За пределами этих цивилизаций находилась Сибирь (там где написано монголы жил эвенки-монгоры. енисейские остяки это кеты) многочисленные небольшие народы в юго-западном углу в той или иной степени были вовлечены в сферу влияния степных политий. вогулы и остяки (ханты-манси) обитали в небольших городках и управлялись наследными вождями - князьцами, образуя конфедерации.. Это была сфера влияния Сибирского ханства , а затем России. Саянские народы, от киргизов до бурят, наряду с охотой и рыболовством практиковали скотоводство и тоже управлялись вождями. В кон. 16 в. их подчинил чингисидский правитель с титулом Алтан-хан (не путать с Тумэтским) или калмыки. жители Приамурья и Маньчжурии (чжурчжени) были знакомы и с земледелием и рабством. здесь мы тоже видим систему род - со своим укреплением-городком и князьцом-родоначальником, племя с главным князем и племенная конфедерация. южный чжурчженьские князья поддерживали связи с Китаем и получали в обмен на дань подарки и чиновные ранги. здесь процветал классический шаманизм. в описываемое время начинается восхождение весьма пассионарного вождя Нурхаци . Отомстив, после долгой борьбы, убийце своего отца, он приобрёл высокий авторитет и смог сплотить под своей властью 4 племени объединения Маньчжоу. в 91 г. покорил племя Ялуцзян на берегу одноимённой реки впадающей в океан и в 93 г. уже сможет противостоять соединённым силам всех остальных чжурчженией (которым к тому же помогали монголы). Он нанёс визит в Пекин и был пожалован титулами и отличиями. Но титул ван он себе присвоил самолично. Подчинённых вождей он привлекал щедростью и убеждал переселиться ближе к ставке. Таким образом возникает великое вождество. политогенез в направлении сложного вождества в это время наблюдался и у якутов Средней Лены. Особенно после того как туда переселился с юга сильный родоначальник Баджей, власть которого распространилась вдоль реки на 125 км. Якуты тоже практиковали полукочевое скотоводство, наряду с лесными промыслами. обрабатывали железо, изготовляли керамику, имели эпос (степного происхождения), владели рабами. тунгусы (эвенки - родичи чжурчженей) вели образ жизни бродячих охотников и использовали оленей для перевозки грузов. но севернее - в тундре - уже началась оленеводческая революция - переход от охоты к оленеводству. поэтому с принятым тезисом о застойности сибирской экономики согласиться трудно. но конечно интенсивность нарастала по мере приближения к китайской границе.
Империя Мин Продолжала существовать как и полтораста лет назад. Границы её в целом совпадали с тем, что называют "собственно Китаем" и это по прежнему был самый развитой регион планеты. Китай производил ок. 29 % мирового ВВП. Численность населения империи вопрос дискуссионный. твёрдо известно, что перепись анселения 1578 дала 10 692 856 податных дворов, где обитало 60 692 856 человек. известно, что часть населения от переписи была укрыта. поэтому называют гипотетические цифры в 150-270 млн. человек. более вероятна оценка в 100 млн. с тенденций к быстрому росту в конце века (м.б. до 150 млн. к 17-му). В Китае было 30 городов с населением свыше 100 000 человек. В Пекине, Нанкине, Цзиндэчжэне - намного больше - ближе к миллиону. в городах проживало ок. 20 % жителей. ВВП на д.н. (вопреки оценке Мэдисона), скорее всего, превышал среднеевропейский. можно попробовать оценить доходы бюджета на 1562 г. (в период максимального сокрытия населения от учёта и обложения) . в это время он составил 8,5 млн. даней зерна . цена даня - 1,25 лян серебра. (1 лян - 36,9 г). серебро в Китае ценилось выше, чем на Западе - отношение к золоту 1:7,1:8. так что получаем 28,48 млн. лян или примерно 40 млн. дукатов. Ставка налогообложения соответствовала половине урожая. (рис давал ок. 20 ц. с га) в нач. 17 в. доходы казны составляли ок. 24,8 млн. лян серебра (видимо без таможенных сборов дававших ещё столько же)
Но и помимо того, что цены на зерно за полтора века выросли впятеро, мы видим совсем другую страну. Государственная экономика основанная на принудительном труде развалилась. её сожрала коррупция. и мы видим феномен экономического подъёма на фоне деградации институтов и роста социального кризиса. только к 1580-м гг. реформы ликвидировали самые вопиющие перекосы и привели политику в относительное соответствие с реалиями. Шли реформы с большим запозданием, только когда старый институт уже был почти мёртв. Первым делом пришлось расстаться с военными поселениями - их земли стали передаваться в бессрочную аренду желающим, а солдат стали нанимать (правда жалование назначили крайне низкое). Вместо луков теперь воины (примерно четверть) были вооружены мушкетами. Пушки и мушкеты стали делать по португальскому образцу. С тяжёлым сердцем была отменена внешнеторговая монополия - к этому времени морские берега правительством уже не контролировались - они перешли в руки пиратов и контрабандистов. Декриминализация внешней торговли позволило пополнить казну продажей лицензий. Прекратились "посольства" из дальних стран - теперь население могло торговать с иностранными кораблями (кроме японских - против Японии были введены санкции за пиратство). В южные моря устремились тысячи джонок (по сотне в год их приходило в Малакку и Сиам, по две сотни на Филиппины), десятки тысяч китайцев составили торговые диаспоры. Вывозилась ремесленная продукция (ткани, фарфор, металлические и ювелирные изделия и т.п) и рис. Свою нишу нашли португальцы - арендовавшие за 20 000 лян в год остров Макао. наконец были отменены все натуральные сборы и трудовая повинность, вместо них был введён денежный налог. открыты местные рынки, начала чеканиться монета разных номиналов, правда сохранились разные регламенты и и многочисленные внутренние таможни. а размещение гос. заказов и набор работников для казённых нужд сохранили элемент принудительности.
Экономическая жизнь стала почти столь же активна, как во времена Юань. Обширный частный сектор в сельском хозяйстве сложился благодаря коррупционной приватизации - коммендации крестьян, незаконного вывода из реестров гос. земель, прямых насильственных захватов и пожалований родне. В результате в частных руках оказалась большая часть земель. (5% всех земель составляли пожалования знати). Значительная часть крестьян стала арендаторами или подалась на заработки в города. социальная напряжённость резко выросла. во многих местах хозяйства становились товарными - целые районы стали специализироваться на технических культурах - хлопке, сахарном тростнике и т.д. и покупать продовольствие. С.х было высокоинтенсивным. Очень быстро (быстрее чем в Европе) были внедрены новые культуры - такие как маис и батат. Появились и крупные специализированные промышленные регионы - центры производства бумаги, щёлка, металлургии, мощный подъём переживала хлопчатобумажная промышленность, появились мануфактуры с сотнями и тысячами занятых, торговые дома. но господствовало цеховое ремесло. богатым купцом считался тот у кого капитал больше ста тысяч лян (140 000 дукатов). некоторые частные банки стали выпускать ассигнации. государственные монополии на ряд товаров стали сдаваться на откуп.
В Цзиндэчжэне в 300 печах обжигалось в год 159 000 фарфоровых изделий - часть которых шла на экспорт.
Интересно что на снятии ограничений с торговли и предпринимательства в это время выступали "чистые" - оппозиционный конфуцианские учёные, в то время как правящие евнухи, напротив извлекали коррупционный доход из запретов.
Как и прежде правящий слой Китая состоял из трёх категорий : учёных, евнухов и аристократов. Численно все очень сильно выросли. так в 1562 г. было уже 28 000 титулованных родичей императора, в 17 в. их станет больше 130 000. в 17 в. в столице служило 10 000 евнухов, а ещё 100 000 жили по стране (правда не всех взяли на службу) количество же обладателей учёных степеней стало столь велико, что назначение на вакантные должности (24 000) стало производиться по жребию.
костяком безусловно продолжали оставаться учёные, сдавшие конфуцианские экзамены на одну из трёх учёных степеней. большое количество учёных оставалось без должности - составляя слой неслужилых шэньши. они осовбождалис от трудовой повиности (когда она была) и нередко от налога. они были как "члены партии" - опора аппарата на местах. если простой человек (даже очень богатый) вступал во взаимодействие с бюрократией, то он обращался к посредничеству шэньши, который говорил с ней на одном языке. из органов власти в это время особой значение приобретает императорский секретариат - единственное ведомство комплектуемое их учёных, которое имело прямой доступ "к телу". В основном же этим правом пользовались только евнухи. им для занятия постов не требовалось степеней. в их руках находилось правосудие, политический сыск и личная охрана императора. учёные постоянно критиковали евнухов, и пытались монополизировать право на занятие постов, против телесных наказаний неугодивших чиновников и т.п. в 80-90-е учёные и евнухи столкнулись по вопросу престолонаследия - конфуцианцы желали видеть наследником старшего сына, а евнухи император - третьего. но нередко конфуцианцы и чиновники (не особо "чистые") вполне успешно разворовывали казну притесняли народ совместно. что касается знати, то она использовала свои возможности (в 1562 на пенсии аристократам шло более трети гос. дохода) чтобы округлять владения, расширять экономическую деятельность. а в условиях ослабления центрального контроля, вновь начала подминать под себя местную администрацию, заводила собственную полицию и вообще вела себя как знать европейская. известно что в 1589 князь И-лю получил владения в 40 000 цин земли (1 цин - 6 га) среднее частное поместье было примерно в 700 цин (500-1000) максимальный размер крестьянского владения (на освоенной целине ) составлял 100 му - 16 га. у самого знаменитого евнуха-корупционера нач. 16 в было конфисковано 50 млн. лян серебра, 2,5 млн. лян золота и 200 связок крупной яшмы. состояния более миллиона лян встречались и в кон. 16 в.
Понятно, что казне постоянно не хватало денег. например постройка (прижизненная) мавзолея императора Ваньли обошлась в 6 миллионов лян. В 1592 г. война на три фронта (против Японии, монголов и повстанцев в Гуйчжоу) обошлась в 10 млн. лян
император Ваньли (Чжу Ицзюнь) начав самостоятельное правление, показал себя достаточно деятельным государем. хотя , как кажется его больше интересовала внешняя политика. а во внутренней руководствовался ревностью к памяти своего гениального министра Чжан Цзюйчжэна (ум. 1582)
Биография Сюй Сяньцина - конфуцианского учёного, дослужившегося до поста заместители главы кадрового ведомства
«Люди находят опору в вещах, а вещи служат опорой друг для друга. Пища поддерживается посудой, посуда поддерживается столом, стол поддерживается циновкой, циновка поддерживается землей, а чем же держится земля? Поразмысли над этим усердно и поймешь, что все сущее поддерживаемо сообщительностью между человеческим и небесным. А посему вся Поднебесная — одна антикварная вещь». Дун Цичан эпоха Мин это время достижения цивилизаций полной завершённости и формирования "китайского образа жизни". мир учёных и мир народа существовали параллельно и взаимосвязно. диктуемые учёными конфуцианские нормы - "наставление народа" - действительно задавало рамки и формы народной стихии. в свою очередь учёные считали правильным по возможности давать народу жить своей жизнью и верить в своих нео-языческих богов, используя их в интересах управления и прекрасно сознавая, что эти боги "всего лишь глиняные изделия" В Китае этого времени действительно существовала наряду с элитарной массовая культура - с её лубками, культом предков, богами счастья, небесной канцелярией, местными демонами. как её сегменты существовали народные формы даосизма (заклинания духов), буддизма (спасения от ада), несколько в стороне ислам. интересы были очень земные и практические. но учёность почиталась. кланы, общины, секты были способом кооперации. интересы семьи были на первом плане. отношения старший-младший , почитания-служения - милости-покровительства цементировали общество. человек добившийся личного успеха , стремился капитализировать его в процветание клана на родине. в тоже время клан готов был вкладываться в талантливого члена, чтобы выдвинуть его в свет - особенно в мир шэньши. Города же были местом где можно было выиграть или проиграть. где жили толпы неудачников - нищих, бродяг, мошенников и и всякого разного люда, от фокусников до торговцев-миллионеров. городские нравы считались порочными и гедонистическими. города были окружены стенами и порой имели геометрическую структуру, но в целом заметно отличались от иноземных. у них не было центра. ни главной площади, ни ратуши, ни цитадели. ни бедных и богатых кварталов. дома были одноэтажными и деревянными, усадьбы обносились глухими стенами, всё свободной место заполнялось лавочками, административные здания внешне почти не отличались от жилых, храмы от больших огороженных усадеб. городская ли , сельская усадьба отчасти напоминала раджпутский замок - прочные стены, отдельные комнаты для малых семей вокруг центральной залы. сад и огород, свой колодец, общие кухня и отхожее место. наличие нескольких жён или наложниц у зажиточногоч человека считалось нормой. деление же на женскую и мужскую половину больше условностью. главное - женщины зажиточного дома должны были вести сугубо домашний образ жизни. да и вообще, благодаря обычаю бинтования ног, были малоподвижны. (девушка с большими ногами годилась разве на роль крестьянки, торговки или служанки). богатые кланы могли жить вместе, тогда их усадьбы разрастались - достраивались всё новые мини-усадьбы-дворы для малых семей.
элитарная культура это была культура шэньши. на неё ориентировались и богатые горожане. хотя сами учёные смотрели на их потуги со скепсисом. но во всяком случае сложился тип конфуцианского буржуа, со своими строгими моральными устоями и респектабельным поведением, верой в то что добродетель получает материальное вознаграждение, хоть не сейчас, но для потомков. а алчность ведёт к разорению. они следовали модам, собирали антиквариат и красивые вещи, устраивали сады и чаепития. но истинные учёные конечно далеко превосходили их элегантностью быта.
изящные вещи, изящные занятия, небольшие, но изысканные сады, цветы, декоративные камни, медитации, осознанность, стремление найти радость в каждом миге, творчество. культ спонтанности и естественности, всё это входило в программу жизни праздого (но досттаточно состоятельного) учёного. Экзамены, канцелярии, жестоко внедряемый конформизм и формализм (на экзаменах наказывалось любое отступление в комментариях от принятых толкований), строжайшая этикетность - это была другая сторона учёной жизни - путь к карьере и богатству.
Дун Цичан Разговор об антикварных вещах Дун Цичан - был императорским наставником, академиком, основателем художественной школы и главным теоретиком в области эстетики Хун Цзычен Вкус Корней http://zhendaopai.org/hun-tszyichen-vkus-korney/
в это время издавалось множество книг по самым разным областям знания, с длинными перечнями, например целебных растений или рек. китайцы вообще любили классификации. в книгах по искусству жизни и эстетике (часто это одни и те же книги) перечни и классификации были довольно забавны, их цель создать настроение, ухватить на мгновение быстротекучую жизнь. примерно как классификация снов. осознанное сновидение, сон наяву считались самым творческим состоянием, признаком глубины духа. самые выдающиеся культурные деятели эпохи были принципиальными нонконформистами: философ Лу Чжи бросил семью и карьеру, чтобы стать чаньским монахом. автор "потаённой книги" и "Книги для сожжения". художник Сюй Вэй вообще считался психически ненормальным и отсидел семь лет за убийство жены. оба доходили до того, что проповедовали женское равноправие. неизвестный автор под псевдонимом Ланьлинский насмешник пишет реалистический и даже порнографический роман "Цветы сливы в золотой вазе" герои которого отрицают все конфуцианские добродетели и всецело предаются гедонизму. другой роман этой эпохи стал классикой - это Путешествие на Запад - героическая эпопея , настолько ироничная, что сойдёт и за плутовской роман. Учёные филологи подвергли научной критике древние сочинения, доказывая их более позднее чем было принято происхождение. Для Дун Цичана - сон, безумие, и чаньское озарение и художественное творчество были явлениями одной природы
Когда иезуиты прибыли в Китай (Макао) они обнаружили, что европейская наука лидирует не столь уж многих областях. Это была астрономия, география и механика. Маттео Риччи использовал свои глубокие познания и таланты чтобы создать иезуитскую миссию в самом Китае. Он выучил киатйский, изучил конфуцианскую философию, носил китайскую одежду и в, конце концов, обосновался при дворе. Он составил китайско-португальский словарь, предложил первую транскрипцию китайских слов на латинице, познакомил китайских учёных с новейшими европейскими достижениями ( в т.ч. музыкой, живописью, которые большого впечатления не произвели), перевёл на китайский Эвклида и Эпиктета. Правда успехи проповеди иезуитов были не столь успешны. китайцы остались при мнении , что христианская религия весьма неразумна.