/Развитие темы "Видеть дерево и знать о нем"/ http://forum.arimoya.info/threads/Найди-десять-отличий-или-по-картинке-Бога-мы-призваны-искат.308/ Апофатическое, "отрицательное" богословие является истинным. Дионисий Ареопагит и Нагарджуна прекрасно бы поняли друг друга. (Предпочитая, все же, свою картину чужой). Апофатическое богословие является истинным. Но не "путеводным". Катафатическое, "положительное", дающее какие-то образы, смыслы, утверждения, - является "условно истинным". Истинным, при условии, что воспринимающая сторона, верующий, искатель, - имеет представление о чем идет речь, об источнике образа. Поэтому на Востоке так часто предупреждают: "Учение - лишь палец, указывающий на луну. Но не сама луна. "Сообщить" луну (как учение) невозможно. Луны можно достичь только самостоятельным поиском, движением ей навстречу, открытостью лунному лучу. Палец-учение очень красив, правилен и убедителен. Так и хочется за него схватиться. Потому что это относительно просто. Тут тоже требуется работа и ума, и сердца. Но работа это относительно легкая, относительно безопасная; она не требует тотального самоотрицания, "отвергнись себя и иди за Мной". Движение же к луне по лунному лучу более требовательно, более тотально; такое движение дает начало "алхимии преображения". я без всякого пренебрежения отношусь к катафатике; к писаниям и учениям. Просто надо более отчетливо сознавать их смысл и цель. Апофатика тоже таит в себе опасности. Она дает мгновенное экстатическое видение, интеллектуально-эмоциональное головокружение, восторг. Но не дает опоры, метода, надежды. После такого сногсшибательного путешествия, "нети-нети", остается легкое самодовольство своей продвинутостью и мысль: "До Бога высоко, до луны далеко". До нее, как до хармсовского носа, "не допрыгать, не достать". Положительное богословие дает учение, интеллектуальное понимание, образы, смысл и цель. Порой, даже дает и значительные переживания. Просто ни на чем этом нельзя останавливаться; надо идти дальше. Искатель пришел в собрание старцев. Слепой пришел в собрание зрячих. "Что есть свет?", - спросил он. Зрячие только покачали головами. "Свет нельзя объяснить. О свете нельзя рассказать. Свет можно только увидеть. Увидеть самому. Прозреть". Но слепой был так опечален; он был так чист и искренен в своем устремлении ... , что один из зрячих подошел к нему и положил свою прохладную ладонь ему на глаза. (Представьте себе: добрая прохладная ладонь действительно может дать понятие о свете). "Я понял! Я понял"", - воскликнул слепой и радостно умчался прочь. Зрячие осуждающе покачали головой. "Из добрых побуждений, брат, ты сделал недоброе дело. Раньше слепой знал, что он слеп. Теперь он думает, что знает."
Передачи чего и кому конкретно? Таким вопросам очень редко бывает полезна широкая обобщённость (о чём ты и сама написала). И то, что они худо подходят для роли сырья к ментальным идеологическим матрицам, только плюс.
Передачи опыта в широком смысле: - от А душеполезности рассказа о своих высоких переживаниях /опыта начального/ (три противоположных принципа: - мысль изреченная и искажает и убивает - опасности услады тайным самолюбованием - напротив! вдохновляет и помогает отождествляться со своими более высокими состояниями) до Я передачи словами опыта "финального" (просветления, "Я и Отец - одно" и пр.) - Будду под древом боги долго уговаривали, пока тот не согласился, что может парочке человек на свете его слова и могли бы в чем-то помочь. Т е, невыразимость опыта и бессмысленность передачи (созреют - сами дозреют). - Соня (в ответ на упреки Миркиной, что та слишком много говорит о молчании): Напротив! О молчании можно говорить бесконечно..... А о тишине - хочется петь во весь голос. или, словами притчи, приведенной де Мелло: - Передача словами возможна (поскольку единственно возможна) тогда что требуется для ее действенности:? Типа: - слова носителя опыта всесильны, слова повторюшки - бессильны - степень готовности ученика - искажение "лжеименным разумом" ап. Павла, бытовым пониманием слов, говорящих не о быте, а о Бытии, исправление имен Конфуция... И Т. Д.! Впрочем, раз не "понеслось", можно http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=5210 и http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=5215 сразу уже переносить в разделы.
Сущие пустяки. Верное осознавание единства с Богом в этом занятии (степень может изрядно варьироваться). В де-теистическом описании - наличие приписываемых Ему атрибутов.
«На нас надвигается новое Средневековье…» Размышления над «Дневниками» протоиерея Александра Шмемана (Священник Филипп Парфенов) http://magazines.russ.ru/continent/2007/132/pa16.html