В Гомеле встретила вот такой сквер, или даже микросад посреди улицы. Назвала его "яблоко не от яблони" ) Видимо, отзвук стиля?
латиноамериканский стиль , напротив, тяготел скорее к экспрессионизму, уходя в сюрреализм Сады Бурле Маркса
парк дворца Альбенис в Барселоне. неоклассицизм (в постмодернистской трактовке). 1970 роспись Сальвадор Дали
Модернизм как большой стиль содержит в себе немало парадоксов. Это стиль массового общества, организованных масс, человека-функции, стиль космополитичный, унифицирующий. Но при этом "непопулярный" неприятный и непонятный. Этот парадокс в конечном итоге привёл к феномену поп-культуры как "реальной" культуры наступающей эпохи, оттесняющей "элитарный" модернизм куда-то на периферию восприятия. Два полюса модернизма - мир математической абстракции и математизирующий лингвистической философии с одной стороны и мир подсознания, мир невроза, воинствующей субъективности, потока сознания с другой. Реализм становится повестью об отчуждении и одиночестве. В характерной для западной культуры нового времени тетраде: классицизм, романтизм, реализм, символизм, в ранний период им были нео-классицизм, ар деко в роли романтизма, новая объективность как реализм и авангард в нише символизма. В период позднего модернизма авангард стремится заполнить все ниши и их занимают: абстракционизм - экспрессионизм -нео-реализм - сюрреализм. Наконец в 64-65 гг. происходит революция в моде (что обычно знаменует смену большого стиля). Но в данном случае это было освоение модернизма. Популярная культура не обратила никакого внимания на похороны культуры непопулярной и восстала во всей своей жизнеутверждающей мощи. мода вт. пл. 60-х
70-е фактически именно эта мода с её революционизирующими тенденциями (мини, брючные костюмы, субкультуры, молодёжная мода) и была торжеством авангарда, поскольку досели доминировали тенденции связанные с нео-классицизмом и ар деко.
Когда эти внутренние противоречия достигли предела, только что созданный модернизмом мир начал давать трещины, собственно это и стало явлением постмодернизма. Рождение современности (контемпорари) Новый большой стиль всегда зарождается в рамках старого, очень медленно и незаметно. Тем более, что и он складывается из диаметрально противоположных тенденций. Так наша эпоха - эпоха постмодернизма - слагается из неомодернизма и иронической эклектики. Причём на раннем этапе доминировал первый, а на позднем вторая. Сначала мы видим ряд никем особо незамеченных и никак не связанных событий 1938 книга "Хомо Луденс" Хейзинги - тема игры в культуре (в СССР аналогичную роль сыграло исследование Бахтина о карнавальной культуре "Творчество Франсуа Рабле" 1965) 1941 рассказ «Тлён, Укбар, Орбис Терциус» Борхеса. (затем в 40-е написан ещё ряд знаковых рассказов) 1943 в Швейцарии выходит "Игра в бисер" Гессе Собственно в этих произведениях уже задаётся основная проблематика постмодернизма. 1943 "день велосипеда" - швейцарский химик Гоффман случайно обнаруживает психоделический свойства синтезированного им ЛСД 1946 появление бикини (ещё долго считались крайне неприличными) 1947 Эдуардо Паолоцци в Лондоне начинает работать в стилистике поп-арта 1948 в Вене небольшая группа молодых сюрреалистов создают кружок "Фантастического реализма". ориенатируясь в творчестве не столько на импульсы бессознательного сколько на старых мастеров северного возрождения и маньеризма 1949 Толкиен закончил работу над "Властелином колец" - издан в 1954 1950-51 первые записи рок-н-ролла Второй этап связан с развитием нео-дадаизма. Что бы был понятен контекст нужно учитывать культурную революцию произошедшую в США между 1947 и 1950 гг. в результате которой авангард в кратчайшие сроки из маргинального явления стал официальным и коммерческим искусством. Сейчас известно, что переворот этот был во многом связан с программой ЦРУ Тогда разумеется об этом знали немногие, но за феноменальными событиями явно услышался "голос власти" с которым стал ассоциироваться второй авангард (интернациональный стиль и абстрактный экспрессионизм). Параллельно начинается завоевание мира американской популярной культурой.
В качестве эстетической реакции на эти тенденции и стал нео-дадаизм. Вообще ситуация очень напоминала 1910-е гг когда исключительно интенсивные стилистические поиски в исключительно узких кругах сочетались со стремлением "обнулить" всё предшествующую культуру. Чёрный квадрат Малевича 1915 г. фактически повторяет Келли в 1951 г. Теперь стремление к обнулению имела привкус самоубийства модернизма и вместе с ним искусства как такового со всеми его законами, принципами и ценностями. Нерушимыми границами между автором и зрителем, искусством и не искусством , картиной и пространством. Предельный вопрос на фоне автоматического письма и абстрактного экспрессионизма был о том, что вообще такое произведение искусства и что делает его произведением. И вот в этой ситуации вспомнили про дадаизм , возникший в Швейцарии во время первой мировой, который уже дал на эти вопросы свой абсурдистский ответ. Благо был жив и его лидер - Марсель Дюшан. Вообще, если всё искусство модернизма идёт от Сезанна, то постмодернизма от Дюшана. За свою жизнь он сделал много странных вещей. Но главным символом эпохи стал писсуар помещённый им в 1917 на выставку с надписью "Фонтан" Это был простой ответ - искусство это то и ровно то, что позиционируется как искусство. другие произведения Дюшана
1952 "Перформанс" Кейджа - музыкальное произведение "4 минуты 33 секунды" полной тишины. 1953 Раушенберг выставляет "Стёртый рисунок де Кунига" 1954 Ив Кляйн издаёт книгу монохромов (каждый лист выкрашен в один цвет с подписью в каком городе это было сделано) 1954 создание в Японии арт-группы Гутай - инсталяции , перформансы , хеппенинги, - начало концептуализма. "Двери восприятия" Олдоса Хаксли - эссе об опытах с мескалином. 1955 Джаспер Джонс - картина Флаг (точно нарисованный флаг США) 1956 Гамильтон картина «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» - на тему артефактов поп-культуры - официальное начало поп-арта. 1958 Ив Кляйн устраивает выставку пустоты. На фоне высшего торжества авангарда нео-дадаисты последовательно справляли его похороны. Венский акционизм (61) - это уже демонстрация разлагающегося трупа. третий этап. 60-е гг. в пер. пол. 60-х гг. упомянутые малозаметные события 40-х развиваются в важнейшие культурные тренды. Борхеса переводят на английский. Толкиена издают в США и оба они становятся культовыми фигурами. Лидер венских фантастических реалистов Фукс, ещё в 57 разорвавший с сюрреализмом возвращается из Палестины в Вену и возобновляет движение - теперь ставшее необыкновенно популярным и произведшим настоящий переворот в искусстве и сознании. Перформанс широко распространяется благодяря движению Флуксус. в 64 г. в США прибывают Битлз и начинается битломания - рок музыка становится нервом всей музыкальной культуры . ЛСД и бикини становятся правозвестниками сексуальной и психоделической революций. В 1964 в США возникает коммуна Весёлые проказники во главе с Кизи, а в 65 уже во всю развёртывается движение хиппи.
в 60-е появляются почти все основные направления постмодернисткого/неомодернистского икусства и мода на них. хотя мейнстримом они ещё не стали. параллельно развивается постмодернистская и неомодернистская архитектура Оперный театр в Сиднее 1959-73 (считался произведением экспрессионизма, но может считаться и первой ласточкой постмодернизма) Баланс в архитектуре был приблизительно такой. Если в 1950 в Европе и США примерно 75% построек приходилось на авангард, а 25% на неоклассицизм и ар деко То в 1960 в Европе на авангард приходилось 90% построек . а 10% на ар деко и нео-классицизм (в Испании на их долю впадало до половины построек, а в СССР неоклассицизм господствовал почти безраздельно). как реликты встречались и постройки историзма. в США на авангард где-то 95%. на оставшиеся 5 % приходятся и нео-классические и т.с прото-пост-модернистские строения Посмотреть вложение 66846 Посмотреть вложение 66847 В 1965 в Европе авангард почти 100%, в США 90% (10% пост и нео-модернизм). Постмодернизм (на уровне 5%) появляется в Испании и Японии. Посмотреть вложение 66848 (мадрид) США Посмотреть вложение 66849 (нео-модернизм) Япония 1970 в США процент не меняется, а вот в Испании и Японии он бурно развивается : в Японии модернизм и постмодернизм где-то 50/50, в Испании примерно 40% авангард, 40% неомодернизм, 20 % постмодернизм. 1980 в Европе на постмодернизм приходится примерно треть построек (господствует в Испании, нет в Скандинавии и СССР), в Японии - половина, в США где-то 45% постмодернизм, 45 % нео-модернизм, и только процентов 10 чистый авангард.