тхеравады (присутствовали также махаяна и индуизм). после 673 г. временно начианет преобладать ваджраяна. предположительно к Шрикшетре относится следующее китайское описание : «Его столица окружена стеной из тесаного камня. По бокам ворот дворца стоят башни... Царство делится на 24 провинции, но не имеет уездов. Залы для аудиенций украшены драгоценным оружием, расположенным симметричными рядами, и знаменами, украшенными перьями павлина. Жители этой страны имеют в качестве вооружения луки, стрелы, сабли и копья. Они носят кожаные доспехи. Они никогда не воюют без слонов. Корпус у них состоит из 100 слонов, а каждый слон окружен сотней солдат. На седле каждого слона укреплена прочная площадка с перилами. На ней находятся воины. Первый держит копье, второй — лук, третий — дубинку, четвертый — саблю. Налог у них подушный, с каждого берут 2 чу серебра»
сохранялась в это время и даже достигла расцвета древняя Тямпа (Южный Вьетнам) - она находилась на морском пути в Китай (и промышляла и пиратством) стран была рисоводческая, царю отдавали шестую часть урожая, индианизированная и шиваитская.
Не территории Малайзии-Индонезии известно около десятка государств (дружелюбно настроенных к буддизму) объединение их в одну империю - Шривиджайя произошло в 70-х-80 гг при"божественном правителе" Джанаше это было раннее государство с центром в Палеомбанге (Суматра) - скорее всего большая часть города была на воде и состояла из плотов и лодок. (вообще малайцы были знаменитыми мореходами и ныряльщиками и больше всего почитали духов воды). сохранялись зависимые правители которые "пили клятву" - заговоренную кровь с водой вытекавшую из пастей каменных змей, в случае измены, очевидно, она их убивала. Шривиджай была буддийской страной. ещё до создания империи в её столице был монастырь-университет с тысячей монахов владевших санскритом. правила были идентичны индийским. лидировала сарвастивада (но пользовалась поддержкой и махаяна, с центром в Малайе) очевидно была развиты и другие индийские науки, такие как математика. во всяком случае именно здесь в описываемое время археологически зафиксировано использование числа ноль (досели в мире неизвестного)
морская торговля источником богатств и могущества Шривиджайи была активная морская торговля. из Южных морей вывозили золото, олово, эбеновое дерево, слоновую кость, камфару и другие ароматические вещества, лекарства, косметические средства, пряности (перец, гвоздику, мускатный орех). конечным пунктом был порт Гуанчжоу с постоянно живущими там многочисленными иностранными купцами. оттуда один путь вёл через Филиппины на Молукские острова, второй на Суматру и Яву, с Суматры на Цейлон и в Южную Индию (через "страну голых" - Никобарские острова). В Южной Индии, г.о. через порт Куилон путь шёл на запад, через Оман (Маскат) в Иран (порт Сираф) и Ирак (порт Угуллах). по этим маршрутам регулярно ходили малайские, индийские, цейлонские, иранские и арабские корабли. лингва франка морской торговли был персидский язык.арабские и иранские корабли были скорее большими лодками ходящими вдоль побережья, океанские большие корабли на несколько сот человек строили на Цейлоне и в куилоне, отсюда они шли дальше на восток до Гуанчжоу. Появление индонезийской колонии на Мадагаскаре по данным генетики вроде бы тоже датируется этим временем (7 в.- ок. 700 г.) В 668 г. Китай посетили посольства из самых разных частей Индии
путешествие И-цзина ок. 672 г. китайский монах И-зин отправился морским путём в Индию для изучения буддизма. вернулся он только в 695 г . до Палеомбанга он добрался из Гуанчжоу за 22 дня. полгода он обучался в университете Шривиджаи, затем отбыл в Индию. в Бенгалии он продолжил изучение санскрита. главные трудности были на сухопутном пути из Бенгалии в Магадху в университет Наланда. он заболел , отстал от группы, был ограблен догола разбойниками и продолжил путь в поясе из листьев и намазав тело грязью (говорили что белых могут принести в жертву). в Наланде он обучался 11 ле, собрав большую коллекцию сутр. в 687 он вернулся в Шривиджайю, где занялся их переводом на китайский. в 689 г. съездил в Гуанчжоу за бумагой (в Палеомбанге было не найти). окончательно вернулся в Китай 695 г. привезя с собой 400 переведённых им буддийских текстов.