"Глобальный мир" Речь пойдёт о торговой политической системе объединяющей бассейны тихого и Индийского океанов. Центр этой системы был в Китае.
империя Мин Караван из Могулистана, двигаясь на восток, действительно входил в иной мир. Это была централизованная империя с населением ок. 85 миллионов человек (с тенденцией к росту). Т.е. здесь жило примерно столько же народу сколько во всей западной половине Евразии. Для западных людей китайский император это и был легендарный великий хан. В самом Китае на этот счёт существовала некоторая шизофрения. С одной стороны империя несомненно видела себя наследницей Юань, включая претензии на мировое господство. С другой - монгольское правление стремились забыть как страшный сон и строить интровертную ксенофобскую аграрную страну . Первую программу поддерживала скорее условная "партия евнухов", вторую "партия учёных". Мин по политическую устройству радикально отличалась от западных государств. Она была чисто бюрократической: на вершине стояли шесть ведомств, дальше шли провинции, области, округа и уезды с их начальниками. Военное ведомство были таким же централизованным - с военным министерством , 6-ю. военными округами, областными командованиями, гарнизонами и "караулами". Титулованная аристократия существовала (только родственников императора было больше 400 человек) - она получала удельные владения , которы ена практике были сведены к получению дохода с конкретных территорий без права вмешиваться в управление. Правда так было не всегда, но подавление мятежа князей в 1426 навсегда лишило знать собственных войск (кроме личной охраны) и возможности влиять на дела. С каждым поколением в каждом роду степень знатности снижалась на ранг и соответственно снижалось содержание. Таким образом единственным "благородным сословием" связанным с управлением оставались чиновники. Но комплектовались они из двух источников. первый был самый легитимный и был связан к классическим (нео-конфуцианским) образованием и последовательной сдачей экзаменов в уезде, провинции и в столице с получением учёной степени. Уже получившие первую - шэньши (бакалавр) освобождались от налогов, а вторую и третью - практически гарантированно получали должность. Вершиной была придворная академия Ханьлинь из 200 учёных гуманитариев -филологов - высший экспертный совет. в начале века именно здесь за пять лет собрали универсальную антологию "энциклопедию Юнлэ" в 11 095 томов по всем известным областям знания. Существовали и специализированные высшие школы (в т.ч. академия магии ) ) но параллельно существовало дворцовое ведомство - во главе с палатой церемоний. оно полностью находилось в руках евнухов. В Китае евнухи обитали не только в гаремах - они полностью укомплектовывали весь придворный штат. параллельно , окончив придворную академию, они могли занимать посты любого уровня. как особо доверенные люди они управляли провинциями, командовали войсками, руководили заморскими экспедициями. в их руках полностью находилась тайная полиция.
Создавалась империя для выхода из глубокого кризиса сер. 14 в. по неоконфуцианским лекалам. Основные принципы экономической стратегии был прямо противоположны западным : «Тот, кто гонится за прибылью в расчете на успех – низкий человек. Главное для государства – это спокойствие народа, а не прибыль» Соответственно единственно правильным занятием для народа признавалось земледелие. Поземельные подати были снижены в десять раз. Чинились каналы, осваивалась целина, бедняки переселялись в районы с земельным изобилием. Чиновники должны были обеспечить одиноких стариков, вдов и инвалидов. И доводить до каждого нормы морали - подчиняться начальству, почитать родителей, иметь большую семью, много работать, не совершать проступков. До двух третей земли перешли во владение крестьянских хозяйств (и 1/6 составляли казённые земли). Лень была административным проступком. Налоги собирались почти исключительно натурой (серебром 2-3 %). Ассигнации выпускались, но были подвержены дикой инфляции , поэтому собрать налог бумажными деньгами это была форма субсидии. выпускалась медная монета. торговать на золото и серебро было запрещено. добыча драгоценных металлов намеренно снижалась. торговцы были отнесены к низшей категории людей (например, в отличие от крестьян, им запрещалось носить шёлк). на основные товары - чай, соль, железо и др. была государственная монополия. жёсткая гос. монополия была и на внешнюю торговлю (которая вообще коммерческих целей не преследовать была не должна). ремесленники должны были раз в три года отработать три месяца на государство. землевладельцы тоже несли трудовую повинность (рассчитывалась из количества земли). поэтому сравнить бюджет Китая с западными государствами довольно сложно. на 20е годы налоговые посутпления составляли где-то 33 миллионов даней зерна в год. при цене 4 даня зерна (240 кг?) - 1 лян (36,9 г.) серебра. это выходит 304,4 тонны серебра. собственно серебром собиралось 11 тонн. курс серебра в Китае был выше чем в Европе - где-то 1:7, 1:8 к золоту. так что получается примерно 11 млн. дукатов (на порядок ниже, чем во времена Юань) отношение доходов от повинностей к доходам от налогов считаолсь 40% к 60%
Усилия по созданию аграрного рая не были бесплодными. Население стремительно росло, пустоши осваивались, уровень жизни был довольно высок - крестьяне могли себе позволить и чай, и вино и масло. Но у этого проекта был потолок - предельная численность аграрного населения. и в 1431 он очевидно был достигнут. ещё в 1428 недород удалось полностью купировать с помощью раздач из казённых магазинов. а в 1431 две провинции голодали - впервые за многие десятилетия (естественно, их тут же освободили от податей). Начался и процесс расслоения, когда крестьянские наделы стали скупать по-маленьку городские чиновники, иногда не вполне законными способами. Позитивным ответом на малоземелия стало нарастание интенсификации сельского хозяйства - например орошение полей с помощью бамбуковых труб. Если в Европе урожайность пшеницы была 5-6 центнеров с гектара, в государстве Тимуридов - 7 центнеров, то китайцы стали собирать 22 центнера. а учитывая что главной культурой был рис и урожай собирался два раз в год, то получали по 50 центнеров с га. Появилась новая отрасль - хлопководство. Продукты умели консервировать. Уровень урбанизации был довольно высоким - 20% населения, но в основном это были маленькие полуаграрные городки. Крупных городов было 30. Великих мегаполисов, как во времена Сун и Юань, уже не было. В Сучжоу жило 200-300 000 человек. в столице - Пекине - 450 000. Ремесленников насчитывалось 300 000 семей - с точки зрения государства главным было казённое ремесло. уровень его был весьма высок. особенно в казённой металлургии. Технологии заметно опережали европейские. Между провинциями существовала специализация. "Нанкин, Ханчжоу, Сучжоу и Хучжоу славились шелкоткачеством, Сучжоу и Сунцзян - хлопкоткачеством, Цзиндэчжэнь - фарфором, Исин - керамикой, Гуандун и Сычуань - сладостями, Шаньдун - лаком, Цзянси - ювелирным делом, Фуцзянь и Сычуань - посудой, Цзянси, Чжэцзян и Фуцзянь - бумагой, Юньнань - медью и свинцом, Фошань - железом и т.д."
Простой народ (не чиновники и не аристократы) официально делился на три категории: земледельцы, ремесленники и военные. Военное сословие это, по сути, была категория государственных крестьян. Они были прикреплены к своим подразделениям , получали из казны землю, семена и рабочий скот. А дальше или платили подать на военные склады или отдавали туда всё, а сами получали паёк - 1,8 л. зерна в день на человека (работник выставляемый землевладельцем за себя на трудовую повинность получал 6,3 литра (6 кг) зерна в день) всего поселенцы обрабатывали десятую часть всех пахотных земель в стране. в дальних пустынных районах войска содержались за счёт монопольной торговли солью. Кроме того они проходили военное обучение и должны были по очереди выставлять рекрутов на действительную службу, что предполагало постоянную армию в 1,2 млн. человек.(практически полностью состоящую из пехоты и размещённую по гарнизонам внутри страны). Оружие поставляло ведомство общественных работ . Оно было из качественной стали. существовала и полевая артиллерия. но благодаря тотальному воровству командиров личный состав был очень низкого уровня - плохо обученный , слабосильный.
Столица Столица была выстроена к 1420 году по строго регулярному плану на месте снесённой монгольской со смещением к югу. Она была несколько меньше предыдущей. Планировка с тех пор мало изменилась. Только место нынешней площади Тяньанмень занимали министерские здания. на севере находился храм Земли, на юге храм Неба, на западе - Луны, на востоке - Солнца снабжался город продовольствие по великому каналу. в пятидесяти километрах к северу был создан погребальный комплекс - с гробницей Чжу Ди - деданынешнего императора.
религия Как уже говорилось, официальной идеологией Мин было неоконфуцианство. в народе же к этому времени завершилось становление нео-языческого синкретического религиозного комплекса не имеющего определённого названия. в оснвое там лежит культ предков и небесной бюрократии во главе с небесным императором. официально же признанными религиями были буддизм, даосизм и ислам. Буддизм в это время подвергся строгим ограничениям и регламентации, большинство земель было конфисковано, было чётко регламентировано количество монахов и монастырей. введены обязательные экзамены для принимающих сан. в каждой области разрешалось иметь только один буддийский и один даосских храм. основание новых монастырей запрещалось. Даосизм пользовался режимом большего благоприятствования, он тоже был монастырским. В 1445 была завершены работы по созданию и изданию полного даосского канона - Даоцзана. Среди грандиозный мероприятий покойного императора Юнлэ (Чжу Ди) было строительство даосского комплекса горы Уданшань ., включавшим 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни. даосы специализировались на медицине и внутренней алхимии, появился комплекс тайцзицюань, противопоставляемый жёсткому буддийскому шаолиньскому стилю. Ислам тоже вполне процветал (иудаизм тоже считался мусульманской сектой). Правда всем иноязычным мусульманам в кон. 14 в. было приказано жениться исключительно на китаянках. Результатом стала сильная китаиязация мусульманской общины, вместе с её численным увеличением. Мусульманскими науками считалась математика и астрономия.
В 1431 г. на престоле был император Сюаньдэ (Чжу Чжаньцзи) Несомненно "хороший император". Он активно занимался делами, поддерживал равновесие между академиками и евнухами, боролся с коррупцией, отбивал варваров, реабилитировал невинно осуждённых. Но настоящей страстью императора была живопись. Он и сам был хорошим художником: При дворе Сюаньдэ учреждает академию живописи, предписав под страхом смерти придерживаться стиля династий Сун и Тан. В это время в моде были причёски и шапки этих династий. В литературе господствовали мода ни стиль этого времени. Так что это был господствующий тренд. Вообще господствовал своеобразный "постмодерн" - рисовали и писали не просто в стиле той эпохи, но и в стиле того или иного мастера.
Насчёт "под страхом смерти" это конечно больше для острастки, но страсти действительно кипели нешуточные. звездой академии был художник Се Хуан
А жертвой его интриг стал впавший в немилость Дай Цзин. Его конечно не казнили , он продолжал жить в столице и даже стал своего рода культовой фигурой: его пребывание при дворе и изгнание обрастало массой анекдотических подробностей, а ценителями его творчества были именитые сановники. работал он как раз "в стилях"
Провинция Цзянсу и г. Сучжоу традиционно были у минских императоров в немилости. Они были слишком богатые и торговые, платили повышенный налог и считались рассадником оппозиционных настроений. оппозиция правда выражалась в стиле жизни учёной праздности - отказ о карьеры и экзаменов, изучение классики чисто ради морального совершенствования. интеллектуальная медитация и самоанализ, пестование энергии и созерцание, "путь безмятежной бедности и радости" - в духе У Юйби (1391-1496) в живописи эти настроения отражал его земляк Ся Чан
Принципы внешней политики В основе геополитической картины мира лежало очень традиционное представление о Китае как центре мира и цивилизации и расходящихся вокруг кругов - цивилизованных народов , продвинутых варваром, сырых варваров и дикарей, степень совершенства зависела от степени приобщения к китайской цивилизации. Теоретически предполагалось что все варвары (не говоря уже о вкусивших цивилизации) должны стремится к установлению связей с Китаем, которые не мыслились иначе как вассальные - по образцу отношений древнего царства Чжоу и и окраинных княжеств. Разница со стариной была в том, что теперь эту картину мира Китай был готов претворить в реальность с монгольским размахом. Китай сам инициировал отношения с самыми дальними странами и настойчиво предлагали встроиться в систему. От лояльного государства ожидалось что: 1. оно будет с определённой периодичностью посылать в Китай посольства с данью местными продуктами 2. будет принимать ответные китайские посольства в соответствии с китайским церемониалом- как низшие высших. 3. император будет давать местным правителям инвеституру - утверждать каждого нового правителя , высылая ему печать, почётные одежды и наделяя княжеским титулом (ван). (иногда титулами наделялись и сановники) 4. государство примет китайский календарь. Де факто в обмен на лояльность устанавливались внешнеторговые отношения - потому что в Китае не признавали иных торговцев кроме как прибывших вместе с посольствами. Та часть товаров которая предоставлялась виде дани оплачивалась по самым высшим тарифам в виде ответных даров. Иноземные правители вступая вассальные отношения с Китаем в общем то не теряли ничего, почти не поступаясь суверенитетом. но получали : 1. дополнтельную легитимность в глазах подданных в виде китайской инвеституры . 2. доступ к вожделенным китайским престижным товарам - прежде всего шёлку и фарфору 3. пункт осуществлялся вопреки намерениям китайского правительства и даже вопреки запретам - из Китая массово вывозилась медная монета , которая стала международной валютой. и также вопреки воли правительства Мин эта система способствовала широкой китайской миграции и возникновению торговой диаспоры (хуацяо)
Вывод войск из Вьетнама Хотя верховная власть Мин и поддерживалась серьёзными демонстрациями непосредственно аннексий и контрибуций она не предполагала. Исключением стал аннексированный Чжу Ди Вьетнам - провинция отпавшая ещё несколько веков назад. Там проводилась жёсткая ассимиляционная политика и было неспокойно - периодически вспыхивали восстания. последнее в 1418 возглавил местный аристократ Ле Лой, начавший партизанскую войну. в 1422 добившись перемирия он смог укрепить свою армию и в 1424 перейти к анступательным военным действиям, заняв ряд районов - к нему стали присоединяться массы населения. Император Сюаньдэ, вступив на престол в 1425 решил что попытки удержать Вьетнам бесперспективны, но вняв настоянию советников, отправил туда стотысячную армию. Ле Лои ,и спользуя партизанскую тактику сумел ей измотать и уничтожить. В 1428 г. был подписан мир. - китайские пленные были освобождены, провинция Мин во Вьетнаме упразднялась. восстанавливались традиционные вассальные отношения с Китаем.(но официальное утверждение в качестве вана, несмотря на многочисленные просьбы, он получил только посмертно) Таким образом появилось ещё одно конфуцианское государство. а Ле Лой стал вьетнамским героем на все времена.
Чосон (Корея) - образцовый вассал Строго говоря это был единственный народ признаваемый полностью цивилизованным - т.е. в точности выполняющим установленный порядок. В нач. 15 в. Корейское государство было перестроено и превращено практически в копию Мин (с 6-ю ведомствами. экзаменами, конфуцианской и художественной академией и т.д., только без евнухов). Дл яКореи это означало скорее расширение рыночных отношений - впервые была разрешена продажа земли, торговые заведения в городах, бродячие торговцы. Но попытка выпуска ассигнаций не удалась. по прежнему обмен шёл на ткань и зерно. Ремесленники (их было 6,5 тыс, 130 специальностей) контролировались жёстче - они отрабатывали на казну по полгода через год. Развитию земледелия уделялось так много внимания , что в 1430 было выпущено и распространено по уездам обширное руководство по сельскому хозяйству. Треть земель орошалась, внедрялся хлопчатник, лесоводство. Была и артиллерия и книгопечатание (даже с металлическим наборным шрифтом). Из страны вывозились в Китай лошади, рогатый скот, женьшень, меха, шкуры , ремесленная продукция. В Японию также ткани, зерно, книги. ван - Седжон был идеальным конфуцианским правителем (отец передал ему престол в обход двух старших братьев). Очень последовательно была проведена политика по ограничению влияния буддизма: все 20 школ были слиты в две - школу канона и школу созерцателей (чань , кор.- сон). Каждый желающий поступить в монахи должен был получить разрешение и уплатить большой выкуп - т.к. государство теряло работника. каждая из двух школ имела по 18 больших монастырей (с фиксированным числом монахов) имевших земельные владения (расширять их запрещалось). Остальным монастырям (ок. 200) земли иметь не полагалось. Впрочем были в Корее и собственные несколько архаичные черты: сохранялось доовльно много государственных и частных крепостных (хотя вообще говоря все крестьяне были прикреплены к земле, разделены на пятидворки и обязаны за пределами деревни носить паспорта, но здесь речь идёт о личнозависимых). Чиновники составляли замкнутое дворянское сословие (в него не включались даже незаконные дети) и получали не жалование а служебные надели в соответствии с рангом. Должности могли наследоваться. Ан Гён
Вокруг Китая Запад Тибет Вдоль западной границы была установлена цепь караулов, обеспечиваемых меновой торговлей - чай на лошадей. Дальше шли уже окраинные тибетские княжества. Главные области Тибета были относительно централизованы (хотя к западу снова начинались самостоятельные владения). Здесь правила династия Пагмодупа с центром в Лхассе. Глава династии (деси) традиционно был монахом, а его наследник настоятелем монастыря Цэтан (принимающего монахов всех школ). В описываемое время правил деси Дагпа Гьялцен, получивший от Мин печать и титул ван (чаньхуа-ван) и наставник государства - го ши (высший в китайской буддийской иерархии). С Китаем была налажена прямая почтовая линия с ямами и туда регулярно отправлялись посольства с данью - отвозили лошадей, войлок и шерстяные ткани в обмен на богатые дары. Больше всего Тибет зависел от поставок китайского чая, на который крепко подсел. В Китае же был напечатан тибетский канон - Ганджур. Всего в Тибете жило примерно 1,2 млн. человек. Основной территориальной единицей был замок - цзонг - с зависимой округой. глав цхонгов (во всяком случае большинство - назначал деси. основной заботой правительство было строительство дорог и переправ и поддержание на них порядка и безопасности от разбойников. основная экономическая и культурная жизнь протекала в многочисленных монастырях. в Тибете (не считая буддизированного бона) были три главные традиционный школы ваджраяны - ньигма, кагью и сакья - каждая из которых имела множество орденов-подразделений. Благодаря деятельности Цзонхавы (ум. в 1419) к ним присоединилась четвёртая - гелуг, отличающаяся строгим следованием винае. Цзонхава ввел и торжественное празднование нового года - Монлам - ставшего национальным праздником. В это время были живы ещё главные ученики и сподвижники Цзонхавы во главе с ламой Кедрубом. Школа пользовалось покровительством деси . Три её главных монастыря насчитывали по 4-5 000 монахов. По сути деятельность гелугпа была чем то вроде клюнийской реформы в Европе.
Самым невероятным персонажем в Тибете был это время лама Тангтонг Гьялпо, который тянет на образ "человека возрождения" поболее чем европейские гуманисты ) Одновременно наставник трёх основных школ, йог, маг, основатель монастырей, тертон, врач, архитектор, геолог, инженер, кузнец, поэт и хореограф. Он странствовал по всему Тибету и Бутану строя подвесные мосты через пропасти (всего 108) и перправы (118). Для этого ему надо было организовать добычу железной руды на месте (чтобы ковать цепи) или покупать железные слитки. Чтобы собрать средства он создал первую труппу тибетской оперы (из семи сестёр), которой лично руководил. в основанном им в Кхаме монастыре Гонгчен он открыл первую в Тибете типографию. Звали его Безумец из Пустой страны.
Ганьсу и Кукунор Опорным пунктом Мин здесь был город Дуньхуан. окрестные племенные вожди , которые не тянули на княжеское достоинство, были утверждены в звании начальников караулов (вэй), подчинялись они слабо. На границе с Могулистаном существовало уйгурское княжество Хами (Комул) (в пределах одного оазиса с городом). Оно было буддийским. правитель его получал печать и титул вана и отправлял дань лошадьми. Но это был на редкость плохой вассал. Дань он норовил отправлять по три раза в год, вводя китайскую казну в большой расход. Посланники вели себя непочтительно и сквернословили. Да и инветитура была номинальна - в 1429 печать вана получили одновременно два брата -соперника. В политическом плане Хами зависело скорее от ойратов, чем от Мин.
Север Великая стена ("Пурпурная граница") Ту стену, которую мы сейчас видим, построили во времена Мин - старые стены к 15 в. почти уже развалились. Это был очередной мегапроект эпохи Юнлэ. Как и все бюрократические мегапроэкты весьма затратный , неэффективный, но впечатляющий. И главное средства не разворовали - стену, таки, построили, почти на 9 000 км. На востоке она достигала моря, на западе малость не дотягивала до Дуньхуана. военные посты (числом 1400) держали собственно не на стене , а в караульных башнях за стеной. от них цепочки сигнальных башен шли вглубь страны к центрам военных округов. Вблизи Пекина Сюаньдэ в 1430 приказал построить ещё дополнительно четыре крепости, потому что кочевников стена не останавливала. зато по ней можно было перебрасывать войска вдоль границы.
Улус Толуя (Северная Юань) К северу от стены жили монголы. территория их была весьма обширна и включала Джунгарию, Внутреннюю и Внешнюю Монголию, Забайкалье и Прибайкалье, Туву и Минусинскую котловину (страну киргизов). Но большинство монголов предпочитало кочевать рядом со стеной. На севере было холодно и бедно. В принципе это был тот же "постмонгольский мир", но вступивший в тесную коммуникацию с Китаем. Степень разрушения государственных институтов зашла здесь много дальше чем на западе: не было ни бюрократический инстанций, ни городов. Население вернулось к языческим верованиям и чисто кочевому образу жизни. процессы были те же , что и в западных улусах - ханы-Чингисиды становились марионетками в руках знатных родов, бывших центрами консолидации "племён". Теоретически был единый правитель - Адай-хан, который был полностью подконтролен своему главному нойону - Аргутай-чинсангу. На западе - в Джунгарии - правил род Чорос (ойраты) во главе с Тогон-тайши, теоретически, вассал Аргутая. На востоке жили урянхайцы (три округа Урянха) - поставлявшие в китайскую армию конные отряды. И Аргутай и Тогон, и князья урянхайцев получали от Мин яшмовые печати и титулы, и поставляли в качестве дани лошадей. Что не помешало Аргутаю со всей ордой в 1430 переместится к стене практически напротив Пекина и начать грабежи. В 1431 были открытые военные столкновения.
Управление Нургань Это в значительной степени фиктивное управление было создано для руководства чжурчженями и базировалось в Ляодуне. Чжурчжени многочисленный народ живший в Маньчжурии, Приморье и Приамурье. Южные занимались земледелием и скотоводством, имели укреплённые городки, северные промышляли охотой и рыболовством. Основной политической структурой у них, видимо, было вождество. Политика Мин здесь исходила из принципа "мягкой силы". Сюда направлялись не военные экспедиции, а миссии и инспекции. Задача была вовлечь всех чжурчженьских вождей в отношения с Мин. Каждый согласившийся получал назначение - формально его владение превращалось в "караул"- вэй или военный пост, а сам вождь назначался командиром и получал богатые подарки. младшие вожди тоже получали номинальные чины и должности. Потом эти вожди ездили в Пекин с данью - их принимали, одаривали , устраивали банкеты и отпускали с миром. Чжурчженям это всё очень нравилось (правда на обратном пути они порой старались прихватить и то что плохо лежало). После смерти вождя его наследник должен был получить утверждение и чин (на ступень ниже предшественника, чтобы был стимул проявлять лояльность для карьерного роста). Всего было учреждено 384 поста или караула - для каждого мелкого вождя. Вэям разрешалось воевать друг с другом. Задача была разделить чжурчженей, а не объединить их. Для связи была создана почтовая линия в 45 станций. На границе открыто два конских рынка. Проблематичнее была связь с народами Приамурья. Туда время от времени направлялся евнух Ишиха с "гуманитарной помощью". С 1411 по 32 он совершил 9 экспедиций на Амур. в 1413 -14 строит в низовьях Амура буддийский храм. В 1432 ишиха снова добирается до этих мест во главе отряда в 2000 человек. Он обнаруживает , что храм сгорел. Но вопреки опасениям местных, не проводит расследование, а строит новый. Из Пекина он привозит наследника который назначен на пост местного главного вождя вместо умершего. Снова идут угощения, раздачи одежды и бумажных денег. «В Цзяньчжоу существуют обычаи, несколько напоминающие старые обычаи в Кайюане. Река Наовэньцзян (Сунгари) течёт из Хайси к Амуру. Этот район называют „дикие чжурчжэни“. Люди обычно занимаются земледелием. Собираются, чтобы выразить уважение друг к другу. Каждый приносит очищенное спиртное в рыбном пузыре. Сидя на земле, поют и выпивают. Если возникает какая-то ссора, сразу хватаются за лук и стрелы и стреляют друг в друга… Цзилеми (гиляки) разделены на четыре племени. Характером мягки, но жестоки, жадны и хитры. Ловят рыбу для пропитания. Носят простые некроеные одежды. Летом используют [для одежды] рыбью кожу, зимой используют собачьи шкуры. Не знают пяти злаков и шести домашних животных. Только очень много собак. Используют их для вспашки земли и питания. Мертвецов потрошат и сжигают, а прах помещают на верхушках деревьев. Цзилеми живут в 3000 с лишним вёрст от Нургани. Одно малое племя называют „дикие чжурчжэни“. Характером тверды, но жадные. Татуируют лица и носят волосы пучком. Шапки убраны красными лентами. Края одежд украшены цветными орнаментами. Носят только штаны, без исподнего. Шапки женщин увешаны жемчугом. Одежды обшиты бубенчиками. Кормятся охотой в горах. Если жарко, то живут на природе. Если холодно, то селятся в закрытом помещении… Цзилеми [имеют] мало мужчин и много женщин. Как только рождается девочка, заранее назначают помолвку с подношением собаки. Выходит замуж в 10 лет. Питаются только грубой пищей»