Не могу не согласиться о наличии предкритериев мистического опыта. И у меня они тоже есть. Бог для меня это Любовь (или Благо) и Истина. Интуитивно эти понятия представляются элементарными, семантически неделимыми (хотя при желании можно сводить их к другим элементарным смыслам - вопрос выбора базисных сем). Но пределы и формы реализации этих принципов, в действительности, не столь однозначная вещь. И значительный мистический опыт, если он к нам приходит, может оказать существенное влияние на наши интерпретации Блага и Истины (при том, что сам опыт подлежит интерпретации - тут есть определенная трудность), но на интуитивном уровне будет сохраняться некая преемственность. Я примерно это и имел в виду. Можно найти такую интерпретацию, в которой эти высказывания будут иметь один смысл
И Вам спасибо за хорошую притчу. Вообще, язык притчи и ее способ смыслового выражения - это облегченный доступ к знаниям законов объемного мира. Это "искусство слов попадать прямо в сердце." Добавлено спустя 4 минуты 36 секунд: "И думаешь ты в простоте душевной, что один только шаг отделяет тебя от Бога твоего, и думаешь, что стоит тебе сделать этот шаг, как будешь ты у Бога «за пазухой». И не понимаешь ты, что стоит тебе подняться на один шаг, как увидишь ты, что и оттуда нужно шаг сделать, чтобы до Бога дотянуться. И затем ещё один. И так без конца. Однако и первый твой шаг, что ты сделал, приняв идею, что Бог есть и, выполняя ритуалы, считаешь ты путем, почти пройденным между тобой и Богом. И не думаешь ты, что шаг этот — как первый шаг муравья, что на Эверест решил взойти, и что перед тобой путь такой же длины, чтобы истинно достичь настоящего Бога твоего? И усмехнулся Лукавый и ушёл, а человек не заплакал, но упал на лицо своё и был три дня как мёртвый."
Безусловно, но ведь сложность - тоже относительное понятие. Может, когда-нибудь мы поймем Его замысел, или, по крайней мере, ту его часть, которая сейчас нам кажется наиболее сложной. Добавлено спустя 2 минуты 50 секунд: 1) Возможно, муравей и сам растет на этом пути. А от этого ведь зависит оценка длины пути. 2) Но что, если и сама гора растет? O_O
Вот довольная собою и миром хавроша при полной лоханке - та не мазохистка, она человек нормальный... Добавлено спустя 9 минут: Бог не зависит от этого выбора. Если про что-то и можно сказать "действительно" ("есть-нет", "реально-нереально" - совершенно неуместные тут паразиты ума) - то это только Бог (как бы Его не называть). Когда понятно, что мир не отличим от человеческих заморочек, а его "реальность" состоит сплошь из очевидных фиктивностей - вопрос о вере совершенно престаёт быть вопросом. Вера рождается из сомнений, и чем последовательней и честнее сомнения - тем основательней получаемая вера.
Ещё бы. Добавлено спустя 7 минут 40 секунд: Каждый путь по началу - это вера. Даже если нет никакого осознанного пути. И каждый получает от своей веры те или иные плоды. Но только живая вера перерастает в знание и в любовь.
Не только. Вы ещё и подразумеваете в своём утверждении, что точно знаете, какой Он именно и что от нас требует. В дискуссии доказать, что Бог есть проще, чем, что Бога нет. Однако, никто что-то на этом не останавливается. Обычно, доказывая, что "Бог есть" доказывают не это. а правоту конкретной религиозной конфессии, якобы вещающей истину о Боге. Потому и с другой стороны те же советские атеисты совершали подмену. Они с лёгкостью доказывали, что Бога, как его рисуют догматы ортодоксальных авраамических религий - нет. (дна теория Большого взрыва и доказательства древноси еологических пород отодвигают Библию в ряд других мифов примитивных народов). Однако это никак не доказывает, что Бога нет совсем, о чём они. как водится, молчали. А это ловушка эгрегора. Ведь что такое вера? Увереность в истинности своей доктрины. "Картины мира". И ничем не больше. Не похоже. Воин не поклоняется. В том числе. не поклоняется ни Орлу, ни человеческой матрице. Воин, тренируя у себя определённые качества, "нарывается" на подобное общение по своей воле и на своих условиях. Верующий, в отличие от воина, целиком пассивен, он уповает на некую милость "другого субъекта", который может помиловать, а может и нет. Воин сам распоряжается своими ресурсами, верующий надеется на "милость" другого, что не разумно, так как другой "хочу дам, а хочу и не дам". Есди под Богом понимать Абсолют - не требует. А если начинать его описывать... лучше этого не делать. Мне не надо доказывать, что есть Абсолют. А вот Его любую приверженость к авраамическим религиям, в частности к Библии - извольте. Если сумеете. Ортодоксальные христиане, мусульмане и иудеи именно этим и занимаются. Добавлено спустя 9 минут 42 секунды: Если б только это. Она содержит утверждение: "хочу, чтоб Бог был вот таким и эдаким, помиловал и вознаградил вот таких и покарал вот этих, мерсских". А теперь на полном серьёзе. Христаинин ждул отца Христа - а вдруг Богом окажется ацтексий Уицилопочтли? Мусульманин ждал Аллаха, и благодарил его за то, что он мужчина - а Богом вдруг окажется тхагская Дурга-Кали? И т.п. Я уверен, что верующий, если бы от его выбора зависело мироздание. предпочёл бы, чтоб Бога не было совсем, чем, чтоб Бог оказался таким, каким его описывают те, с кем борется его конфессия.
И ортодоксальные Песцы тоже Откуда ты знаешь, что и кто подразумевает? У христианина есть Евангелие, где чёрным по белому сказано, что требуется делать. И самое интересное, если он это делает, то получается много всего интересного. Эгрегор - это жупел. И он здесь совсем не причём. Странно. Именно о тебе можно сказать, что ты уверен в истинности своей доктрины. Рыльце-то в пушку, а? Видимо, поэтому для тебя эта тема так болезненна. Скажу по секрету, что то, что ты описал - это фанатизм называется. Очень тебе подходит это понятие. А вера - совсем другое. Это не уверенность в концепции, а следование Пути. Когда буддист следует Восьмеричному Пути - это вера. Когда толтекский воин следует пути воина - это вера. Вера - это дела, прежде всего внутренние. По сути - очень похоже. Человек точно так же проходит через вызовы, которые предоставляются ему жизнью, просто иначе их называет. Ты говоришь о том, чего не знаешь. Но особенно восхищает та уверенность, с которой ты это делаешь. С христианами бывает точно так же. А бывает и не так - бывает они используют те условия, которые им даны. Точно так же как и воины. Добавлено спустя 3 минуты 31 секунду: Есть и такое. И среди вашего брата такое есть. Но есть и другое. Есть другое у вашего брата - не знаю. А что если Воглеа окажется таки тупым паразитом гигантского масштаба? ... Андрей, Бога нет и успокойся уже.
Есть Бог. Повторяю, чтоб именно это доказать надо просто внимательно наблюдать за міром. А вот, чтоб доказать, что Бог есть бог Авраама, Исаака и Иакова... короче, это сделать ни у кого не получится. Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды: А я где-то говорил, что Воглеа есть Бог? Она просто более высокоорганизванная Сущность. Как к ней относится - бежать, никак, дружить или любить - вопрос личного выбора. Такой же, как дружить или нет, например, с победительницей Евровидения. А вот праворучники пытаются тупо рассказать, что Сущность, называемая ими богом, есть Бог. Вот и докажите, но повторюсь, я вам не завидую. Я же даже Люцифера Богом не называю.
А вот чтоб доказать что Бог есть Бог Песца? Андрей, никто ничего не доказывает и не говорит. Это азбука теологии. Апофатика называется. Не смеши народ.
Я просто воспроизвожу о, что от таковых слышал или читал. Добавлено спустя 41 секунду: А символ веры - тоже апофатика?
А какая разница? На этом зиждется твоё мировоззрение. На этом, на Иальдабаофах всяких и т.д. Я всё понимаю, и согласен с тобой в том, что часто то, что называют Богом, является в лучшем случае фантазией. Однако, это не всегда так и не является неотъемлемой чертой "праворучников" (тем более что среди них есть и буддисты). Леворучники этим больны не меньше. И одна картинка другой стоит. Есть путь картинок и путь за пределы картинок. Если это путь картинок, то как бы он себя ни называл - это Адхарма.
А утверждение: "Бог есть любовь" - апофатика? Добавлено спустя 2 минуты 11 секунд: Э... нет. Это просто ярлыки для наименования опыта, интуитивного и логического, которые тут взаимозаменяемы. Добавлено спустя 30 секунд: При этом никто их нихне Бог, некоторые - боги. То есть просто могуиче сущности, ноумены, духи.
Конечно. Он не говорит КАКОВ Бог. Он скорее говорит что НЕ есть Бог. Очерчивает математические границы, внутри которых - Истина. Если нечто не есть любовь - это точно не Бог, это точно не ведёт к Богу. Это если говорить о "Бог есть любовь". Если говорить о символе веры, там всё очень по-дзэнски, коаново сформулировано. Одно "неслиянно-нераздельно" чего стоит. Это не рисует картинок Бога, а стирает все картинки напрочь, потому что человеческий рассудок это постичь не может. Понимаешь? Я даже не настаиваю, что всё так и есть. Но это можно так истолковать. И такое истолкование для меня оказывается более полезно в практическом плане. Ты же почему-то выбираешь именно то толкование, которое выбираешь. Почему? Имхо, потому, что сидят в твоей голове какие-то картинки относительно христианства и относительно Бога. И оченно ты в них убеждён.
Будду от буддистов отличать надо. А то анатмавада в отрицание наличия индивидуальности как своей, так и в итоге Бога превращается у таких запросто. Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд: Он только этим и занмается. Или "триединый", "Отец, Сын, Дух" - это не описание природы вполне катафатическое, а апофатика?
Это картинки, интерпретации опыта, если есть таковой, не более. Опыт может быть интерпретирован и иначе. Однако, ты почему-то цепляешься именно за эту интерпретацию.
Это твоя интерпретация. Тебе так хочется. Это можно истолковать по-разному. Как коан например. Великолепный коан. Или как описание ПРОЯВЛЕНИЙ Бога. Тоже вполне катит. О проявлениях мы можем говорить и катафатически. Я уже приводил такую трактовку. Добавлено спустя 1 минуту 23 секунды: Ну-ну. А о понимаемом быстро возникает картинка. Человек горазд плодить картинки, Андрей, и от традиции это никак не зависит. Свинья грязи найдёт. Твои любимые леворучники в этом плане ничуть не лучше.
Нет, это - факт, данный мне в ощущениях. Истолковать при желании можно ВСЁ. Или не истолковать. Ум у человека дюже изворотлив. Добавлено спустя 8 минут 36 секунд: Просто, Андрей, когда кто-то кого-то в чём-то обвиняет, да ещё с этаким упорством, с неправомерными обобщениями, это как правило скорее говорит об обвиняющем чем об обвиняемом. Так что ты лишь саморазоблачаешься каждым твоим подобным постом. Прямо так и имей в виду: обвиняя кого-то - ты обвиняешь сам себя.
Олег, как ТЕРМИН (в даном случае - слово "адхарма") может быть "фактом данным в ощущениях"? Я не о том, я о том, что то, что можно истолковывать - есть картина, описание. Следовательно - катафатика. То есть, это ты о себе пишешь, что ты не способный к творчеству носитель Адхармы? (Я применил твой метод к твоему описанию Воглеа в частности и демонов вообще) Что же касается себя, то я всего лишь поддерживаю беседу. На первой странице вы много о себе сказали (ведь катафатически рассуждающий о Боге рассуждает или о себе или о своём идеале на самом деле). И дальнейшая моя критика была именно критикой заявленных представлений. Я не обвиняю, я констатирую: Вот ты пишешь: Разве кокретно заявить, что, скажем, Бог есть любовь, а не, допустим, ненавсить или борьба за существование - это не есть катафатика? Попробую пример именно границ и намёка привести, как я их понимаю. Например, утверждение, что "Всё, что Существует и даже то, что не существует, и то, что может существовать и даже то, что существовать не может имеет корни в Абсолюте" - это достаточно коановое утверждение. А утверждения типа: "Бог вот это, но не в коем случае не вон то" - типичная катафатика. ИМХО. Зачем я писать начал в этой теме? Да потому, что приведённый Львом текст "Когда Бог говорит НЕТ"- это не просто описание. Это психопортрет некоего существа как личности, при чём личности определённого типа, можно даже ТИМ определить, если захотеть, и ведущие акцентуации. В общем примерно также, как и из мифов Библии. Но раз так, становится также ясно, что к Богу, к Абсолюту такой портрет отношения никакого не имеет и иметь не может.
Примерно так же как когда бывший наркоман говорит, что героин разрушает жизнь. Даже апофатическое молчание Будды можно истолковать несколькими способами, что уж говорить... Неа. Точнее - это может быть катафатикой, а может и не быть. Ключевые слова - ЕСЛИ ЗАХОТЕТЬ. Если захотеть, из этого текста можно много чего выудить. Когда ты поймёшь, что один и тот же исходник может интерпретироваться несколькими способами. И правильной интерпретации попросту нет. Вопрос лишь в том, каковы плоды той или иной интерпретации. Ты сейчас рассуждаешь как фанатик, который видит лишь то, что хочет видеть.
Вообще-то я тут старательно пытаюсь зеркалить. Категоричность, например. Понять как метафору этот текст вполне можно, это снимет антропоморфизм, но не снимет первичной проблемы. Вопроса о том, почему вы считаете, что Бог вот такой, а не другой? И в ответ именно на этот вопрос вам нужно обращаться к вере. То есть вера как нечто ВСЕГДА связана с катафатикой, это всегда вера в что-то кокретное. Конкретную доктрину. карту, учение, представление. Апофатика в вере не нуждается также, как и пока не достижимое но возможно возможное полное всезнание.
Ещё раз: кто это "вы" и что именно мы считаем? Если ты про "Бог есть любовь" - то это маячок, пробный камень, который уберегает от многих ошибок на пути. Инструмент. И, если уж на то пошло, оказывается в итоге предельно верным. Практически. Верным в том, что касается Его проявлений. Никто ничего о Боге как таковом не говорит. Это: 1. Описание опыта восприятия Абсолюта насколько это вообще возможно для нас 2. Чёткий ориентир в пути, инструмент. Андрей, если уж зеркалить, то возвращаю тебе твой вопрос: почему ты (или вы?) считаешь, что Бог такой, а не другой? А ещё лучше: почему ты считаешь что твоё "я" - такое, а не другое? Почему ты считаешь, что мир такой, а не другой? Кому "нам"? Что я понимаю под верой, я уже объяснил. Это, кстати, может быть истолковано как чистая катафатика, за которой кроется даже не картинка, а целая картина. При желании.