Тимуридов (Великого Могола) империя масштабы этого постмонгольского государства значительно превосходят всё что мы видели ранее. Правящий там падишах Акбар был великим завоевателем. В это время ему было 50 лет, а сражаться он начал с 13-ти. в 1592 г. было завершено завоевание Синда и Ориссы. (к 1592 Кандагар и Ахмаднагар ещё не были завоёваны, княжества Гондваны (числом три) были вассалами) В результате была создана империя с населением примерно в сто миллионов человек (в два раз больше чем в Османской и Испанской империях вместе взятых). Столица - Агра - была четвёртым городом мира , с населением в полмиллиона человек.
Огнестрельное оружие сыграло в этих завоеваниях не последнюю роль. Но главное что Акбар был не только великим полководцем, но и выдающимся администратором. Империя созданная Акбаром была премодерным государством не уступающим по сложности Османской. Центральное правительство состояло из четырёх министерств : финансового, военного, промышленности и по делам религии. В ведении третьего находились значительные государственные мастерские карханэ и склады готовой продукции. Та же структура воспроизводилась на уровне провинций и округов. армия содержалась за счёт служебных поместий-джагиров. джагиры не были ни наследными, ни пожизненными и не давали никакой административной власти. по сути это были налоговые округа , каждый из которых выплачивал джагирдару фиксированную денежную сумму в соответствии с его чином. суммы налоговым поступлений были зафиксированы на уровне трети урожая среднего за 10 лет. Каждый джагирдар должен был выставить за счёт этих средств отряд воинов - от 10 до 10000 - в зависимости от ранга (свыше 5000 имели только принцы крови). чины и джагиры имели и гражданские служащие и придворные и даже жёны падишаха (располагавшие т.о. собственными немалыми средствами) Поскольку необходимость продавать разом часть урожая для уплаты налога. сильно сбивали цены на продовольствие. Акбар в течении 7 лет четырежды снижал налоги. Кроме того крестьянам для восстановления хозяйства предоставлялись ссуды из казны. (хотя необходимость для крестьян иметь дело с деньгами вызвали и расцвет ростовщичества). В джагиры и союргалы (поместья предоставляемые духовным организация "до воли") были выделены три четверти земель. четверть составляли земли домена. в результате в казну поступало в год 132 миллиона рупий (рупия 11,07 грамм серебра) - (примерно 34,57 млн. дукатов) потом даже вроде бы 166 миллионов рупий. масштаб налогообложения был приемлемым. оставалось и много ещё свободных земель. так что ВВП на душу населения скорее всего был не ниже среднего в Западной Европе (а вообще на Индию приходилось не менее четверти мирового ВВП, примерно как сейчас на США) судебная власть находилась ведении религиозного ведомства.
до определённого момента своей жизни Акабар (как атлет) был страстным охотником, но затем по религиозным соображеним стал практически вегетарианцем. (однажды во время охоты он вдруг испытал сильнейшее отвращеине к убийству животных)
Акбар вообще был человеком мистически ориентированным и видимо мистически одарённым. В какой то момент он видимо пережил сатори. сильно повлиявшее на его жизнь и стиль правления. Впрочем принцип веротерпимости Акбара изначально мог быть и политическим (подобно веротерпимости ранних Чингисидов). Он отменил джизью (подушный налог с немусульман) и налог на индийских паломников, женился на раджпутский принцессе, разрешим ей остаться в индуизме. Со временем при дворе стали праздновать индусские праздники. Это привлекло в его армию ко двору множество раджапутов. В 75 -79 в в новой столице-резиденции Фатехпур-сикри регулрно устраивались религиозные диспуты с участие суннитов, шиитов, индусов, джайнов, парсов, иудеев и иезуитов. Последние вели себя крайне фанатично, но Акбар им всё позволял. На фарси были переведены Махабхарата, Рамаяна, упанишады и пураны, а также Евангелие. (Фарси был государственным языком империи и языком высокой культуры). В 79 г. Акбар был признан высшим авторитетом в вопросах веры (таким образом его власть стала выше власти халифа в Стамбуле). Он стал выступать в роли священнослужителя. вскоре последовали радикальные новации - летоисчесление по хиджре было заменено новым - по правлению Акбара, вино и свинина были дозволены, собак и свиньи перестали считаться нечистыми животными, а коров было запрещено убивать. паломничество в Мекку было признано необязательным. в 80 г. началось масштабное мусульманское восстание возглавляемое улемами, но в 81 его удалось подавить. улемов проклявших падишаха утопили в Ганге. в 82 Акбар официально перешёл в созданную им новую религию дин-и-иллахи. . она носила характер придворного культа, тариката, пиром (и даже пророком) которого был сам падишах. насильно в неё никого не обращали. Акбар чем то напоминал Эхнатона. Во всяком случае Солнце было признано зримым образом Бога. Известно его высказывание "Лишь та вера истинна, которую одобряет разум" дин-и иллахи признавала истинность и частичность откровения всех религий. была написана новая Алла-упанишада. убийство животных было признано греховным , также как вожделение, клевета и гордыня. рекомендовано иметь одну жену. Впрочем у самого Акбара было триста законных жён (в основном дочери разных раджей), а всего в гареме обитало 5000 женщин, включая женскую охрану из славянок и абиссинок. Но это считалось вопросом политическим. По всей стране индусам запретили сати, запрещены были браки между детьми, проституция и азартные игры ограничены особыми кварталами, искоренялась работорговля.
дворец Акбара в Фатехпур Сикри (трон) стены дворца были украшены фресками в 86 г. Фатехпур-Сикри был оставлен (там нарушилось водоснабжение). на время западных военных компаний фактической столицей становится Лахор. Трижды Акбар надолго уезжал в отпуск в Кашмир , пользовавшийся его особой любовью. между основными центрами устраивались дороги обсаженные деревьями, с караван-сараями каждый полдня пути, создана почта. пути были относительно безопасны.
элиту могольского общества составляли джагирдары. примерно 80% из них были мусульманами и 20% индусами (в составе населения империи соотношение было обратным). общее число их было ок. 2000 и они были распределены по 33 чинам-рангам. так ранг тысячника имело 450 человек. различались чин (с указанием числа всадников) - и выданный на него джагир с определённой суммой доходом, и реальное количество всадников, которое должен был выставить джагирдар. Жёны падишаха или придворные живописцы, понятно, никаких воинов не выставляли. Доходы джагирдаров были огромны (в совокупности в два - три раза выше доходов казны), что позволяло им вести роскошный образ жизни. но связь держателя с землёй была слабой - джагиры решулярно меняли владельцев, повышение в чине тоже означало изменения в землевладении, так что определённым джагиром бенифициар владел в среднем лет десять. После смерти джагирдара в казну возвращались не только его земельные владения, но как правило и все личные богатства. более стабильно было положение заминдаров - наследных князей (чаще индусов) Раджастана, Гондваны, Гуджарата, афганских вождей, крупных держателей Бенгалии и Ориссы, примерно соответствовавших египетским мультазимам. Их владения были наследны, управлялись их администрацией и выплачивали фиксированную дань в казну. некоторые раджапутские князья имели чины джагирдаров и вместо дани вставляли воинов. Таким образом могольская конница состояла из индусов на треть и это были самые боеспособные части.
индийское общество, как известно, общество кастовое. фактически в кастовую структуру оказались включены даже мусульмане. так брахманам соответствовали "касты" шейхов и сейидов, а кшатриям-раджапутам - моголов и патанов (джагирдаров из афганцев). хотя разумеется индусы и мусульмане строго придерживались "апартеида". в распоряжении мусульманского духовенства было ок. 3% земель (в условном держании). ок. 79 г. Акбар перестал жертвовать на мечети, но потом возобновил эту практику, однако стал давать милостыню и брахманам. раджапуты составляли ядро заминдаров и заметный процент среди джагирдаров. собственно именно они могут считаться индийской аристократией, и на их образе жизни стоит остановиться подробней. традиционно они гордились своей ритуальной чистотой. многие предпочли погибнуть , чем покориться моголам (в этом случае все мужчины выходили из крепости на последний смертный бой, а все женщины кончали с собой.). Но уцелевшие пошли на компромисс. Они признали моголов ровней, стали выдавать дочерей за падишаха и его сыновей (но сами на мусульманках не женились). раджапутские принцы годами жили при могольском дворе, а замешение престолов ими теперь осуществлялось по воле падишаха (императора). (единственной раджапутской кулой, не пошедшей на сделку с совестью, даже потеряв большую часть владений , были Гухилоты Мевара). но всё же в общих чертах традиционный раджапутский образ жизни сохранился.
раджпуты Основой раджпутского общества был клан - кула, состоящая из родов. Примерно как у шотландских горцев, глава клана (и старшего рода) является феодальным лордом - тхакуром, раджей или махараджей (примерно соответствует кастеляну, барону (виконту или графу) и князю (маркизу или герцогу). для подданных он государь, но для родичей - распорядитель их общего достояния и военный предводитель. проживают раджпуты в замках (от скромной укреплённой усадьбы до монументального дворцового комплекса) . кулы различались статусом в зависимости от славы, великих деяний предков. поэтому генеалогия была самой важной наукой. мальчиков растили на героических эпосах и легендах и поощряли самоволие и независимость. каждый раджпут должен был одаривать брахманов и получать их религиозные наставления, пройдя церемонию "второго рождения" (что часто дотягивали до свадьбы) , получая воинское посвящение (т.с. в рыцари) много раньше. Вопреки обычаям прочих высоких каст , раджпуты ели мясо и рыбу, пили вино, употребляли наркотики и охотились. очень много внимания уделялось спортивным занятиям. Главным событием в жизни раджпута была свадьба. Это было грандиозное многодневное мероприятие, касающееся всего клана. Иногда оно превращалось в битву, где жених с родичами должен был буквально прорубаться сквозь родичей невесты и добывать её силой (гибель людей при этом считалась нормальными издержками). отказ от предложенной невесты означал войну. если невесте не нравился жених она либо кончала с собой , либо посылала ему отравленную одежду. жену было положено брать из своей касты, но кулы рангом ниже. поэтому, например, Гухилоты могли выдавать девушек только за представителей своей кулы (отсюда многожёнство). если раджпут, по бедности, чувствовал что денег на свадьбу всех дочерей ему не хватит, то лишним девочкам, давал смертельную дозу опия. раджпутские женщины жили в строгом затворе, совершали многочисленные обряды и должны были жертвенно служить мужу. в основном их обязанности сводились к приготовлению пищи (например шить или стирать им было не по чину, для этого была общинная прислуга). одежда у раджпутов была разнообразная и многоцветная, приданное обычно включало гардероб на всю жизнь (женщины носили штаны, юбки и кофты). в основе питания лежал рис с очень острыми приправами, лепёшки и простокваша. главное было принимать пищу только из рук людей своей или высшей касты. запретные индусам продуты ели только мужчины (для поддержания воинственности). в случае смерти мужа женщина должна была стать сати (что было очень почётно, но запрещено Акбаром) или облачиться в белые одежды и вести практически монашеский образ жизни (вдовы считались осквернёнными и оскверняющими) богатые раджпутские дома обязательно имели отдельные дома для женщин, сады с птицами, пруды с рыбой, мраморные беседки, террасы, отделанные стеклом комнаты. посторонние люди (кроме брахманов и аскетов) в дом и даже во двор не допускались, их принимали на специальной крытой площадке у ворот. мусульманский аристократический образ жизни, перенимаемый раджпутами при дворе был более богемным - поэзия на фарси, карты, голуби, поло, лёд с Гималаев...
городское население составляло примерно 15%. Городов Индии было много - 120 больших (стотысячники редкостью не были) и 3200 маленьких . как правило это были или административные центры, или ритуальные или связанные с внешней торговлей. .никаких особых прав или самоуправления они не имели.Обычно в городах проживала и элита вместо цеховой у ремёсел была кастовая организация, которая ещё более жёстко регламентировала и производственный процесс, и потребление, и весь уклад жизни. В роли торговцев и ростовщиков часто выступали джайны. Роль денежного обращения благодяря реформам Акбара резко возросла, но ростовщический капитал был ограничен благодаря существование государственного кредита (выдачи ссуд под низкий процент. ростовщики брали 900% годовых) индийские ремёсла славились. разнообразными тканями снабжался весь бассейн Индийского океана и Средняя Азия. вывозились также пряности и индиго. заработная плата подёнщика составляла 2 дома в день (рупия- 40 домов) - на которые можно было купить 5,2 кг. пшеницы.
Значительную часть крестьян -землевладельцев составляли представители достаточно высоких земледельческих каст так что норм высококастового поведения придерживались многие - включая вегетарианство и культ личной гигиены. индийские земледельцы обычно были организованы в очень устойчивые общины, куда кроме полоноправных наследных членов входили бесправные арендаторы из пришлых . община содержала 8-12 ремесленников разных (в основном низких) каст , предоставлявших свои услуги всем общинникам бесплатно (включая, прачку, цирюльника, подметальщика и т.д.). Община платила в казну или джагирдару фиксированную подать. жили большими семьями. земледелие часто было ирригационным с поливом из колодцев (выкапывались каждый год новые). хозяйство было традиционным но достаточно интенсивным. выращивалась 41 культура, снималось два урожая в год. урожайность пшеницы была 12,6 ц. с гектара (против 7-8 ц. в Европе)
многие сословия увлекались поэзией - она процветала на многих языках. проза в основном была исторической. при дворе Акбара самым знаменитым поэтом писавшим на фарси был Файзи. его брат вольнодумец Абул-Фазл был советником Акбара и выдающимся придворным историком, славу великого музыканта имел Тансен (ум. ок 86 г-89 г.), работали многие знаменитые художники-миниатюристы. независимо от двора писали знаменитые поэты: на урду - Фаиз (в Дели) и хинди - Тулси Дас (автор новой поэтической версии Рамаяны)
Интересно, что кроме Акбара в это время были и другие поборники внеконфессионального монотеизма и противники кастовой системы и религиозной вражды. например бхакт Даду Даял и община сикхов (они пользовались покровительством падишаха)
Басаван последние работы явно вдохновлены европейскими гравюрами, которые во множестве привозили иезуиты иногда индийцы их просто копировали или имитировали
Буддагуптанатха - последний буддист Индии Д. Тэмплмэн: "Буддагуптанатха и последние дни традиции сиддхов в Индии"
Монголы и Тибет Тимуридская империя, без сомнения, была самым впечатляющим их постмонгольских государств. Но нельзя обойти вниманием и восточную часть монгольского мира. Чингисиды- Толуиды в это время владели землями собственно Монголии и Кукунора . В Тибете правили собственные династы. Здесь процветали тантрический буддизм и бон. Среди многочисленных княжеств выделялись Цанпа-ханы со столицей в Шигаце, они претендовали на власть над большей частью страны. С ними была связана школа Карма-кагью. Её глава - кармапа - вёл кочевой образ жизни, путешествуя с двором по всему Тибету, временами основывая новые монастыри. ( монастыри в это время становятся главными центрами политической, экономической, культурной жизни) Именно кармапа создали первую в истории линию тулку , по стопам корой пошли и другие тибетские иерархи.
При кочевом дворе Кармапа работал художник Нампа Таши создатель "китаезированного" стиля гадри. Другая ветвь кагью - дрикунг - возглавлялась в это время энциклопедическим знатоком традиционной учёности - Пемо Карпо, в окружении которого сложился стиль другри. Сохранялся и традиционный "непальский" стиль - менри.
Главным соперником Цанпа-хана было владение древней династии Пхагмоду в Лхассе и связанная с ним школа гелугпа. Борьба велась вооружённым путём. захваченные монастыри принудительно переводили в школу победителей. Лидером гелугпа был далай-лама. Фактически первым далай-ламой, получившим этот титул и установившим линию инкарнаций был Третий - Сонам Гьяцо (ум. в 1588). Не особо полагаясь на слабевших Пхагмоду он нашёл новых покровителей среди Чингисидов Монголии. в 1578 г. он выехал туда по приглашению Алтан-хана Тумэтского - владетеля запада Внутренней Монголии, Ордоса и Кукунора. Алтан-хан тяготел к цивилизации - он восстановил даннические отношения с Мин, чтобы иметь возможность наладить пограничную торговлю, основал в степи город Хухэ-хото и пригласил в Монголию Сонама Гьяцо. Миссия последнего была удачной - в буддизм гелугпа обратился и Алтан -хан и великий хан (правивший в степях Чахара - на востоке Внутренней Монголии. и потом даже 4 владетеля-Чингисида Внешней Монголии и Саян. Главной заповедью новообращённым было отказаться от человеческих жертв духам умерших князей (на похоронах и в дальнейшем). далай-лама умер на обратной дороге в Тибет и его реинкарнацией стал внук Алтан-хана. Далай -лама 4-й (р. 1589) , т.о. был Чингисидом и остался воспитываться в Монголии. в 1585-87 г. на развалинах древней монгольской столицы Каракорума строится первый стационарный монастырь - Эрдэни-Дзу Сама Монголия в это время представляла собой чисто кочевое общество с сильной "феодальной" властью чингисидских князей во главе с улусными ханами и почётным великим ханом. рядовые кочевники-араты были прикреплены к конкретным владениям. проводились периодические съезды князей - курултаи и функционировала общемонгольская почта.
Таким образом, постмонгольский и мусульманский миры в значительной степени, но не до конца, совпадали. До самых границ Индостана мы видим систему параллельную Европейской. Испанской империи противостоит Османская, Сефевидский Иран - находится к ней в непримиримой религиозной оппозиции - как Англия к Испании. остальные державы, входят с ними в те или иные коалиции. Тимуридская империя, с одной стороны входит с ними в общие пространства - мусульманское, фарсиязычное, постмонгольское - но с другой стороны представляет самодостаточный мир, равноценный всему остальному миру ислама. Такие государства, как Османская и Тимуридская империи, уже нельзя назвать средневековыми. Но их премодерное постсредневековье не-европейское. чисто экономически и военном отношении они не уступали Западу. Но последний несомненно начинает играть роль "центра креативности" - теперь уже сам снабжая Восток новинками - огнестрельным оружием, механическими вещицами, картами и географическими сведениями, живописными приёмами, новыми с.х. культурами - прежде всего кукурузой. Последней волной стало прокатившаяся в самом конце века волна распространения табакокурения. Другие государства только приступали к реформам - Марокко, Иран. Или вполне преуспевали со своими средневековыми институтами - как Узбекское и Могольское ханства. Самый восток постмонгольского мира стал местом развития очень локального, но своеобразного варианта цивилизации (индийского происхождения) - ламаистской. Сторонников язычества и на востоке становилось всё меньше - киргизы и калмыки были поглощены исламский и ламаистским мирами уже в нач. 17 века.