Христианство vs Иудаизм

Тема в разделе "Христианство и иудаизм", создана пользователем plot, 27 окт 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.439
    Симпатии:
    1.876
    Источник.

    [Три установления христианства диаметрально противоположные учению иудаизма]

    Большинство высказываний Йешу в Новом Завете соответствует учению иудаизма. Это неудивительно, поскольку Йешу в целом придерживался фарисейского (раввинистического) иудаизма. Но по меньшей мере три новых установления, сделанных Йешу, диаметрально противоположны еврейскому учению.

    1. Йешу прощает все грехи: «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Матфей, 9:6). Иудаизм считает, что только сам Б-г прощает грехи, совершенные против Него. Мишна учит: «Йом-Кипур (День искупления) искупает грехи против Б-ra, но не против людей, кроме тех случаев, когда обиженная сторона уже простила» (Йома, 8:9). Вера, что Иешу может прощать все грехи, чревата моральными коллизиями: спустя почти 1500 лет после смерти Йешу протестантский реформатор Мартин Лютер учил: «Будь грешником и греши сильно, но еще сильнее верь и восхищайся Христом, победителем греха, смерти и мира... Достаточно, если мы будем признавать через богатство славы Б-жьей Агнца, который принимает на себя все грехи мира; поэтому грех не угрожает нам, даже если тысячи, тысячи раз в день мы будем прелюбодействовать и убивать» (письмо Филиппу Меланхтону, 1 августа 1521 г.). Юморист Жюль Фай-фер представил эту позицию Лютера в сатирической форме: «Христос умер за наши грехи. Можем ли мы сделать это мученичество бессмысленным, не совершая их?»

    2. Отношение Йешу к дурным людям: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матфей,5;38 — 39) и «Любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас игонящих вас» (Матфей, 5:44). Тора же велит оказывать сопротивление злым людям: «Искорени зло из среды твоей» (Дварим, 17:7).
    <...>

    3. Новый Завет гласит, что люди могут прийти к Б-гу только через Йешу: «Отца не знает никто, кроме сына, и кому сын хочет открыть отца». Тем самым подразумевается, и многие фундаменталисты-протестанты продолжают в это верить, что только верующий в Йешу может приблизиться к Б-гу. Иудаизм считает, что к Б-гу может приблизиться каждый, как учит Псалмопевец: «Близок Г-сподь ко всем призывающим Его» (Тегилим, 145:18).
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.908
    Симпатии:
    13.469
    "Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев - оправдание, у христиан же - спасение. И поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах." (Илларион Слово о законе и благодати - первое богословское сочинение на Руси) :)
     
  3. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    Утверждая, что Он пришел исполнить Закон, Христос не имел в виду
    простое выполнение заповедей. Слово . . . . . , употребленное в Евангелии
    (как и его арамейский эквивалент, происходящий от слова "mela"), имеет более
    емкий смысл: "наполнять", "восполнять", "давать полноту".
    Ветхозаветный Закон дан в перспективе Обетования. После того как оно
    совершилось, Закон не отменяется, но получает через Мессию окончательную
    полноту. В частности, это находит свое отражение в переносе центра тяжести
    на этический смысл предписаний, хотя сами предписания не упраздняются для
    израильтян. "Кто, - говорит Христос, - упразднит одну из заповедей этих
    малейших и научит так людей, малейшим будет назван в Царстве Небесном, а кто
    исполнит и научит, тот великим будет назван в Царстве Небесном" (Мф 5,19).
    Но, повторяем, Христос обращал главное внимание не на внешнюю сторону
    заповедей, а на их внутреннее содержание и на их нравственную природу (см.Мф
    15,1-9). По выражению св.Григория Богослова, Он "убеждал восстать от буквы и
    последовать духу" (Слово, 37). Это особенно ясно видно из ответа Христа на
    вопрос о главной заповеди Закона и из Его наставления богатому юноше (Мф
    22,34-40; Мк 10,19).
    Хотя в иудаизме периода Второго храма царила вера в абсолютную ценность
    ритуальных уставов Торы, ее толкование, данное Христом, не было совершенно
    чуждо традиции книжников. Достаточно вспомнить афоризм Гиллеля: "Не делай
    другим того, чего не желаешь себе - в этом весь Закон, остальное только
    комментарий" (Шаббат, 31а). Другой учитель говорил: "Все равно, много ли
    выполняет кто или мало - достаточно, если сердце его обращено к Богу"
    (Менахот 110а). В трактате Макот (24) сказано, что 613 заповедей Закона
    Давид свел к одиннадцати, Исайя к шести, Михей - к трем, а Аввакум к одной:
    "Праведный верой жив будет".
    Такой "избирательный" подход к Торе наводит на мысль, что не все в
    букве Закона следует считать вечным. Но ни раввины, ни большинство
    раннехристианских богословов не решались сделать этого последнего вывода.
    Между тем слова Христа (Мф 19,8) о Моисее, который дал правило о разводе,
    уступая "жестокосердию" людей, показывают, что Он подразумевал участие
    временных, частных соображений в составлении Торы. Иными словами, Библия по
    своему происхождению имеет двойственный богочеловеческий характер. Высший
    божественный Закон (любовь к Богу и человеку) и "комментарий к нему",
    порожденный обстоятельствами времени, далеко не равноценны.
    В согласии с Евангелием и ап.Павел говорит не столько об "отмене"
    прежних заповедей, сколько о переходе священной истории на новую ступень.
    Причем переход этот сохранил в целости единую ткань веры и Предания, единый
    путь Завета. начавшегося с Авраама. На каждом этапе становилось все яснее,
    что верность Закону не есть лишь соблюдение культового регламента, а
    выражение любви к Богу и человеку.
    А.Мень. Сын человеческий.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.439
    Симпатии:
    1.876
    Да, не только протестанты:
    Цитата отсюда.
     
  5. djay

    djay Guest

    Это древнейшая доктрина, которую христианские богословы просто приспособили для собственного пользования. Объяснялась очень просто - "Отец " -Тот, чье Имя не может быть названо и о Ком никогда не должно было упоминаться вне таинств храмов. Поэтому речь шла только о "Сыне", котрый "знает Отца" и через которого можно "прийти к Отцу". О том же учили гностики. :)
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.439
    Симпатии:
    1.876
    Это много у кого есть. У того же Экхарта - Бог и Божество.
    Но только христиане утверждают, что кроме Иисуса никаких других манифестаций Сына нет.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.439
    Симпатии:
    1.876
    В иудейской традиции тех лет, кстати, выражение "сын божий" было довольно расхожее и вообще не требовало никаких, пардон, метафизических конструкций. Выражение "дети божии" встречается в Евангелии. Иисус явно позиционировал себя как мессию, судя по текстам, но вот вопрос - что такое мессия? Воспринимали ли древние иудеи мессию как Бога?
    Так что мессия в смысле единственного и неповторимого Бога - это уже нововведение христиан.
     
  8. djay

    djay Guest

    Вот поэтому стоит попытаться разобраться - мог ли Иисус учить такому, чего до этого никогда не было? Или он учил все тем же истинам? Единственное, что стоит воспринимать истиной - заповеди, которые такие же древние, как в других религиях и учениях. А навороты богословов... :think:
    Кстати иудаизм тоже заимствовал идеи. ;)
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.439
    Симпатии:
    1.876
    Однако в целом в древнем мире - человекобоги - дело обычное. В этом плане христианство можно представить в виде языческой традиции с элементами иудейских традиций. Или наоборот. Для образованных иудеев христианство, насколько я знаю, выглядит именно так - примерно как религия вуду для христианина. В вуду тоже используются образы христианских святых, но в причудливо искажённом и языческом виде.
    При этом интересно что ислам выглядит как попытка избавить христианство от языческих элементов.
     
  10. djay

    djay Guest

    Не совсем понятно - что такое у Вас "человекобоги в древнем мире". Пример можно?
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.439
    Симпатии:
    1.876
    Древнеегипетские фараоны, древнегреческие герои, поздние императоры древнего рима, да и герои тоже. Кришна, Будда (которого тоже зачастую обожествляли). В древнем мире было обычным делом обожествлять власть, вероучителей и древних героев. В этом смысле иудаизм явно отличался. А христианство по сравнению с иудаизмом в этом смысле оказалось шагом назад. Или, может быть, переходной формой от древнего языческого обожествления к не-обожествлению.
     
  12. djay

    djay Guest

    Кришна - Аватара индусского бога Вишну, если не ошибаюсь. Это не просто обожествляемый герой.
    И вообще, в древних легендах обожествлению власти отводилось не простое место - полагалось, что власть не может принадлежать не божественным представителям. Иерархия простиралась "с небес на земю" и в облике божественных правителей боги наставляли людей. В таком смысле христианство продолжает древние традиции, а вот иудаизм куда-то свернул... в сторону. :)
     

Поделиться этой страницей