а что скажешь насчёт запада и востока? ) всё же исследование скорее запад - ? тогда читта - восток, да.
во всей формуле в конце происходят снятие (хотя не окончательное) бинарных оппозиций. времени-пространства- состояния. например можно рассмотреть это чисто психотехнически - прежде и после (просветления), вверху и внизу (духовной вселенной), ночью и днём (хаос и космос). но можно и не обязательно.
Это схоже с тем, как рекомендуется практиковать брахмавихары.(которых кстати тоже 4, но это наверное совпадение... Хотя метта - чанда, каруна - исследование, мудита - усердие, а упекха - чистота ума, так мне видится)
Обычно брахма-вихары трактуют в горизонтальной шкале, но Бханте Вималарамси трактует их в вертикальной. Стороны света это тоже горизонтальная шкала. С другой стороны, к брахмавихарам, возможно, применима и горизонтальная трактовка. Тогда я бы сказал, что юг это действительно Метта, запад - Каруна, север - Мудита, восток - Упеккха.
кстати, здесь мы видим последовательное движение по часовой по кругу, начиная с южного "континента"-состояния как платформы или точки отсчёта. и если представить это в виде заворачивающейся вглубь/вверх спирали, то тут горизонталь и вертикаль соединяются как раз в то движение/силу, которая и даёт, видимо, основу иддхи
Нет ли здесь ещё и соответствия с чакрами. Дело в том, что китайцы переводили слово "читта" как "сердце", имея в виду анахату. Вимамса тогда соответственно аджна, вирия - манипура, чанда - муладхара-свадхистана. Впрочем Будда вроде бы подобными системами не оперировал и в суттах они не упоминаются.