1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    11.785
    Симпатии:
    609
    ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
    Английский перевод с санскрита К.Свенссон

    I. САМАДХИПАДА или О СОЗЕРЦАНИИ

    1. (1) Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.
    2. (1) Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе.
    3. (1) Иначе она имеет ту же форму, что и вритти (волнения).
    4. (1) Практика (абхьяса) – усилие, необходимое для успокоения ума.
    5. (1) Эта практика станет успешной при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течение длительного времени.
    6. (1) Бесстрастие – это сознание, в котором господствует отсутствие жажды вещей, как видимых, так и описанных в священных текстах.
    7. (1) Это высшее (отсутствие желаний) отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.
    8. (1) Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением "я есмь".
    9. (1) Самадхи наиболее близко тем, чье желание наиболее горячо.
    10. (1) В дальнейшем появляются различия (в выборе используемых средств) – мягких, умеренных или интенсивных.
    11. (1) Или благодаря преданности Ишваре (Всевышнему Господу).
    12. (1) Ишвара – особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их результаты.
    13. (1) В Нем (Ишваре) – непревзойденное семя всеведения.
    14. (1) Его (вербальное) выражение – священный слог 0м.
    15. (1) Повторение Ом должно делаться с пониманием его значения.
    16. (1) Этим путем можно обрести самосозерцание и добиться избавления от препятствий.
    17. (1) Чтобы преодолеть препятствия, надо постоянно практиковать (созерцание) на Единую Истину.
    18. (1) По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путем выдоха и задержки праны (дыхания).
    19. (1) Либо умственное спокойствие вызывается деятельностью высших чувств.
    20. (1) Либо созерцанием беспечального света (джйоти).
    21. (1) Либо, по желанию, посредством медитации (дхьяны).
    22. (1) Он (йог) владычествует над силами, простирающимися от мельчайшего атома до величайшей беспредельности.
    23. (1) Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.
    24. (1) Когда память очищена, и ум сияет, как единственный объект, это называют состоянием вне слов и аргументов.
    25. (1) Таким образом описываются медитация и сверхмедитация (нирвичара), имеющая своим объектом тонкое.
    26. (1) Они составляют медитацию с семенем (самадхи).
    27. (1) После достижения чистоты сверхмедитативного состояния остается чистый поток Адхи-атмы (духовного сознания).
    28. (1) В этом состоит дар высшей мудрости (праджни).
    29. (1) Праджня (мудрость), достигаемая в высших состояниях сознания, отличается от той, которую достигают путем предположений и доказательств, относящихся к частному.
    30. (1) Подавлением даже этого посредством подавления всех состояний ума достигается самадхи без семени.

    II. САДХАНАПАДА или О ДУХОВНОМ УЧЕНИЧЕСТВЕ

    1. (2) Аскетизм, изучение священных текстов и посвящение поступков Ишваре составляют йогическую дисциплину.
    2. (2) Йогическая дисциплина практикуется с целью достижения самадхи и устранения причин страданий (клеши).
    3. (2) Пять причин страданий – это невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, желание жизни.
    4. (2) Невежество (авидья) – питательная среда для всех других – спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу.
    5. (2) Невежество (авидья) – это принятие невечного, нечистого, злого, не – Атмана, за вечное, чистое, доброе и Атман.
    6. (2) Эгоизм есть отождествление способности познания с инструментом познания.
    7. (2) Привязанность (рага) – это влечение к тому, что приносит удовольствие.
    8. (2) Отвращение – это стремление избежать то, что приносит несчастье.
    9. (2) Бесконечная жажда жизни обладает такой силой, что усваивается даже мудрыми.
    10. (2) Эти тонкие (причины страданий) должны быть устранены путем развития их противоположностей.
    11. (2) Активные (причины страданий) должны быть уничтожены медитацией.
    12. (2) Для мудреца все является несчастьем вследствие страдания, вызываемого изменениями, тревогами и санскарами (вызванными качествами природы, гунами).
    13. (2) Причиной горя, которого можно избежать, является соединение внешнего мира с миром невидимым, зрящего со зримым.
    14. (2) Видимый объективный мир состоит из элементов и чувств, имеет природу познания, действия и покоя и служит целям опыта и осознания (освобождения).
    15. (2) Видящий (Пуруша) есть только сознание зрения, которое, хотя и является чистым, видит посредством изменений разума.
    16. (2) Само существование видимого – ради видящего.
    17. (2) Хотя это (пракрити) уничтожается для того, кто достиг цели, оно не уничтожается полностью ввиду того, что присуще другим.
    18. (2) Кайвалья, освобождение, видящего есть результат разделения видящего и видимого вследствие устранения неведения.
    19. (2) Постоянная практика различения (вивека) есть средство достижения свободы,
    20. (2) При устранении нечистоты путем неустанной практики ступеней йоги свет мудрости (джняны) ведет к познанию различения (вивеки).
    21. (2) Когда неподобающие мысли тревожат ум, надо сосредотачиваться на том, что противоположно им (пратипакша-бхавана).
    22. (2) Результатом удовлетворения являются чистота ума, однонаправленность, контроль чувств и способность видения Атмана.
    23. (2) Высшее счастье достигается через удовлетворение (сантоша).
    24. (2) Благодаря изучению возникает общность с Богом, проявляющегося в той форме, которая вам больше подходит.
    25. (2) Самадхи (осознание) можно достичь, если сделать Господа целью всех действий.
    26. (2) Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.
    27. (2) Это достигается ослаблением усилий и размышлением о Бесконечном.
    28. (2) После этого уже не тревожат двойственности.
    29. (2) Когда это осуществлено, следует пранаяма (регулирование вдоха и выдоха).
    30. (2) Таким образом, ум становится пригодным для дхараны (сосредоточения).
    31. (2) Таким образом уничтожается то влияние тела на ум, которое закрывает свет.
    32. (2) Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.
    33. (2) Это ведет к полному господству над чувствами (индриями).

    III. ВИБХУТИПАДА или О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

    1. (3) Концентрация (дхарана) есть фиксация сознания на определенное.
    2. (3) Медитация (дхьяна) есть поток, сфокусированный на одно.
    3. (3) Эта же медитация, когда присутствует лишь сознание объекта медитации, но не ума, есть самадхи (осознание).
    4. (3) Три вместе (дхарана, дхьяна и самадхи) составляют самьяму (самоконтроль).
    5. (3) После овладения этим (самоконтролем) приходит праджня (свет мудрости).
    6. (3) Приложения самоконтроля (самьямы) различны на различных стадиях.
    7. (3) Триада (сосредоточение, медитация и самадхи) внутренние средства и более действенны в отличие от предшествующих пяти (не – насилия, правдивости, не – присвоения чужого, безбрачия и не – принятия даров).
    8. (3) Но даже они внешни (относительно) самадхи без семени (нирбиджа).
    9. (3) Аспект поглощения есть соединение ума с моментом поглощения (ниродха), когда исходящий и поглощающий аспекты исчезают и появляются соответственно.
    10. (3) От очищения (санскары) исходит его успокоительный поток.
    11. (3) Созерцательная трансформация (самадхи) есть возникновение и разрушение разнонаправленности, так же как и однонаправленности.
    12. (3) Затем снова появляется ментальная разновидность однонаправленности, когда исчезновение и появление объекта мысли в точности похожи.
    13. (3) Этим описываются изменения первичных признаков (дхарм), свойств и видоизменений состояний объектов и ощущений.
    14. (3) Путем самьямы над пупочным центром – достигается знание устройства тела.
    15. (3) Над светом (джйоти) в голове дает видение совершенных существ.
    16. (3) Интуиция (пратибха) дает знание всего.
    17. (3) Над сердцем – обретается знание ума (читты).
    18. (3) Опыт проистекает из невозможности различать свойства саттвы и пуруши, хотя они и различны между собой. Посредством самьямы приходит истинное знание самого Пуруши.
    19. (3) Отсюда идет интуитивное восприятие объектов слуха, осязания, зрения, обоняния и ощущения.
    20. (3) Это является препятствием для самадхи, но представляется совершенством уму, направленному во вне.
    21. (3) Самьямой над дыханием самана можно усилить внутренний огонь тела.
    22. (3) Действительный выход из тела, действия за пределами тела составляют великое надтелесное (маха-видеха). Этим уничтожается покров над сиянием.
    23. (3) К тому, кто распознал различие между саттвой и пурушей, приходит всемогущество и всезнание.
    24. (3) Даже после уничтожения семени зависимости путем уничтожения желаний приходит абсолютная независимость (кайвалья).
    25. (3) Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенство чистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).

    IV. КАЙВАЛЬЯПАДА или ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ

    1. (4) Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной силы).
    2. (4) Сотворенные умы возникают только из эгоизма.
    3. (4) Из них ум, рожденный медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений.
    4. (4) Они (санскары) не имеют начала, ибо желание жить – вечно.
    5. (4) Удерживаемые вместе причиной и следствием, средой и предметом, они (васаны) исчезают с их исчезновением.
    6. (4) Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы).
    7. (4) Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).
    8. (4) Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши.
    9. (4) Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это может быть узнано (через посредство Пуруши).
    10. (4) Для него (ума) невозможно быть одновременно и познающим, и познаваемым.
    11. (4) Сознание познаёт свой высший ум (буддхи), когда он в той форме, которая не переходит с места на место.
    12. (4) Ум, окрашенный познающим (Пурушей) и познаваемым, способен постигать все вещи.
    13. (4) У того, кто увидел различие, больше не вызывает сомнения природа Атмана.
    14. (4) Тогда ум начинает различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).
    15. (4) В промежутках возникают мысли из санскар (ментальных впечатлений). Устранение санскар похоже на устранение причин несчастий (клеш).
    16. (4) Для неинтересующегося даже высшим познанием в качестве награды за его различительное распознавание приходит самадхи, называемое "Облако Добродетели".
    17. (4) Из этого следует свобода от карм и причин несчастий.
    18. (4) Вследствие устранения всех неясностей то, что может быть познано (умом), есть лишь малая часть в сравнении с бесконечностью знания.
    19. (4) Три гуны (качества) выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу.
    20. (4) Кайвалья, абсолютная свобода, наступает тогда, когда качества, лишённые значения для Пуруши, становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей собственной природе.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    11.785
    Симпатии:
    609
    ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
    Перевод с санскрита Сэра Ганганатха Джха

    1. САМАДХИ ПАДА: ПРИРОДА СВЯЗИ

    1. (1) Теперь (начнём) описание Йоги.
    2. (1) Йога - это сдерживание функций ума.
    3. .(1) Из них, Практика заключается в усилии к спокойствию.
    4. (1) И эта (Практика) становится твёрдо основанной, когда она продолжается долгое время и беспрестанно с должной преданностью.
    5. (1) Когда человек освобождается от желания "видимых" и "описанных в священном писании" объектов, он достигает (низшего) Бесстрастия, называемого "Покорением",

    Болезнь, Слабость, Нерешительность, Небрежность, Лень, Отсутствие Непривязанности, Ошибочное Представление, Недостижимость Стадии (Связи) и Непостоянство - это отвлекающие Ум факторы; и они являются "препятствиями".
    6. (1) Боль, Раздражительность, Страх, Вдыхание и Выдыхание являются спутниками Отвлечения.
    7. (1) Для их сдерживания (следует) Практиковаться на Одном Принципе.

    2. САДХАНА ПАДА: СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ СВЯЗИ

    1. (2) Аскетизм (простота), Самообучение (Свадхьяя) и Преданность Высшему Богу - это составляет "Йогическую Дисциплину" (Крия Йога).
    2. (2) (Йогическая Дисциплина) служит цели: а) быть причиной "Связи" (Самадхи), а также б) ослабить Препятствия.
    3. (2) Иллюзия заключается в том, что i) невечное рассматривается как вечное, ii) нечистое - как чистое, iii) Страдание - как Удовольствие, iv) Не "Я" - как "Я".
    (2) "Зрителем" является абсолютное сознание, и благодаря чистоте оно является познающим познания.
    4. (2) Вся сущность "Видимого" существует для того ("Зрителя", Души).
    5. (2) Хотя это прекращает существовать в отношении Души, чьи цели осуществлены, это не прекращает существования полностью, поскольку является общим для других Душ.
    (2) Непоколебимое Проницательное (Разборчивое) Знание является средством "отгораживания" (от Страдания).
    6. (2) i) Чистота (Шаоча), ii) Удовлетворённость (Сантоша), iii) Аскетизм (Тапас), iv) Изучение (Свадхьяя) и v) Преданность Высшему Богу - являются Выполнениями ритуалов (Нияма).
    7. (2) Чистота ума (Саттва-шуддхи), Удовлетворённость (Ясность, Сауманасья), Однонаправленность (Айкагрья), Подчинение чувств (Индрия-джая) и Способность постичь "Я" (Атма-даршана-йогьятва) (приходят).
    8. (2) От Изучения (Свадхьяя) (происходит) союз с заботящимся Божеством.
    9. (2) От Преданности (Ишвара-пранидхана) Высшему Богу происходит совершенство Связи.
    10. (2) Положение (Асана) - это то, что ведёт к твёрдости и лёгкости.
    11. (2) С помощью ослабления Напряжения и с помощью созерцания Ананта (Безграничного) (это положение) выполняется.
    12. (2) Отсюда отсутствие беспокойства от пар (противоположностей, Двандва).
    13. (2) Далее следует "Регуляция Дыхания" (Пранаяма), которая заключается в задержке процесса Вдыхания (Шваса) и Выдыхания (Прашваса).
    14. (2) Тогда разрушается то, что прячет свет.
    15. (2) Пригодность Ума для Концентрации (Дхараны).
    16. (2) Когда чувства больше не находятся в контакте со своими объектами, они становятся похожими на (сдержанный) Ум; вот что составляет Отвлечение (Направление в определённое русло, Пратьяхару).
    17. (2) Из этого следует высшая стадия "подчинения чувств".

    3. ВИБХУТИ ПАДА: СИЛЫ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВА

    1. (3) Концентрация (Дхарана) - это фиксация Ума на определённом месте.
    2. (3) Медитация (созерцание, Дхьяна) заключается в непрекращающейся непрерывности созерцания того (места).
    3. (3) То же самое, появляющееся в форме объекта (на котором медитировали) и ставшее лишённым, как это было, своих собственных особенностей, есть Союз (Самадхи).
    4. (3) Эти три, слившиеся в один субстрат, составляют Дисциплину или сосогласование (Самьяму).
    5. (3) От успеха в ней зависит чистота (ясность) Сознания.
    6. (3) После того, как "бездействующее" и активное состояния Ума одинаково признаны - это его "Состояние Концентрации" (Экаграта паринама читты).
    7. (3) От Дисциплины, сходящейся на сердце, следует восприятие Ума.
    8. (3) Когда Йог перестаёт отвлекаться на восприятие, "семя зла" становится уничтоженным; отсюда вытекает Уединение (Кайвалья).
    9. (3) От "Дисциплины", сходящейся на "моментах" и их "последовательности", вытекает знание, порождённое различением (проницательностью).

    4. КАЙВАЛЬЯ ПАДА: ОБ ОБОСОБЛЕНИИ

    1. (4) Созданные (сотворённые) Умы (нирмана читта) проистекают от одного Эгоизма (асмита*).
    2. (4) Один (Ум) - это то, что побуждает к разной деятельности нескольких (Умов).
    3. (4) Действие Йога "ни белое, ни чёрное", а у других оно бывает трёх видов. (Белое - относящееся к саттве; красное - относящееся к раджасу; чёрное - относящееся к тамасу).
    4. (4) Кроме того, они не имеют начала, поскольку стремление вечно длящееся.
    5. (4) От единства модификации (паринама) вытекает единство вещи (васту-таттва).
    6. (4) (Для такого человека, чей Ум сам является "объектом" познания) функции Ума всегда известны; поскольку Душа, которая является Хозяином этого, неизменна.
    7. (4) Он (Ум) не может быть самосветящимся, поскольку он воспринимаем.
    8. (4) Неизменная Душа обладает пониманием (постижением) своего собственного познания, когда Ум принимает его форму.
    9. (4) Ум слегка окрашенный "наблюдателем" и "наблюдаемое" приходит к пониманию (постижению) всех вещей.
    10. (4) Несмотря на пестроту бесчисленных впечатлений, Ум следует рассматривать, как существующий для другой цели.
    11. (4) Для того, кто воспринял различие, (существует) прекращение всякого познания природы "я".
    12. (4) Тогда Ум становится склонным к правильному различению (умению различать, проницательности) и начинает тяготеть к Уединению.
    13. (4) Когда человек не интересуется даже Правильным Знанием, к нему приходит исключительно абсолютная различающая (проницательная) мудрость, которая ведёт к Союзу, названному "Облаком Добродетели" (дхарма-мегха).
    14. (4) Отсюда происходит прекращение Препятствий и "Кармического остатка".
    15. (4) В этом состоянии "Инструмент познания" (Ум) освобождается от всех покрывающих загрязнений, становясь безграничным; в котором остаётся мало (оставленного), что следует знать.
    16. (4) Отсюда следует окончание последовательности видоизменений (модификаций) Атрибутов (свойств), чья цель осуществлена.
    17. (4) Существует обратное развитие (инволюция) Атрибутов (свойств), когда не существует больше цели, чтобы Душа была обслуживаема ими; это и есть Уединение (Кайвалья); или это может быть определено как "пребывание Ощущающей Души в своей собственной природе" (чити шактех сварупа-пратиштха).
    --------
    *) Асмита — клеша, которая произрастает из невежества. Асмита, или эгоизм, — это ошибочное отождествление своего эго со своим истинным «Я», то есть с бессмертной и необусловленной душой. «Асмита» определяется как «отождествление зрящего с орудием видения». Здесь речь идёт о том, что «зрящий» или, если выражаться более понятно, — наблюдатель, является свидетелем всего, что происходит. Это — истинное «Я» живого существа. И есть «орудие видения» — это Эго живого существа. Таким образом, асмита — это ложное представление о том, что Эго — это и есть наблюдатель.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    11.785
    Симпатии:
    609
    ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
    Перевод Т.К.В.Десикачара

    Глава 1
    САМАДХИПАДА
    1. (1) Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
    2. (1) Тогда становится очевидной способность понимать объект полностью и правильно.
    3. (1) Способность понимания объекта либо замещается его ментальной концепцией, либо попросту отсутствует как таковая. .
    4. (1) Разум может достичь состояния йоги посредством упражнений и отрешенности.
    5. (1) Упражнение, в основном, – это правильное усилие, требуемое для продвижения вперед, достижения и поддержания состояния йоги (см.1).
    6. (1) Только после длительного выполнения правильных упражнений, без перерывов, при наличии положительного к ним отношения и рвения, можно достичь желаемого.
    7. (1) На высшем уровне отсутствует какое бы то ни было стремление как к высшим ощущениям, так и к экстраординарному опыту.
    8. (1) Когда индивидуум достиг полного понимания своей истинной сути, он больше не будет поддаваться отвлекающему влиянию, как изнутри, так и вне его.
    9. (1) Объект постепенно становится полностью понимаемым. Сначала на более поверхностном уровне. Со временем постижение становится более глубоким. И наконец оно становится всеобъемлющим. Достижение такой глубины понимания вызывает чистую радость. Индивидуум настолько сливается с объектом, что не замечает окружения.
    10. (1) Будут такие, которые родятся в состоянии йоги. Им не нужны упражнения или самодисциплина.
    11. (1) Благодаря вере, которая дает достаточно энергии для достижения успеха вопреки всем случайностям, направление будет выдержано. Реализация целей йоги – это вопрос времени.
    12. (1) Чем интенсивней вера и усилие, тем ближе цель.
    13. (1) Глубина веры не одинакова для разных личностей. И она различна в разное время для одной и той же личности. Результаты будут отражать эти различия.
    14. (1) Тот, кто возносит регулярные молитвы к Богу с чувством смирения перед его мощью, безусловно обретет возможность достичь состояния йоги.
    15. (1) Для того чтобы связаться с Богом, необходимо регулярно и правильно обращаться к Нему и размышлять о Его качествах.
    16. (1) Со временем человек постигнет свою истинную природу. Его не смутят никакие препятствия, которые могут возникнуть на его пути к состоянию йоги.
    17. (1) Если вы сможете выбрать подходящее средство для успокоения разума и упражняться в его применении, несмотря ни на какие провокации, препятствия не смогут укорениться.
    18. (1) Может помочь выполнение дыхательных упражнений с использованием растянутого выдоха.
    19. (1) Регулярными исследованиями роли ощущений мы можем уменьшить ментальные искажения.
    20. (1) Когда мы интересуемся, что есть жизнь и что сохраняет нас живыми, мы успокаиваем отвлекающие нас мысли.
    21. (1) Когда человек достигает этого состояния, ничто не ускользает от постижения. Разум может отследить и помочь понять простое и сложное, безграничное и бесконечно малое, осознаваемое и неосознаваемое.
    22. (1) Когда разум свободен от возмущений, появляется возможность вовлечения всех ментальных процессов в исследование объекта. Оставаясь в таком состоянии, вы становитесь полностью погруженным в объект. Тогда разум, подобно отшлифованном алмазу, отражает только свойства объекта и ничего более.
    23. (1) Когда направление разума на объект будет длительным, идеи и воспоминания прошлого постепенно отступят. Разум становится кристально чистым и неотделимым от объекта. В этот момент нет ощущения себя. Остается только чистое восприятие.
    24. (1) Процесс возможен с любым типом объектов, на любом уровне восприятия, независимо от глубины проникновения и широты охвата.
    25. (1) За исключением того, что разум не может постичь сам источник восприятия внутри нас самих, остальные объекты (даже неограниченные) постигаемы.
    26. (1) Тогда личность начинает правильно познавать себя.
    27. (1) Его знание больше не основывается на воспоминаниях или умозаключениях. Оно спонтанное, непосредственное и, как по уровню, так и по интенсивности, значительно превышает обычное.
    28. (1) По мере того как новообретенное свойство разума постепенно укрепляется, оно начнет преобладать над всеми другими ментальными тенденциями, основанными на превратном понимании.
    29. (1) Разум достигнет состояния, в котором у него не будет никаких впечатлений. Он открыт, чист и прозрачен.


    Глава 2
    САДХАНАПАДА
    1. (2) Упражнения йоги должны уменьшить ментальную и физическую нечистоту. Они должны развить нашу способность к самоисследованию и помочь нам понять при окончательном анализе, что мы не являемся хозяевами всех своих поступков.
    2. (2) Тогда такие упражнения безусловно уберут препятствия перед чистым восприятием.
    3. (2) Помехами являются превратное понимание, искажение ценностей, чрезвычайная привязанность, беспричинная неприязнь и страх.
    4. (2) Чрезвычайная привязанность основана на допущении, что она приведет к вечному счастью.
    5. (2) Беспричинная неприязнь обычно возникает в результате прошлого болезненного опыта, связанного с конкретным объектом или ситуацией.
    6. (2) Страх является врожденным чувством беспокойства по поводу предстоящего. Ему подвержены и мудрые, и невежественные.
    7. (2) Все время, пока помехи превалируют, они обязательно будут влиять на действия: на их исполнение, их длительность и их последствия.
    8. (2) Причина действий, производящих болезненный эффект, заключается в неспособности отличить то, что воспринято, от того, что воспринимает.
    9. (2) Все, что воспринимается, включает не только внешние объекты, но и разум и чувства. Подвергнуть воспринимающего своему влиянию или предоставить средства различения между ними и собой.
    10. (2) То, что воспринимает, не подвержено никаким изменениям. Но воспринимает оно всегда посредством разума.
    11. (2) Все, что может быть воспринято, имеет только одну цель: быть воспринятым.
    12. (2) Существование всех объектов (а следовательно, и их восприятие) не зависит от потребностей индивидуальности воспринимающего.
    13. (2) Все, что воспринимается, чем бы оно ни было или какое бы воздействие оно ни оказывало на конкретную личность, имеет одну-единственную цель. Эта цель заключается в прояснении разницы между внешним, видимым, и внутренним – тем, кто видит.
    14. (2) Отсутствие ясности при определении различий между тем, что воспринимает, и тем, что воспринимается, происходит из-за накопления превратного понимания.
    15. (2) По мере уменьшения превратного понимания увеличивается ясность. Это – дорога к свободе.
    16. (2) Существенно, чтобы средства были направлены на достижение такой ясности, при которой различие между изменяющимися свойствами воспринимаемого и неизменными свойствами воспринимающего стало бы очевидным.
    17. (2) Обретение ясности – постепенный процесс.
    18. (2) Упражнения и интерес к различным компонентам йоги постепенно уменьшают влияние таких помех, как превратное понимание (2-3). Тогда свет восприятия становится ярче и различие между тем, что воспринимает, и тем, что воспринимается, становится все более и более очевидным. После этого все может быть понято без ошибок.
    19. (2) Существует восемь компонентов йоги. Это:
    o Яма – наше отношение к окружению.
    o Нияма – наше отношение к себе.
    o Асана – упражнения с телом.
    o Пранаяма – упражнения с дыханием.
    o Пратьяхара – ограничение наших ощущений.
    o Дхарана – способность направлять наш разум.
    o Дхьяна – способность развить взаимодействие с тем, что мы стремимся понять.
    o Самадхи – полная интеграция с объектом, который мы намерены понять.
    20. (2) Нияма предусматривает:
    o Удовлетворенность (или способность удовлетворяться) тем, что имеешь, и тем, чего не имеешь.
    o Удаление мусора из наших физической и ментальной систем за счет поддержания таких правильных привычек, как сон, упражнения, диета, работа и расслабление.
    o Обучение и необходимость пересматривать и оценивать наши успехи в продвижении вперед.
    o Почитание высшего разума или принятие нашей ограниченности по отношению к всезнающему Богу.
    21. (2) Чем более вы внимательны, тем более дружеское отношение к себе вы вызываете своим присутствием.
    22. (2) Если чистоплотность уже развита, она открывает то, что должно постоянно поддерживаться и что остается вечно чистым. Все загнивающее – внешнее. Все чистое – внутри нас.
    23. (2) Личность становится способной размышлять о глубинных основах своей индивидуальности, в том числе и об источнике восприятия, не позволяя чувствам затуманить эти рассуждения. Человек освобождается от превратного понимания, накопленного в прошлом.
    24. (2) Результатом удовлетворенности является полное счастье.
    25. (2) Размышления, развитые до высочайшей степени, приближают человека к высшим силам, и это способствует пониманию наиболее сложного.
    26. (2) Обращение к Богу способствует полному пониманию любого выбранного объекта.
    27. (2) Асана должна обладать двойным свойством: смертностью и расслабленностью.
    28. (2) Эти качества могут быть достигнуты распознаванием и наблюдением за реакцией тела и дыхания на различные позы, составляющие практику асаны. Однажды познанные, эти реакции могут контролироваться шаг за шагом.
    29. (2) Пранаяма – это сознательное, обдуманное регулирование дыхания, заменяющее неосознанные дыхательные движения. Все компоненты дыхания (вдох, выдох и задержка дыхания) должны быть длительными и ровными.
    30. (2) Тогда дыхание выходит за уровень сознания.
    31. (2) Регулярное выполнение упражнений пранаямы уменьшает помехи, затемняющие ясное восприятие.
    32. (2) Разум теперь подготовлен к процессу направления на выбранную цель.
    33. (2) Обуздание чувств происходит, когда разум в состоянии оставаться на выбранном направлении и чувства безразличны к окружающим их объектам и безусловно следуют в направлении, контролируемом разумом.
    34. (2) Тогда чувства становятся управляемыми.
     

Поделиться этой страницей