Функционализм в 30-е гг (точнее примерно с 28 г.) авангардная архитектура повсеместно торжествует в Восточной и Северной Европе. Здесь она известна как функционализм. Венгрия (здесь архитектура развивалась под сильным влиянием Баухауза)
Идея "органической архитектуры" К сер. 30 -х гг. у некоторых архитекторов мелькает мысль , что "идеально дезизифицированные" функциональные жилища попросту неуютны. В 34- 35 г. Ле Корбюзье например строит пару построек типа "дом для отдыха" с использованием природных материалов Наиболее последовательно в этом направлении двигался финн Аалто 29 27-35 билиотека в Выборге 39 вилла
мебель Аалто вот его постройки вилла уже 59 г. Мэтром органической архитектуры был амриканец Райт , работавший в этом направлении ещё в рамках японизирующего модерна и ар деко. его движение не от авангарда к органике, а наоборот. посередине этого пути стоит его шедевр 30-х Дом над водопадом 20 37
США Сейчас я несколько отступлю от канона, предлагая понятие американского авангарда. Дело в том, что в 20-30 е. США его не пережили, это была достаточно консервативная культура Поэтому если Европа это: То США, скорее: 1930 - треть историзм, треть неоклассицизм, треть ар деко 1935 - 50% неоклассицизм. 50% ар деко 1940 - 60% неоклассицизм, 35% ар деко. 5% авангард и только в сер. 40-х авангард становится заметен. (45 г. примерно 50% нео-классицизм, 35% ар деко, 15 % авангард . 1950 : 75% авангард, 15% нео-классицизм, 10% ар деко) авангард принесли с собой г.о. иммигранты спасающиеся от нацизма. иммигранты же во главе с Мисом ван дер Роэ стали создателями международного авангардного стиля 40-х, главным центром которого и стали США. Но параллельно возникает и собственно американский авангард 50-х сер. 60-х гг. (гуги и др,)
Брюс Гофф ранние работы Гоффа вполне в духе усреднённого авангарда 1928 1939 но года с 1948 он становится ключевой фигурой именно американского авангарда (в стилистике близкой к сюрреализму)
Не могу сказать, что все нравится, но впечатляет, безусловно. И интересно. ) Это уже начало почти космической архитектуры будущего.
Поздний модернизм Грубо это период 1945-75 гг. В этот период у авангардного искусства практически не остаётся конкурентов. Массовая застройка в модернистских стилях полностью преображает культурный ландшафт. Способствовала этому необходимость скорейшего послевоенного восстановления. Именно авангардные архитекторы создают образцы тиражированной массовой архитектуры (праобразы которой появились ещё в 30-е гг). Практически сходят со сцены неоклассицизм и ар деко. Но в целом сохраняются три линии модернизма: 1-я , доминирующая связана с функционализмом и аналитическим авангардом. Последний в этот период представлен в основном абстрактным искусством. Сохраняется экспрессионистское направление. Новая объективность продолжает развитие под названием неореализма . В СССР - социалистического реализма. Если соцреализм -1 состоял из коктейля нео-классицизм-историзм-ар деко, то соцреализм-2 из новой вещественности с элементами ар деко и экспрессионизма.
Магистральное направление Интернациональный стиль Постройки-манифесты. Мис вад Роэ и Филипп Джонсон дом Франсуорт Миса 1946-50 и Стеклянный дом Джонсона 1949 Мис. Краун-холл (кампус) 1950-56 Мис и Джонсон .Сигрэм-билдинг 1958 1960 реплика
Брутализм (продолжает скорее линию экспрессионизма) Ле Корбюзье Марсельский блок. 1947-52 церковь в Роншане 1950-55