Кандинский (Кандинский и Клее) Клее (ответвлением становится абстрактный экспрессионизм Кандинского и Клее)
Другие Россия Ларионов Посмотреть вложение 133381 Гончарова Наталья Малевич Ольга Розанова Стеллецкий дмитрий
Австро-Венгрия Густав Гвоздецкий (1905) Посмотреть вложение 135363 Посмотреть вложение 135360 Герстль (1907-8)
Кристиан Рольфс. Германия Посмотреть вложение 137360 Экспрессионизм выходит за пределы живописи. Важнейшим центром была Австро-Венгрия. появляется музыкальный экспрессионизм (1908. Шёнберг и его ученики Веберн и Берг) в театре (1909 - Кокошка "Убийца надежда женщин". начинают публиковаться авторы которых позднее причислят к "пражской школе" в германии 1910/11 начинают выходить литературные журналы экспрессионистской ("активистской") направленности. печатались авангардные стихи . 1913 балет Весна Священная (Стравинского, постановка Нижинского) Мэри Вигман (Германия). Танец ведьмы. исполнен впервые в 1914 г. Ван Годдис . Конец света. 1911 У бюргера сдувает котелок, Повсюду вопли в воздухе плывут. Сорвавшись, трубочисты с крыш ползут. На берег — пишут — движется поток. Там буря, скачет дикая вода Об землю, толщу дамбы сокрушая. Столпились люди, насморком страдая. Летят с мостов железных поезда. Георг Гейм. Демоны городов.1911 Сквозь ночь они бредут, и города Продавливает тяжестью их ног. Вкруг подбородков, словно борода, Клубятся облаками гарь и смог. Их тень бредет средь каменных морей, Жрет фонари, висящие рядком, И стелется туманом у дверей, Ощупывая их – за домом дом. На площадь наступив одной ногой, Другим коленом башню сокрушив, Они встают. И дождь кипит стеной, Бесовской дудкой город оглушив. У их лодыжек вьется ритурнель, Печальный гимн разверстых городов, Их реквием. И глухо, как в тоннель Врастает резкий звук во тьму домов. Они бредут к реке, что уползла Змеей, чья в желтых пятнышках спина От чахлых фонарей, в чье тело мгла Вплывает в пляске, мороком полна. Нагнутся через парапет моста, И тянут крючья рук в толпу людей, Как фавны, что в трясинные места Приходят шарить пальцами в воде. Один встает. Он маскою Луну Белесую закрыл. И ночь с небес Стекает горем, как свинец ко дну, И вот весь город в шахту ночи влез. И плечи городов трещат. Скрипят Их крыши, красным смытые огнем. И, растопырясь, на коньке визжат Они, как кошки, взгромоздясь на нем. В набитой мраком комнате орет, Рожая, баба от безумных мук. В подушках, как гора, ее живот. Столпились жадно демоны вокруг. В ознобе содрогается кровать, И комната от воплей вся плывет. Но вот и плод. Кроваво разрывать Он начинает надвое живот. Жирафьи шеи демонов растут. Дитя – без головы. Перед собой Его мать поднимает. Спину жгут Ей жабьи пальцы ужаса тоской. И вспарывает сонный рог зенит. Все выше тени демонов растут И ураганом огненных копыт Глубины недр под городом трясут.
школа при храме Саграда Фамилия. Испания. 1909. (Гауди) вилла Билека. 1911. Австро-Венгрия Хиллехейс. Голландия. 1912 Дача Пфеффер. Россия. 1910-13
"Экспрессионистское десятилетие" традиционно 1914-24 гг. В первую очередь это конечно относится к литературе (Кафка, Майринк, Бенн, Толлер, Дёблин, Акутагава и многие другие ) и кино