Индия Нетрудно заметить, что тёмные века остались к западу от границы Тан, к востоку , напротив, был яркий подъём. В Индии это была граница между севером и югом. Все признаки дезурбанизации, натурализации хозяйства, исчезновение монеты, примитивизация политического строя - наблюдались на арийском севере, в то время как дравидский юг, ране отстававший, напротив только вступал в период подъёма. Страны ЮВА получали импульсы культурного развития как раз с юга Индии. Но и на севере признаков культурно упадка пока не было.
выглядела в это время Индия весьма пёстро - со знаменитыми университетами соседствовали леса со свирепыми разбойниками и племенами приносящими человеческие жертвы города сохранялись в основном или портовые, или столичные или связанные со знаменитыми храмами в это время утверждается кастовая система, когда каста из профсоюза становится основой организации общества деградация политических институтов не сопровождалась упадком культовых центров- напротив, постоянные дарения храмам обеспечили им мощную материальную базы и шёл строительный бум формируется классическая индийская самообеспечивающаяся община, сельские рынки отмечаются только на юге торговля в основном процветала внешняя образец литературы - южный авантюрный роман о 10 принцах https://archive.org/details/pokhozhdeniya_desyati_yunoshey/page/n11/mode/2up
культура была на переломе высокая традиционная санскритская литература завершала свой классический период, наслаждаясь разными тонкостями и изысканностями речи. это было время не великих поэтов, а великих литературоведов, теоретиков поэтики - таких как Бхамаха в Кашмире и Дандин на крайнем юге в математике Индия безусловно лидировала в мире - в это врем жили такие знаменитые учёные как Брахмагупта и Бхасакара (занимались они и астрономией), проводились операции с отрицательными числами и нолём, в астрономии использовалась алгебра и тригонометрия в философии лидировала логика (буддийская) - не так давно умерли знаменитые логики Дхармакирта и Чандракирти это время не великих гениев, а институционализации знания и и начало эпохи комментаторов. окончательно оформились 6 школ индусской мысли. как устойчивые институты существоли 4 буддийские школы: махасангхика (условно махаяна) , стхавира (тхеравада) , муласарвастивада (сарвастивада) и саммития (пудгалавада). хотя махаянские и даже тантрические идеи могли развиваться в рамках всех школ. главными центрами наук были два буддийских университета: Валлабхи (в Гуджарате) где обучалось 6000 студентов и главной была пудгалавада, но преподавалось учение и прочих буддийских школ и 6 школ индусской философии, а также светские науки (политика, экономика, агрономия, право) (в западной Индии пудгалавада вообще лидировала и имела 60 000 монахов) и Наланда (в Магадхе), где обучалось 10 000 студентов (у полутора тысяч преподавателей), лидировала махаяна-мадхьямака, но изучались все науки и философии известые в Индии, была и собственная обсерватория. в трёх библиотеках хранилось 9 млн. рукописей
С другой стороны - на крайнем юге расцветала новая тамильская литература - с такими масштабными памятниками как Тирукурал и Наладияр (книги дидактической премудрости) и поэзия бхакти (шиваитская и вишнуитская) - само это движение зародилось только в 6-7 вв. http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000068/st016.shtml
в это время в Магадхе вёл свою проповедь Кумарилла - теоретик пурва-мимансы, фанатичный индуист и фанатичный противник буддизма. не исключено что в это же время жили и первые тантрические махасиддхи
Пенджаб в землях к востоку от Пенджаба после Сюаньцзана произошли большие изменения, к кон 7 в. эти территории видимо уже была захвачены раджапутскими племенными кланами, поэтому описываемые им 30 лет назад города и монастыри скорее всего уже не существовали. воинственные кланы перемещались по стране. подчиняя деревни и распределяя их между своими членами. вероятно они уже начали обращаться в индуизм, легитимизируя свою власть путём дарения брахманам. претендовали они на кшатрийский статус. здесь он достигает Ганга Перейдя Ганг можно было оказаться в дальше путь вёл в Гималаи
Канаудж по традиции считался столичной областью Северного Индостана. в 669 там правили побочные потомки императора Харши - владетеля Индии времён Сюаньцзана
Княжества восточной Индии (вдоль побережья) севраня Индия остаётся всё дальше позади.... здесь правила известная династия Гангов вглубь континета окрест были лесные племенные территории
Южная оконечность Индии была населена тамилами и родственными народами здесь достаточно устойчиво существовала царства Паллава, Пандья, Чера и Ганга это процветающие торговые центры Паллава Пандья Чера
Цейлон Буддийские цари Цейлона возводили и шиваитские храмы ещё южнее существовало буддийское царство на Мальдивских островах
самым могущественным и процветающим государством Индии была империя Чалукьев (собственно центральной Индией она и была) Алампур. храмовый комплекс посвящённый Брахме
древнее царство Валлабхи в Гуджарате описание этих стран скорее говорит о восточных землях Валлабхи, чем о стране раджапутского племени гурджаров в Раджастхане, где правила динаяти Пратихаров и их родственники Чахаманы, возводившие свой род к "огненной династии" (в отличие от солнечной и лунной древних кшатриеев)