1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    15.653
    Симпатии:
    601
    ЧАСТЬ II Антология текстов Лонгчена Рабджама по Дзогпа Ченпо
    Краткое изложение разделов
    Воззрение (основа):

    1. Как сансара и нирвана возникают из «основы» как «видимости основы»

    «Основа» является изначальной чистотой, свободной от выражений и понятий. Она обладает тройственной природой изначально чистой сущности, спонтанно совершенной природы и вездесущим состраданием (энергией).
    Если при их возникновении мы осознаем, что они являются саморожденными видимостями, то не произойдет никакого отвлечения, и видимости растворятся в изначальной чистоте. Это достижение изначального буддства. «Видимости основы» являются основой освобождения, если мы понимаем, что они суть саморожденные видимости.
    «Основа» проявляется в трех аспектах: сущности, природе и сострадании, являющихся изначальными мудростями (йеше) абсолютного тела (дхармакая). Это подобная пространству коренная осознанность (ригпа), незапятнанная сансарными феноменами.
    Кроме того, важно понимать различие между умом (сем) и изначальной мудростью (йеше). Ум представляет собой сансарное явление, запятнанное кармой и ее следами. Объектами ума являются иллюзорные видимости сансары. Когда истинная природа ума, коренная осознанность, освобождается от ума, достигается просветление. Изначальная мудрость является качеством нирваны, она свободна от сансарной кармы, следов и умопостроений. Объектом изначальной мудрости является подобная пространству изначальная природа. «Видимости основы» являются основой освобождения, а сама «основа» и есть та цель, в которой достигается освобождение.

    3. Карма освобождающих благих действий как средство освобождения от сансары
    Существа обладают сущностью Будды (татхагатагарбха), абсолютной истиной, хотя она и омрачена кармой и ее следами, порожденными тем, что мы хватаемся за них, из-за чего непросветленный ум и негативные эмоции заслоняют сущность Будды, как тучи заслоняют солнце.
    Утвердившись в воззрении, следует медитировать на нем для того, чтобы обрести постижение его смысла.

    6. Двадцать семь практик Дзогпа Ченпо
    В шестом разделе говорится о медитации Дзогпа Ченпо. «Расслабление в естественном состоянии ума», где приводится классификация видов медитации.

    7. Естественно освобожденный ум — Великое Совершенство Дзогпа Ченпо
    все феноменальное бытие есть не что иное, как Ум, свободный от всех омрачений и измышлений. В первой главе речь идет о достижении самоосвобождения через постижение воззрения «основы». Вторая глава посвящена достижению самоосвобождения через переживания на пути медитации. В третьей говорится о достижении самоосвобождения через обретение великого, спонтанно совершенного плода Дзогпа Ченпо.

    11. Достижения путей, стадий и видений Дзогпа Ченпо
    Одиннадцатый раздел посвящен достижению просветленного ума и «четырех видений», являющихся реализацией практик Тходгел и Трегчод. Ум и психические события растворяются во всеобъемлющей сфере, и из сферы абсолютного тела возникают формы тел Будд со всеми остальными качествами Будды.
    Некоторые основополагающие моменты воззрения Дзогпа Ченпо

    Дхармакая (абсолютное тело)
    дхармакая описывается как абсолютное тело чистой природы, пребывающее в основе с качествами сущности, природы и сострадания.: «Сущность, природа и сострадание суть качества дхармакаи».
    Тот, чья коренная осознанность освобождается от ума, зовется Буддой, независимым от преходящих загрязнений. коренная осознанность представляет (явление) нирваны. Она, подобно огню, сжигает карму и кармические следы. Поскольку она независима от каких бы то ни было умопостроений, ее природой являются пустота и подобная пространству ясность.

    Изначальная мудрость

    Суть. Светоносная коренная осознанность, сущность Будды (татхагатагарбха)…
    Определение. Это изначальная мудрость, поскольку она присутствует изначально и является священным сознанием
    Классификация. Есть три аспекта: изначальная мудрость, пребывающая в основе; изначальная мудрость, наделенная качествами; и изначальная мудрость, пронизывающая все феноменальное бытие… Сущность, природа и сострадание суть коренная мудрость, пребывающая в основе. Изначальная мудрость всеобъемлющей сферы, зерцалоподобная мудрость, мудрость равенства, различающая мудрость и мудрость просветленных деяний суть изначальная мудрость, наделенная качествами. Знание (абсолютной истины, то есть мудрость качества,) как оно есть и знание всех феноменов (относительной истины, как они проявляются, то есть мудрость количества), являются изначальной мудростью, пронизывающей феноменальное бытие…
    Место. Местопребыванием ума является сокровищница-основа, а местопребыванием изначальной мудрости — дхармакая.
    Сущностью (абсолютной сокровищницы-основы) является пустота. Ее природа есть ясность, ее сострадание (т. е. проявляющаяся энергия) присутствует во всем, а ее качеством является спонтанное совершенство, подобное исполняющей желания драгоценности. Она и не загрязнена, и не свободна от загрязнений. Она представляет собой абсолютный смысл, светоносное изначальное состояние, понимание неслиянности и нераздельности тел и мудростей.
    Есть множество синонимов (для изначальной сокровищницы-основы). Например, ее называют абсолютной сокровищницей-основой, благой безначальной первичной природой, сущностью Будды, природой , светоносной природой ума, всеобъемлющей сферой, смыслом природы таковости, естественно чистой таковостью, запредельной мудростью, и т. д.

    Растворение сознаний

    растворении сокровищницы-основы во всеобъемлющей сфере растворяются восприятия, и возникает изначальная природа — свободное от измышлений (единство) ясности и пустоты. Когда мы постигаем ее, (все) заблуждения отбрасываются.
    Единство и проекции сознаний в различных состояниях
    Во время сна все сознания пребывают в единстве с сокровищницей-основой, и (ни одно из них) не создает внешних проекций.
    Заключительное резюме
    Светоносный Ум (семньид) есть основа и источник всего бытия. В Уме нет различения сансары и нирваны — они нераздельны и неизменны. Итак, это — изначальная природа единства, сущность Будды и источник сансары и нирваны.
    Один лишь ум является семенем всего.
    Для существ он создает сансару и нирвану;
    Производит плод желаний:
    Ум, подобный исполняющей желания драгоценности, тебя почтительно приветствую.
    В текстах приводятся объяснения природы естественного состояния ума, которое присутствует изначально во всех живых существах и является сущностью Будды (татхагатагарбха). Она неизменна и пребываете изначальных времен. Этой (природе) присущи изначально спонтанное совершенство ее проявленного аспекта и ее аспект пустотности как свобода абсолютного тела от каких бы то ни было крайностей. Это разъясняется на примерах: спонтанное совершенство благих поступков — на примере исполняющей желания драгоценности; неизменность — на примере пространства; и вездесущность во всех живых существах — на примере чистой воды. «Подобно исполняющей желания драгоценности, пространству и воде, природа (Будды) всегда свободна от загрязнений».
    В ее сущности нет загрязнения с самого момента омрачения (сущности) пятнами, и она остается (чистой) как она есть. «В уме нет ума, поскольку природа ума светоносна».
    Такова природа, или источник будд; она присутствует в каждом живом существе. «Будучи неотделимыми от таковости и имея источник, живые существа всегда обладают сущностью Будды».
    «Живые существа суть сам Будда. Несмотря на то что они омрачены преходящими загрязнениями, когда омрачение очищено, они и есть сам Будда».
    Живое существо обладает в таковости своего ума совершенством добродетелей тела формы (Будды) в его проявленном аспекте и добродетелями абсолютного тела в его аспекте пустотности. Становясь Буддой, существо освобождается от всех омрачений. Поэтому это называется просветлением. Различие лишь в том, полностью ли проявлена сила природы ума.

    Всеобъемлющая сфера с безначальных времен
    Является вместилищем всего феноменального бытия.
    В силу ее присутствия все живые существа
    Способны обрести нирвану.
    Таковость неизменна.
    Она была и будет такой, как она есть.
    Светоносная природа таковости ума никогда не бывает загрязнена эмоциональными омрачениями.
    Светоносная природа ума
    Неизменна как пространство.
    Несмотря на привязанность и всё остальное, возникающее из загрязненных понятий,
    Преходящие омрачения не загрязняют ее.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    15.653
    Симпатии:
    601
    Виды источника
    Есть два вида (источника): (а) Естественно присутствующий источник, существующий изначально, и развитый источник, который создается по мере очищения временных загрязнений.
    Они пребывают как явления и природа явлений с изначальных времен.
    «Естественно светоносная природа ума, являющаяся естественно несуществующей сущностью, неотделима от видимостей, лучезарных атрибутов великих и малых знаков и отметок (тела Будды) естественно чистого ума.»

    2. Развитый источник: посредством практики развития ума просветления и т. д., искусных методов и мудрости «пути практики» и «двойного накопления» — заслуг и изначальной мудрости — он совершенствуется в естественно присутствующем источнике.
    «То, что известно, как источник просветления, есть обретение всеобъемлющей сферы посредством постижения подобной пространству безмерности и естественной светимости и посредством практики великих накоплений заслуг и изначальной мудрости.»
    накопление мудрости посредством медитации на пустоте и т. д. очищает омрачения до таковости, т. е. до тела сущности. Оба источника присутствуют изначально, соотносясь друг с другом как опора и то, что на нее опирается. Естественно присутствующий источник есть опора, подобная чистой воде.

    Цитаты из текстов, разъясняющих сущность Будды

    «Вода в земле Остается чистой.
    Точно так же в эмоциональных загрязнениях
    Изначальная мудрость пребывает незапятнанной.»
    «Ни в одном из четырех времен и ни в одном из десяти направлений
    Нельзя найти просветление,
    Его можно найти лишь в Уме, являющемся полностью просветленным состоянием.
    Не ищите Будду ни в каком ином источнике.
    (В противном случае), даже если ищет (сам) Будда, его не найти.»
    Природа-Будда всегда естественно чиста, ее сущность неизменна, а ее загрязнения изменчивы, преходящи и воображаемы.

    Качества сущности Будды
    Сущность Будды чиста поскольку на ней никогда не было никакого пятна. Она священна поскольку неизменна. Она вечна, поскольку присутствует во всех временах. И она является совершенством блаженства, (запредельным мирскому блаженству), поскольку никогда не подвержена страданию, даже если мы (перерождаемся) во всецело страдающей сансаре. «Чистое, самосущее, блаженное и вечное — совершенство всего этого и есть плод».
    Сущность Будды вездесуща. «Люди утверждают, что пространство всегда пронизывает все. Поскольку пространство пронизывает все формы, оно пронизывает и всех существ».
    Таким образом, хотя сущность Будды скрыта эмоциональными загрязнениями, она остается незапятнанной, как солнце в тучах. Эта сущность остается нерушимой с изначальных времен до самого просветления.
    «В этой сущности Будды не от чего отрекаться,
    И нечего поддерживать.
    Если вы надлежащим образом зрите совершенство (природу),
    И если вы постигаете ее, то это — освобождение.
    Сущность (Будды) есть пустота характерных черт
    Преходящих (загрязнений) с различениями,
    Но не пустота высших атрибутов (буддства),
    Обладающих качеством различений»…
    «Мирное (освобожденное от концептуализации) тело чисто и подобно драгоценности, исполняющей желания,
    Как и исполняющая желания драгоценность оно не создает (никаких) понятий.
    Оно всегда присутствует до тех пор, пока не освободятся все существа.
    Оно проявляется для (бодхисаттв), свободных от концептуализации»…

    Кто постигает сущность Будды?
    Царь созывает множество слепых и просит их описать форму слона. ...Нельзя сказать, что их описания вообще не относятся (к слону), но в них нет полного понимания. Точно так же сущность Будды нельзя понять с помощью различных интерпретаций, таких как пустота, уподобление призрачному видению и светимость.
    Сущность Будды не является небытием. «Вы должны понять, что в прошлом, в учениях Праджняпарамиты, я учил, что все явления пустотны, и это было направлено исключительно на то, чтобы учить людей отсутствию самобытия (явлений) в (их истинной) природе».
    Пустота — это пустота концептуализации восприятия явлений с самого момента их проявления как единичного или множественного и пустота их собственной сущности что похоже на отражения в зеркале. Но это не означает, что в конечном счете не будет ничего, и что не было ничего и нет ничего в прошлом и настоящем, кроме лишь иллюзорных видимостей.
    «Форма есть пустота,
    Пустота есть форма.
    Нет формы помимо пустоты,
    Нет пустоты помимо формы.
    Так же и чувства, различающие мысли, составные факторы и сознание пусты»…
    Следует понимать смысл отсутствия самости, пустоты, недвойственности и т. д. следующим образом.
    «Я учу вас, что всецело чистая природа Будды, тайная сущность Так-ушедшего (Татхагаты, то есть Будды) неизменна и неисчерпаема. Но если я говорю, что она существует, то это неверно Если же я говорю, что она не существует, то я не говорю правды. Если я говорю, что сущностью Будды является пустота, глупцы, слыша это, могут развить воззрение нигилизма, то есть небытия. Мудрые же понимают, что сущность Будды неизменна и неисчерпаема. Мудрые же и ученые люди постигают, что они — естественная недвойственность. Ни самобытие, ни отсутствие самобытия в своей природе не существуют двойственно.

    Существа блуждают в сансаре из-за того, что не распознают источниuк
    Неузнавание светоносной изначальной мудрости,
    Восприятие ума как «я» и привязанность к собственному эго,
    Восприятие объектов как «других» и хватание за них как за имеющие собственное эго — Вот причины того, что существа блуждают в сансаре
    И переживают разнообразное счастье и страдание.
    Почему существа блуждают в сансаре
    Даже вода, когда ее гонит и волнует ветер,
    Становится (твердой) как камень.
    Несуществующие, но обманчивые формы, когда мысли возбуждены,
    Становятся твердыми и плотными.
    В Уме присутствует состояние абсолютного тела — изначально чистая сущность называемая изначальной сокровищницей-основой единства с качествами тел формы, обителей будд и мудростей. Но когда существо отвлечено от сущности Будды, эти качества (буддства) омрачаются вследствие заблуждения неведения (т. е. восприятия) их как оцениваемого и оценивающего, сея таким образом с безначальных времен семена различных обманчивых привычек-склонностей в сокровищнице-основе привычных склонностей. До тех пор, пока существа блуждают в сансаре как в сновидении, они оценивают (воспринимаемое) как «я» и «личность», вовлекаются в ненависть, желание и все остальное, т. е. в пять ядов, и накапливают карму и склонности. Обманываясь без всякой причины, они оказываются во власти разнообразных привязанностей, (воспринимая их) как нечто реальное, и беспрестанно, днем и ночью, блуждают среди обманчивых видимостей. Однако постоянное (блуждание в сансаре) лишено фундамента.
    Естественно чистый Ум, являющийся мудростью и незапятнанной сущностью (нгово) будд, присутствует изначально. Хотя, будучи неизменной, она называется «естественно присутствующим источником», она же называется и «развитым источником», ибо проявляет развитие благих качеств через очищение омрачений.

    Карма как результат взаимозависимой причинности
    Загрязнений не существует ни в объектах, ни в органах чувств, ни между ними,
    Ни где-либо еще. Где же, в таком случае, они обитают, нанося вред всем существам?
    Они подобны привидениям, поэтому надо постараться понять, (как) освободиться от страха (перед ними).

    Правильное воззрение на причину и результат действий
    Обретая призрачное накопление,
    Вы достигаете призрачного просветления.
    Ради призрачных существ
    Совершаете призрачные действия.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    15.653
    Симпатии:
    601
    4. Философское воззрение на феноменальное бытие
    Воззрение о постижении природы
    Природа

    (Природой) всех явлений является пустота и отсутствие самобытия. Однако, не осознавая этого из-за цепляния за «я» и «мое», существа обманываются сноподобной сансарой и переживают многообразие счастья и страдания. Итак, необходимо постичь несуществующую природу (явлений).
    Опровержение утверждения о том, что (феноменальные) видимости есть ум
    Проявляющиеся объекты [объекты восприятия] не являются умом (сем), поскольку объекты остаются даже когда самого человека здесь нет. Объекты не переместятся от того, что человек переместится в другое место. Если бы объекты были самим умом, то они должны были бы меняться всякий раз, когда меняется он. Они должны были бы присутствовать, если присутствует он, и отсутствовать, если его нет.
    Иллюстрации несуществующей (в истинном смысле) природы
    Явления проявляются, в то же время не существуя… Они не рождены с самого момента своего рождения, как отражение луны в воде и как вода, видимая в мираже.

    (Невежество), которое надлежит очистить
    (глаза) всех существ с безначальных времен поражены катарактой невежества и концепцией «себя» и «своего». Отсюда следует, что они не только не видят — как он есть — светоносный Ум, т. е. присутствующую в них самих сущность Будды, но они видят проявления внешних объектов, таких как горы и утесы, и внутренних страстных мыслей, порожденных эмоциональными загрязнениями. Они не существуют с самого момента своего проявления, но действуют как трюки, одурачивающие младенцев.
    Поскольку арьи [реализованные] видят (явления) как несуществующие в своей (подлинной) природе, они постигают их в совершенстве в соответствии с природой сущности (Будды) и небытием истинной природы.

    Ум преходящ
    Какие бы мысли ни возникали в уме, если вы начинаете их искать, они не могут быть найдены, потому что сам ум есть ищущий. Причина состоит в том, что когда ищешь себя самого и не можешь найти, то это потому, что они (ищущий и искомый) — не две разные вещи. Если ум хорошенько исследовать, то не только (убедишься, что) сам ум не существует, то и все мысли будут успокоены.
    Ум — это изначальная чистота и он никогда не рождался
    Ум (семньид) называется пустотой, поскольку он естественно чист и не имеет основы и корня. (В уме) разнообразие возникновения (вещей) непрерывно, и это называется проявлением. Даже если исследовать ум, он оказывается свободен от крайностей этернализма, поскольку не имеет вещественности и характерных черт, а также свободен от крайностей нигилизма, поскольку аспект простого осознания не прекращается. Итак, ум запределен выражению, однако он просто может быть назван «естественной чистотой», поскольку он трансцендентен узнаванию того, что «это есть это». Он есть мудрость, незапятнанная крайностями… Он имеет аспекты, такие как вечность, поскольку он свободен от изменений, свободен от сетей умопостроений и является просветленностью.

    (В уме) нет ничего, от чего следовало бы отказаться
    При изучении ума многообразными способами доказано, что в своей (истинной) природе он не существует. Однако он не существует и тогда, когда его не исследуют. Итак, ум лишен существования. (В текстах) говорится, что человек должен оставаться в состоянии непрерывности анализа, познания и мыслей, подобно тому как голодные брахманы и слоны насыщаются едой, т. е. без отречения, без приятия и ожиданий или сомнений.

    Ум невозможно постичь с помощью теорий
    Природа ума и явлений изначально чиста. Следовательно, нет ничего, что следует утвердить или отвергнуть…
    Все явления в своей природе недвойственны и чисты. Если вы прозреваете саму сущность которая не существует в своей истинной природе, то вы постигаете естественное состояние вещей, то есть (какими вещи являются на самом деле) Если вы постигаете ум, свободный от возникновения или прекращения, то нет такого места, где возникают и прекращаются эмоциональные загрязнения.
    Тилопа сказал: «Нас ограничивают не видимости, а привязанность к ним. Поэтому, Наропа, отсеки привязанности…»
    Простая видимость не является некой сущностью, которую следует отвергнуть или принять. Не надо оценивать (объекты) и привязываться к ним.

    (Ум) Не постичь с помощью теоретического различения
    Истинный смысл природы, т. е. Ума, свободен от понятий и выражений. Он не является ни существующим, ни несуществующим, и не имеет ни краев, ни середины. В нем нет ничего такого, что следовало бы обозначить с помощью той или иной идеи.

    Совершенство (неизменной) природы, равной пространству
    Ум (семньид) просветлен с самого начала, и нет ничего нового, что следовало бы очищать. Нет необходимости держаться за отвержение и обретение… Поскольку нет оцениваемого и оценивающего ни во внешнем, ни во внутреннем (аспекте), то нет никакой оценки…
    Что бы ни возникало в состоянии собственного неизменного ума: радость, огорчение, счастье или страдание, — если мы не оцениваем ничего в момент их (возникновения), то это освобождается само собой. Нет иных противоядий.

    Совершенство (состояния), свободного от наблюдателя и наблюдаемого
    Наблюдая все, что возникает, наблюдатель теряет (себя) в этом собственном положении. Если искать, куда он делся, то не только невозможно найти его где бы то ни было и в каком бы то ни было направлении, но и тот, кто ищет, сам исчезает в отсутствии концептуальности. Таким образом, бесследно исчезают как ощущения, выполняющие поиск, так и отвержение и приятие объектов поиска. Отсутствие любой вещи, которую следует распознать, и есть мой собственный Ум, подобный пространству.

    Совершенство, не имеющее местопребывания, реализуемое благодаря достижению основы
    При этом, спонтанно завершив для своего Ума видение, неотделимое от пространства, мы достигаем состояния абсолютного тела, присутствующего в самом себе… Что бы ни возникало (в нашем собственном уме, если) мы постигли освобождение в основе, подобное небу, расчищенному от туч, Ум объединяется со всеобъемлющей сферой и возникает естественно освобожденная мудрость всего. Поэтому нет такого места, куда Ум будет возвращаться из естественного состояния. Поскольку это — совершенство растворения явлений, то это — свобода от преходящего отрицания или приятия ощущений, (свобода) от узкого пути схватывания (вещей) как реальных и обладающих качествами. Теперь достигнуто совершенство абсолютной природы, свобода от рождения и прекращения. Куда же теперь идти? Некуда. Йогин, достигший такого состояния, вышел за пределы объектов заблуждения. Он не вернется в сансарные города и веси, ибо достиг подобной пространству основы. Так достигается уверенность в (обретении абсолютного) смысла.

    Обретение уверенности (в природе) путем (ее) постижения
    Теперь для меня нет цели, к которой следовало бы стремиться. Как бы все ни проявлялось, я, словно пьяный, никак это не оцениваю. Хоть вещи проявляются, я не распознаю их, уподобившись младенцу. Для меня все виды деятельности возникают как равность, естественность, открытость и бесцельность, и они суть одно вследствие выхода за пределы оценки.
    Благодаря возникновению всего возникающего как абсолютной природы мы обретаем освобождение от кармы (действий) и составных структур, ибо мы очистили заблуждения в основе и довели до созревания подобное пространству состояние, не являющееся объектом… Что бы мы ни делали, поскольку (теперь) действие освобождено как не имеющее цели — это естественное отсутствие схватывания.

    Видимости и ум освобождены с самого начала
    Достижение Великого Совершенства

    I. Объект видимостей есть пустота.

    Отражения, возникающие в зеркале, идентичны ясности зеркальной поверхности. На самом деле они не являются формами, отличными от прозрачности зеркала. Точно так же никакие явления не существуют отдельно от пустоты.

    II. Ум, различающий (видимости), есть пустота.
    Ум подобен небу, он свободен от отвержения и приятия.
    Небо, хотя облака собираются и исчезают,
    Проявляется недвойственно и чисто.
    Точно так же незапятнанна природа, она является изначальным Буддой,
    Это несотворенная и спонтанно совершенная природа.
    когда тучи в небе исчезают, они растворяются в самих себе и становятся невидимыми, не уходя никуда, кроме неба… Всегда все явления сначала возникают из нерожденной сферы, затем пребывают в ней и наконец освобождаются в ней. Какие бы ни возникали чувства, сначала они возникают из состояния пустоты, Ума, в настоящем они пребывают в нем, а затем в конце концов в нем же они и прекратятся.

    I
    II. Объекты и ум недвойственны и пусты.
    Проявляющийся объект [восприятия] и оценивающие чувства в действительности возникают подобно сновидению и не существуют как два разных объекта. Таким образом, познавая все, что проявляется, как пустое от истинного (существования), как образ родника в мираже, мы должны упражняться в бесцельном уме, воспринимая все явления как тождественные отражениям.

    V. Ум неизменен.
    Все, что проявляется, есть иллюзорные следы, подобные возникновению отражений в зеркале… Все явления — тленное вместилище (мир) и обусловленное им тленное содержимое (существа) — проявляются как сновидение в силу переживаний следов нашего заблуждающегося ума; они не существуют с (самого момента) своего проявления. Следовательно, необходимо утвердиться в том, что видимости являются заблуждениями ума, а ум, схватывающий видимости, есть пустота, подобная пространству… Пространство неизменно… Смысл этой неизменности является покоем и нирваной с изначальных времен и природой Самантабхадры.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    15.653
    Симпатии:
    601
    Намкай Норбу Ринпоче. Кристалл и путь света
    Полностью - тут:
    https://abhidharma.ru/A/Guru Mahasiddhi/Content/Namkayi Norby Rimpoche/Cristall.pdf
    https://gorodnaneve.com/ru/uploads/lib/951-gorodnaneve-com.pdf
    https://knigavuhe.org/book/kristall-i-put-sveta/
    https://akniga.org/namhay-norbu-kristall-i-put-sveta



    КРИСТАЛЛ И ПУТЬ СВЕТА
    Сутра, тантра и дзогчен
    Учения Намкая Норбу

    ШЕСТЬ ВАДЖРНЫХ СТРОФ

    Хотя видимый мир проявляется как многообразие, это многообразие недвойственно,
    И из всего множества отдельных вещей ни одну нельзя вместить в ограниченное понятие.
    Если освободишься от ограниченности любых попыток судить: "это похоже на то или на се",
    становится ясно, что все проявленные образы - это грани того бесконечного, что не имеет образа,
    и, неотделимые от него, они - самосовершенны.
    Если видишь, что все изначально самосовершенно, исцеляется болезнь - стремление чего-то достигать, и, когда просто остаешься в естественном состоянии как оно есть, присутствие недвойственного созерцания непрерывно возникает само собой.

    Изначальное состояние

    По своей сути Дзогчен - это Учение об изначальном состоянии бытия, которое представляет собой изначальную неотъемлемую природу каждого человека. Войти в это состояние означает ощутить себя таким, каков ты есть, центром Вселенной. Понять это изначальное состояние означает постичь учение Дзогчен. Даже само название Дзогчен, что означает "Великое Совершенство", указывает на самосовершенство этого состояния, изначально чистого в своей основе, где нечего отвергать или принимать.
    Если мысли возникают,
    Сохраняйте присутствие в этом состоянии,
    Если мысли не возникают,
    Сохраняйте присутствие в этом состоянии -
    Присутствие одинаково в любом состоянии.
    Гараб Дордже.


    Тантра или Ваджраяна
    истинное значение слова тантра - "непрерывность", в том смысле, что, хотя все феномены (дхармы) пустотны, тем не менее, они непрерывно проявляются. Все тантрийские методы работают с этой непрерывностью, принимая постулат о пустоте всех дхарм.

    Дзогчен - путь самоосвобождения

    "Ваше двойственное состояние обусловлено не обстоятельствами, проявляющимися как кармическое видение, вы впадаете в зависимость от видимых проявлений из-за своей привязанности к ним". Если требуется наиболее быстро и действенно отсечь привязанность, необходимо использовать спонтанную способность ума к самоосвобождению. любые проявления, возникающие в сфере восприятия практикующего, следует оставить как есть, не давая оценок, хороши они или плохи, красивы или безобразны. И тогда, если нет привязанности, все, что бы ни появилось, будь то мысль или кажущееся внешним событие, в самый момент своего возникновения автоматически, само освобождает и себя, и от себя. Если практиковать так, то у семян ядовитого дерева двойственного видения никогда не будет возможности даже прорасти, а тем более пустить корни и разрастись. Поэтому практикующий живет обычной жизнью, не нуждаясь ни в каких правилах, кроме своей собственной осознанности, но всегда пребывая в состоянии изначального единства благодаря объединению своего состояния со всеми проявлениями, составляющими его переживание, причем со стороны совершенно не заметно, что он занимается практикой. Вот что имеется в виду под "самоосвобождением", вот что имеется в виду под названием Дзогчен, которое означает "великое совершенство", вот что имеется в виду под недвойственным созерцанием, или просто созерцанием.

    Ану-йога (полная йога).
    Ану-йога, которая в школе нингмапа подводит к Ати-йоге, использует метод визуализации, который имеется только в этой школе. Визуализацию проявляют мгновенно, а не строят постепенно, деталь за деталью. Вы представляете себя божеством, но при этом более важны не детали, а ощущение [присутствия].

    Йога-тантра.
    Это первый уровень пути преображения. Здесь себя представляют божеством и начинают внутреннюю йогу, используя тонкую энергию тела, что продолжается и на всех высших уровнях пути преображения.

    Глава 6
    ОСНОВА
    Совершенно невозможно найти Будду где-то,
    кроме собственного ума.
    Падмасамбхава."Йога знания ума"


    Основа
    - Сущность
    - Природа
    - Энергия
    Основа это фундамент бытия, как на вселенском уровне, так и на уровне отдельного человека, причем эти два уровня в сущности - одно и то же. Если вы постигли себя, вы постигли природу вселенной. в недвойственном состоянии человек обретает переживание тождества с Основой. Это состояние называется Основой потому, что оно существует изначально, оно чисто, самосовершенно и никем не создано. Оно присутствует в каждом существе и не может быть уничтожено, хотя его переживание утрачивается, когда существо впадает в двойственность. Тогда оно временно затемняется взаимодействием омрачающих страстей влечения и неприятия, которые возникают из коренного неведения, присущего двойственному видению. Но не следует делать из Основы объект, рассматривать ее как нечто существующее само по себе - это состояние бытия. В обычном человеке она скрыта, в реализовавшем существе - проявлена.
    ясно, где начинается сансара, она начинается в любой момент, когда мы впадаем в двойственность, так же, как заканчивается, когда мы входим в изначальное состояние за пределами всех ограничений, в том числе ограничений времени, слов и понятий. Тем не менее, слова "Песни Ваджры" - это попытка его передать:

    Песня Ваджры
    Нерожденное и все же длящееся непрерывно, ни приходя, ни уходя, вездесущее,
    Высшая Дхарма, неизменное пространство, неописуемое, спонтанно самоосвобождающееся,
    совершенно не встречающее препятствий состояние.
    Существующее изначально, самопорожденное, без местопребывания,
    бесконечное всепроницающее пространство, безмерное и беспредельное, без уз,
    в котором не нужно ничего уничтожать и не нужно ни от чего освобождаться,
    присутствующее вне пространства и времени, существующее изначально,
    Безмерное внутреннее измерение, сияющее ясностью, как солнце и луна, самосовершенное, неразрушимое как ваджра, непоколебимое как гора, чистое как лотос, сильное как лев, несравненное блаженство без границ, пробуждение, беспристрастие, вершина Дхармы, свет вселенной, совершенный изначально.

    Самовозникновение пяти элементов и их Сущность

    изначальное состояние вне времени и пространства, вне созидания и разрушения это совершенно чистая основа всего сущего, как на вселенском уровне, так и на уровне отдельного человека. вселенная понимается как самопроизвольно возникающая игра энергии изначального состояния, которой, как таковой, может наслаждаться человек, пребывающий в единстве со своим сущностным, неотъемлемым свойством в самоосвобождающем, самосовершенном состоянии, состоянии Дзогчен.
    Если же из-за коренной ошибки в восприятии реальности человек впадает в двойственность, то изначальное сознание, которое в действительности есть источник всех проявлений, обманывается своими собственными проекциями, и человек принимает их за внешнюю реальность, существующую отдельно от него самого. От этой коренной ошибки восприятия происходит все многообразие страстей, которые непрерывно обрекают человека на двойственность.
    мы можем говорить, что коренная природа ума подобна пространству потому что и то, и другое - пусто, но ум осознает, а пространство - нет. Реализация - это живое переживание природы вселенной.
    Тот аспект Основы, который называют Сущностью, это его пустотность. Говоря конкретно, это означает, что если, например, заглянуть в свой собственный ум, то можно постичь пустотность любой возникающей мысли. если искать место, из которого пришла мысль, то мы ничего не найдем; если искать место, где мысль пребывает, то ничего не найдем; и если искать место, куда мысль уходит, то ничего не найдем, это и есть пустотность. Все - от самых огромных объектов до бесконечно малых, все, что между ними, все, что мы видим, считая
    существующим, можно рассматривать как пустоту. Используя сравнение, говорят, что эта пустота подобна чистоте и ясности зеркала. само зеркало не оценивает возникающие в нем отражения: прекрасны они или безобразны. Зеркало не изменяется, какие бы отражения в нем ни появлялись, а его способность отражать не ослабевает. Так объясняется, что пустотная Природа ума подобна природе зеркала, ей свойственны чистота, ясность и прозрачность, и, независимо от возникающего отражения, пустотная сущность ума никогда не может быть утрачена, нарушена или запятнана.
    И все же, несмотря на то, что пустота есть сущностное, коренное состояние всех феноменов, тем не менее, сами феномены - как психические, так и реально воспринимаемые объекты - продолжают проявляться. Вещи продолжают существовать, мысли продолжают возникать, точно так же, как отражения продолжают возникать в зеркале, хотя они и пустотны. Такая способность к непрерывному возникновению является тем аспектом Основы, который называется "Природа". Природа сравнивается с неотъемлемым свойством зеркала отражать все, что перед ним помещают. независимо от того, плохим или хорошим, прекрасным или безобразным будет то, что отразится в зеркале, присущая зеркалу способность отражать действует одинаково, как только перед ним появляется какой-то предмет. То же самое верно и для так называемой природы ума, переживание которой приобретается в созерцании. Могут возникать любые мысли или события, но природа ума не будет ими обусловлена. Природа ума не занимается оценками, она просто отражает, точно так же, как отражает зеркало.
    Итак, Основа, коренное состояние человека и бытия, в Сущности пустотна, однако, ее Природа, тем не менее, проявляется. Способ проявления Основы и есть Энергия, Энергия сравнивается с отражениями, которые появляются в зеркале. возникающие в зеркале отражения есть зримо проявляющаяся энергия его собственной неотъемлемой природы. Но пример с зеркалом показывает, что Сущность, Природа и Энергия взаимосвязаны и отделить их друг от друга можно разве что в целях объяснения. Ведь чистота и ясность зеркала, его способность отражать и сами возникающие в нем отражения - все это неотъемлемые условия существования зеркала. Если не будет ясности, зеркало не будет отражать, если не будет способности отражать, то как же появятся отражения? А если не могут проявляться отражения, какое же это зеркало? Точно так же взаимосвязаны и три аспекта Основы: Сущность, Природа и Энергия.

    Как проявляется Энергия: цел, ролпа, данг
    Энергия, о которой шла речь, имеет три характерных способа проявления, которые называются данг, ролпа и цел. Эти термины непереводимы, и потому мы вынуждены использовать тибетские слова.

    Цел
    Цел - это тот аспект энергии, в котором энергия самого человека проявляется в виде кажущегося внешним мира. Человек, впавший в двойственность, ощущает себя живущим в замкнутом собственном "я", обособленным от окружающего мира, который переживается как нечто отличное от него самого, и принимает проекции собственных чувств за объекты, существующие отдельно от его "я", за которое он крепко держится.
    проводится параллель между способом проявления энергии человека и тем, что происходит, если поместить хрусталь на солнце. Как хрусталь отражает и преломляет падающий на него свет солнца, испуская видимые лучи и радужные узоры, которые, как нам кажется, существуют независимо от хрусталя, но в действительности есть функция его собственной природы, так и мир внешних явлений, воспринимаемый человеком через органы чувств, это его собственная энергия. На самом деле нет ничего внешнего или отдельного от человека, и фундаментальное единство того "что есть" - это как раз то, что переживается в Дзогчене, Великом Совершенстве. Для реализовавшего существа этот уровень собственной энергии, проявляющейся как цел, есть измерение Нирманакайи, или "Явленного Тела". Поэтому, когда мы говорим о трех кайях, то имеются в виду не только три Тела Будды, а три измерения Энергии каждого человека, как они переживаются при реализации.

    Ролпа
    В качестве примера, поясняющего этот способ проявления энергии человека, используют хрустальный шар. Если поместить какой-нибудь предмет рядом с хрустальным шаром, то внутри него можно увидеть изображение этого предмета, так что создается впечатление, будто он находится в самом шаре. Так и энергия человека может проявляться как образ, воспринимаемый "внутри", зримый "оком ума". Независимо от того, насколько живым может быть этот образ, это, тем не менее, опять-таки собственная энергия самого человека, на этот раз проявляющаяся как ролпа.
    Данг
    Хрустальный шар бесцветен. Но если его положить на красную ткань, он будет казаться красным, если на зеленую, зеленым и т. д. Так и энергия человека, в сущности бесконечная и не имеющая формы, на уровне данг может принимать любой облик. Этот пример помогает уяснить, что имеется в виду под кармическим видением: хотя энергия человека в сущности лишена формы, тем не менее, вследствие привязанности кармические следы, сохраняющиеся в потоке сознания человека, дают начало тому, что воспринимается, с одной стороны, как тело, речь и ум, а с другой - как внешняя среда, особенности которой определяются причинами, накопленными в течение бессчетного количества жизней. Пребывая в иллюзии двойственности, человек настолько обусловлен этим кармическим видением, что ему действительно кажется, будто оно и есть
    он сам.
    Когда эта иллюзия отсекается, человек переживает свое состояние таким, какое оно на самом деле и каким было изначально: как беспредельный ум, как не ограниченную никакой формой беспредельную энергию. Постичь это - значит постичь Дхармакайю, или "Тело Истины", или, правильнее, "Тело реальности как она есть". Бесконечная, не ограниченная никакой формой энергия (Дхармакайя) проявляется на уровне Сущности элементов - которая есть свет - как нематериальные образы, воспринимаемые только теми, кто обладает ясностью видения (Самбхогакайя), и на уровне материи, в вещественной на вид, материальной форме (Нирманакайя).
    Эта тайна - "открытая", то есть каждый человек может сам открыть ее для себя. Мы живем, воспринимая все шиворот навыворот, и считаем, что собственное "я" существует отдельно от внешнего мира, которым мы пытаемся манипулировать, чтобы получить удовлетворение. Но пока мы остаемся в состоянии двойственности, мы всегда испытываем чувство утраты, страха, тревоги и неудовлетворенности. Если же человек выходит за пределы двойственности, то для него нет ничего невозможного.
    Недалеко от пещеры Миларэпы жил ученый тибетский монах, который считал себя очень мудрым, но все шли за наставлениями не к нему, а к Миларэпе, который никогда ничему не учился. Монах отправился к Миларэпе, чтобы вызвать его на диспут.
    - Материально ли пространство?
    - Материально, ответил Миларэпа.
    Монах подумал: "Вот я и выставил его полным дураком!", как вдруг Миларэпа поднял палку и постучал ею по пустому пространству, как по (твердому) барабану.
    Тогда монах спросил:
    - Скала материальна или нематериальна?
    Миларэпа же в ответ просунул руку сквозь скалу. Изумленный монах стал его учеником.


    [​IMG]
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    15.653
    Симпатии:
    601
    [​IMG]

    Ум и объекты естественно освобождены, поскольку они естественным образом не существуют.
    Реки, текущие в четырех направлениях, едины с океаном. Точно так же едины сансара и нирвана, поскольку и то, и другое является состоянием ума… волны одинаковы по сути, (ибо являются) водой. Что бы ни возникало в нерожденной (природе) — это одно и то же. (Это означает), что все умопостроения суть (одно и то же) в состоянии Ума и что Ум есть состояние, изначально свободное от создания и прекращения… Растворение мыслей в основе подобно тому, как вода вливается в воду.
    (Все явления) возникают как чистая в своей сущности (нгово) игра энергии того «как-оно-есть» (таковости, абсолютной истины). Итак, созерцайте на недвойственном блаженстве, выходя за пределы действия, усилия, воспоминания и мысли.

    Медитация (путь)
    Медитация на смысле воззрения


    Медитация после утверждения в воззрении
    Утвердившись в (медитации) через (постижение) воззрения, необходимо созерцать, пребывая в медитативном состоянии. необходимость практиковать медитацию несомненна. (Медитировать) означает пребывать в созерцании в естественном, подобном пространству и естественно чистом состоянии, благодаря свободе от мышления, сомнений и ожиданий…
    Медитация для людей с высшими способностями
    Для всецело реализованного существа не существует медитации, которую необходимо практиковать.
    реализованное состояние есть отсутствие медитации. Непрерывно оставаться в непривязанности к истинному (бытию) и есть (медитативное) действие без перерывов, — оно запредельно измерениям и является наслаждением мандалы самоосвобожденного Самантабхадры. (В ней) невозможно отклонение, ибо она ниоткуда не уходит. В ней нет омрачения наблюдателя, поскольку ее никто не наблюдает…
    Утвердившись сначала в уверенности в том, что наш собственный Ум и есть подлинный Будда с изначальных времен, позже мы постигаем, что нет нужды в стремлении к буддству из какого бы то ни было иного источника. В этот самый момент мы пребываем в буддстве.

    III. Людям со средними и низшими способностями необходимо медитировать.
    Людям со средними или низшими способностями необходимо медитировать с великим усердием, поскольку они не свободны от восприятия самобытия т. е. причины сансары. Различие между медитацией и немедитацией понимается в соответствии с тем, растворилось ли в уме (представление) о субъекте и объекте).

    IV. Необходимость медитации.
    Коль скоро возникающие (в нашем уме) мысли не являются самовозникающими и самоосвобождающимися, все они являются обычными концепциями…Если же медитировать с целью умиротворения этих концепций, то позже наверняка возникнет мудрость, освобождающая от феноменального бытия.

    V. Необходимость объединения состояния покоя и прозрения.
    «Состояние покоя смягчает эмоциональные загрязнения, а прозрение искореняет их…».
    Люди низших способностей должны медитировать и укрощать свой дикий ум, не способный успокоиться ни на мгновение, посредством однонаправленного состояния покоя. Развив способность к концентрации, затем с помощью медитации на противоядиях, таких как различающее прозрение, пустота, а также медитируя на том, что все видимости иллюзорны, постигают смысл нерожденности.

    Способ созерцания для людей средних способностей
    Метод медитации


    I. Совет созерцать немышление.
    Когда по поверхности воды идут сильные волны, в ней не возникает никаких отражений, хоть вода и обладает потенциальной способностью отражать. Итак, важно однонаправленно созерцать… Если вы созерцаете, постепенно исчезнут беспокоящие волны концепций и естественным образом воссияет свет лампы Ума. Созерцайте таким образом, не беспокоя воды ума.

    II. Положение тела и способ созерцания.
    Следует созерцать в трех неподвижных состояниях, свободных от крайностей…
    а) Для неподвижного тела существует семичастная физическая поза: ноги скрещены, ладони — в жесте созерцания, позвоночник прямой, языгк касается нёба, дыхание медленное, взгляд — (на уровне) кончика носа, шея слегка наклонена.
    в) Для успокоения чувств: глаза (фиксируются) неподвижно, но слух, обоняние, вкус, осязание и ум не останавливаются. Какие бы ни возникали формы, звуки, запахи, вкусы, прикосновения и мысли, не запирайте врат (их возникновения) и не следуйте им. Если следовать мыслям, то непрерывная цепь мыслей никогда не прервется. Поэтому надо созерцать в неподвижном водоеме чувств при беспрерывном возникновении различных проявляющихся объектов, подобных отражению звезд и планет. Если различные объекты не оцениваются мышлением, то (проявляющиеся объекты) не наносят никакого вреда (созерцанию). Это называется «изначальной мудростью без мыслей», поскольку (формы) проявляются, но нет умопостроений. Если нет (видимости) форм, то нет интеллекта, (который видит) их, и тогда нет вопроса о пребывании с мыслями или без мыслей, и нет «изначальной мудрости без мыслей». Таким образом, когда объекты предстают чувствам, оставаясь в немышлении, мастер различающей осознанности (лама) непосредственно обретает прекращение ухода и прихода мыслей, и это обозначается таким понятием, как «прекращение дыхания». Хотя дыхание через рот и нос продолжается, мысли при этом не возбуждаются. Прекращение концептуализации обозначается как смерть мыслей.

    Достижение этого сущностного момента (прекращения дыхания) называется (состоянием) естественных сознаний. Поскольку объекты предстают чувствам, чувства не привязываются к объектам, и хотя «чувства впадают в объекты», или, говоря иначе, объекты становятся ясными (в чувствах), чувства не только не наносят вреда созерцанию, но и помогают ему развиваться…

    с) Для успокоения ума: созерцание (ума) происходит спонтанно, когда тело и чувства неподвижны. Это невозмутимое созерцание, не покидающее состояния ясного и светоносного ума, свободное от создания и прекращения…
    При этом, если вы отвлечены мыслями о материальности проявляющихся внешне объектов и невещественным внутренним умом, создается узел, омрачающий сущность Будды, т. е. врожденный Ум. Поэтому не должно быть ни малейшей оценки и привязанности к сансаре и нирване как к чему-то негативному или позитивному, даже к созерцанию. Если не иметь концепций — ни вещественных, ни невещественных, — то не будет мыслей ни о каких других вещах. При этом все движения мыслей растворяются в Уме, являющемся основой. И когда ум становится неизменным и устойчивым, мы обретаем освобождение от сансары, не привязываемся ни к себе, ни к другим, и не впадаем в двойственные оценки. Это обретение безупречного абсолютного тела, запредельного измышлениям, концепциям и выражениям.

    III. Способ развития благих качеств.
    Когда созерцают (таким образом), освобождаются все концептуализации. При этом, поскольку достигается выход за пределы концепций в изначальной природе и все мысли растворены во (всеобъемлющей) сфере, возникает Светоносное Великое Совершенство реализация единого вкуса как дхармакаи.

    IV. Постижение абсолютной природы.
    При самовозникновении врожденной изначальной мудрости в уме йогина…он в полной мере воспринимает неотделимую идентичность пустоты и проявлений и абсолютную нерожденную природу явлений…
    Ум возникает как игра недвойственности сансары и нирваны, изначальная мудрость выхода за пределы бытия и небытия, и неизменность ясности… При этом в равностном (состоянии) возникает изначальная мудрость, недвойственная относительно познаваемых объектов и познающего интеллекта.

    Метод созерцания

    I. Созерцание в (состоянии) непоколебимости и отсутствия концептуализации.
    II. Созерцание в чистоте и ясности без загрязнений.
    Созерцайте с ясностью в состоянии ясности без сонливости и в спокойствии без возбуждения, подобно безмятежному океану, пребывающему там, где он есть.
    III. Созерцание без пристрастности, подобное пространству.
    Созерцайте в состоянии Ума, являющегося пустотой с самого начала, подобно пространству, без прихода и ухода мыслей.
    IV. Созерцание естественно и безусильно.
    Созерцайте ум в состоянии неизменности, подобно горе Меру, без защиты, ожидания или сомнения.
    V. Созерцание объектов проявлений без прекращения.
    В состоянии чистоты и ясности ума созерцайте проявляющиеся объекты, живо (предстающие) перед чувствами без концепций оценивания или колебания.
    VI. Созерцание в изначально освобожденной ясности и чистоте.
    Созерцайте в живой ясности и чистоте без сонливости или возбуждения… Созерцая таким образом, вы постигнете проявления как пустоту, подобную радужному свету.
    VII. Созерцание однонаправленно, подобно лучнику.
    VIII. Созерцание в безусильности и спонтанности.
    Даже если (ум) свободно отвлечен, поскольку он впал в обычное состояние (ума), естественно созерцайте обычный ум без колебания.
    IX. Заключение о восьми способах созерцания.
    В этих видах созерцания нет оцениваемого и оценивающего, поэтому они суть чистое созерцание, единство состояния покоя и прозрения. Хоть и сказано, что аспект устойчивого пребывания в «том, что есть» является состоянием покоя, а аспект ясности — прозрением, (по сути) они неотделимы. Это неразделимое, врожденное единство.

    Продвижение на пути семи аспектов

    Когда мы распознаем Ум — «светоносную изначальную мудрость основы», преходящие мысли мгновенно освобождаются, и происходит объединение сыновнего и материнского света.
    Внешние проявления спонтанно воспринимаются как сновидения и иллюзии. Реализуется (восприятие) различных явлений как имеющих один и тот же вкус, и мы остаемся в состоянии, подобном пространству.
    Оставаясь день и ночь в созерцании, невозможно не получить эти знаки.

    Состояние покоя (шинэ)

    1) укрощение мыслей
    Сначала (необходимо) обрести состояние покоя… Визуализируйте три канала (в теле).
    На выдохе представляйте, что вы выдыхаете через белый канал рома, расположенный с правой (стороны тела), и через правую ноздрю, и что все недомогания, вредоносные воздействия и омрачения покидают вас подобно тому, как дым выходит из дымовой трубы. Вдыхая, представляйте, что медитативное сосредоточение Будды в форме света входит через левую ноздрю и красный канал кьянгма (с левой стороны тела), а затем попадает в центральный канал. На какое-то время задержите дыхание (непосредственно) под пупком, (немного толкнув дыхание) одновременно вниз и вверх. Затем медленно выдохните, как прежде, но при этом задержите немного (оставшийся воздух). Считайте в уме до семи (дыхательных циклов).
    Начинающий должен визуализировать воздух в виде квадрата и других указанных форм. Удаляясь от ноздрей, форма постепенно увеличивается, достигая размера трех тысяч мировых систем. Это надо визуализировать не отвлекаясь. Когда есть перенапряжение элементов, с этим можно справиться, с силой произнеся ХА! и не задерживая в себе никакого воздуха. Когда начнут возникать блаженство, преданность и т. д., необходимо задерживать (на какое-то время) воздух.
    После нескольких дней и ночей такой практики дыхания возникает безмятежность чистого и лучащегося ума без умопостроений. В этой (стабильности) не будет (даже) малейшего движения воздуха, поскольку мы остаемся в состоянии немышления в центральном канале, таким образом постигая врожденную изначальную мудрость.
     

Поделиться этой страницей