Европейский образ жизни На пространствах от Казани до Филадельфии в общем и целом культурные слои следовали одним и тем же модам, читали одни и те же книги и говорили на одном и том же (французском) языке. В общем единым был и язык архитектуры и язык живописи. История античности была базой любого образования, источником общепонятных символов и образов. Другой вопрос, какой процент населения составляли эти слои.
В России дворяне составляли 2,1 % жителей , классных чиновников было 13200 человек (на 1805), офицеров 14-17 000. офицеры почти все были из дворян, чиновники только на 40 % - административная карьера была возможностью для разночинцев выслужить дворянство. и пользовались ей широко - 44% дворян были личными (т.е. получили дворянство через чин, получив более высокий они могли уже стать и потомственными) духовное сословие (оно было гораздо более замкнутым, приходы наследовались) составляло 1,2 % населения, купцов было 122 900 человек. но оба эти сословия в России в образованной элите (за редкими индивидуальными исключениями) не принадлежали. 90 % населения были крестьянами (из них 55% помещичьими и 45% государственными)
в Англии духовенство, многочисленные юристы и другие специалисты, купечество - к образованной элите принадлежали. именно потомки специалистов и составляли половину студентов (дворяне 30%). хотя конечно иерархия была - джентльмен не работал и не торговал. он жил на ренту (обычно земельную), младшие сыновья делали карьеру в армии и политике. 576 семей принадлежали к высшему классу - это были лорды. 46861 семья - к среднему - джентри (от баронета и ниже). нобилитация производилась индивидуально (а не по чину) но тоже широко. нижняя граница среднего класса была сильно размыта - джентльменом был тот кто вёл образ жизни джентльмена. в отличие от России , где равный статус имели все потомки дворянина., получавшие равные доли наследства, в Британии был майорат - титул и земли всегда наследовал старший сын (а при отсутствии сыновей, старший родич-мужчина)
во Франции всё имперское дворянство было выслужившимся. старые дворяне - аристократы, должны были получить подтверждение статуса (иногда с более низким титулом ,чем родовой). из ранее конфискованных поместий, поступая на службу, они могли получить только нераспроданные (таких было 20% от прежнего). все остальные землевладельцы в большинстве были покупателями гос. земель и помещиками в первом поколении. правящий класс включал в равной степени буржуазию и специалистов. Но не духовенство. рабочий во Франции получал 400-900 франков в год (парижане сильно больше, чем провинциалы), а кюре имел годовую зарплату в 1000-1500 франков. В Париже жило 17 000 художников.
вообще принадлежность к элите определялась сочетанием трёх факторов: статуса (титул, чин, земельная собственность), богатства и образования (включая манеры). у тех кто входил в неё только по одному или двух критериям, всегда присутствовал некоторый оттенок двусмысленности. портреты работы Энгра Жироде Кипренский Венецианов Экерсберг (Дания) ван Дорн Гилберт Стюарт (США)
Женщины воспринимались как находящиеся вне социальной жизни. в Англии они не могли наследовать земли, во Франции всё имущество жены было собственностью мужа. Женщина хорошего происхождения обеспечивала своё будущее за счёт замужества (вокруг этой темы и крутилась женская тематика). Если мужчине помимо манер, верховой езды, танцев и стрельбы из пистолета всё же требовалось более фундаментальное образование. То даме умения шить, танцевать, музицировать, и вести приятную беседу , в принципе, было достаточно. Хотя на самом деле дочерям могли давать и гораздо более серьёзное (домашнее) образование. недаром в это время развивалась женская литература - Жермена де Сталь, Анна Радклиф были весьма популярными авторами. Всходили звезда Джейн Остин. Брак, при этом не предполагал супружеской верности. напротив, нравы элиты были весьма раскрепощёнными (в рамках внешних приличий разумеется). Актрисы и балерины практически все были профессиональными содержанками. Был у дам полусвета и шанс на неравнородный брак (хотя конечно от оттенка двусмысленности здесь избавиться было нельзя). Примером может служить известная Эмма Гамильтон https://ru.wikipedia.org/wiki/Гамильтон,_Эмма тогдашняя "греческая" мода воспринималась как весьма сексуальная (Наполеон прямо говорил, что дамы на балах голые) (Лунд. Дания) (Абель. Австрия) (Буало, франция 1807)
вообще одежде придавалось огромное значение. образ мужчины в этом время прежде всего создавала мундир. все полки, ве ведомства и учреждения, ордена имели собственные мундиры, причём периодически вводились новые. для штатского , впрочем, путь к совершенству , тоже был открыт - в Англии в это время появляются денди. Кумиром , образцом и арбитром изящества был Джордж Браммел - указавший, что истинный аристократизм не имеет ничего общего с экстравагантностью Ну и конечно превыше всего ценились светские манеры, любезность, умение поддерживать разговор и остроумно злословить. Образ Онегина в целом иллюстрирует эти образцы, когда они доберутся до России. ну конечно существовал и культ богатства. статус человека определялся прежде всего через его выезд (карета, лошади) собственная ложа в театре (театр, опера, балет в это время были на вершине популярности), даваемые балы и праздники... Вот образцы тогдашнего"гламура" глазами современников: Бал: "Зала, вся украшенная серебряным газом и гирляндами свежих, ярких цветов; множество восковых свеч, отражавших свой блеск на великолепных нарядах; группы женщин, прелестных, сияющих огнем бриллиантов; платья, из которых иные были вышиты драгоценными каменьями и заставляли опускать ресницы, между тем как множество свежих цветов наполняли воздух благоуханием… наконец, восхитительная музыка… все это было истинным очарованием. Ах, точно мы жили тогда в царстве волшебств». Обед: "консоме, форель под пикантным соусом, ростбиф по-английски, котлеты из дичи с шампиньонами, черепаховый суп, лангусты по-императорски, котлетка из молодого барашка с каштановым пюре, страсбургский паштет, фазаны с трюфелями, дюшес а л'онгруаз, а из вина — Го-Барзак и Кло-Сэн-Жорж..." Общественное гуляние в парке: «Какое прелестное гулянье! Сад — волшебный чертог! Деревья, ограды, долины унизаны, уставлены, осыпаны фонарями и плошками. На одной половине сада не было неосвещенного места, между тем как другая столько освещалась отблеском первой, что можно только было видеть темноту ее. Где ни прислушаешься — музыка! Куда ни посмотришь — танцы! В одном углу видишь фокусников, в другом — ворожей, в третьем — колдунов-отгадчиков. Картина этого общественного гулянья пестра, блистательна и разнообразна. В одном месте открытый театр, осыпанный алмазными огнями. Высоко от земли перетянуты канаты, на которых пляшут, прыгают, сидят и ложатся удивительные искусством и ловкостию смельчаки. Вдруг зашумело что-то сзади; оглянулись — пожар искусственный! Там зажгли фейерверк. Какой великолепный, пышный, разноцветный пожар!.. Золотое, лиловое, розовое пламя широкими радугами расстилалось по воздуху; алмазам, яхонтам и изумрудам подобные искры с треском и блеском летели наверх! Другой фейерверк изображал сражение. Звук, стук, перекаты грома, точно как в сражении!.. Наконец все сгорело, угасло, померкло и смолкло: общая участь всех блистательных явлений в мире!.. К 12 часам сад опустел. Вот каким гуляньем можно наслаждаться здесь за 2 франка!» Элита гуляла в каретах.
хоть чуточку позже 1811, но тоже общая картинка Вадим Жук 4 December, 11:09 · Туда, туда в начальные года Большого девятнадцатого века: Где в ванну натолкали льда, Где правит сны Мартын Задека, Где заколаются в конце трагедий, Где водят на цепи медведей, Где вешатели несколько неловки И рвутся у повешенных верёвки, Где детская журнальная война, Изжога от шампанского вина, Где родились младенцы Лев и Фёдор, Где басня вытолкала оду, Где моль вот-вот доест камзол старинный У спавшего с самой Екатериной, Где крепостная мать выкармливала пса, Ермолов вырубал чеченские леса. Где походя, влюбив в себя худышку, Мальчишка застрелил мальчишку.
основная часть населения в это время всё ещё сельские жители (самый урбанизированный регион - Нидерланды) влияние человека на ландшафт было различно - в населённых районах Англии он уже почти полностью искусственный. Во Франции, много пустошей, волки регулярно режут скотину, но леса почти выведены. наполеон уже озаботился их восстановлением - указав что под лесом должна быть четверть территории страны. Активно строятся дороги, осушаются болота. В Германии следы вмешательства человека в ландшафт тоже заметны - дамбы от новоднений, ухоженные леса. Испания, Польша это уже "дикое поле", что уж говорить о Балканах и России. Французов в 12 г. больше всего поразила незаселённость окрестностей Москвы - десятки километров между деревнями. В США фронтир начинался к западу от границ прибрежных штатов. Земельный вопрос решался по-разному. В Британии - путём раскрестьянивания, сгона арендаторов и их пролетаризация. В России напротив крестьяне важнейшая часть собственности помещика, без которой земля особой ценности не имеет.Во Франции земля перешла к крестьянам в значительной степени - и уровень их жизни и потребления заметно вырос (фактически впервые с 15 века) - они стали есть мясо, в домах появилась мебель, фарфор, часы. хотя одежда оставалась домотканной ,а в качестве обуви - сабо. В германских странах земля осталась б.ч. у помещиков, а крестьяне получили только личную свободу, но сгонять их было нельзя. Европейские города в это время во многом сохраняли средневековый облик. Россия с её широким планом реконструкции уездных и губернских городов в классическом стиле резко выделялась. Правда иногда требовался большой пожар (так Киев сгорел как раз в 1811)
наследие рококо Безусловно это был пик классицизма. Но особенность культуры такова, что уходящие эпохи оставляют длинный след. Поэтому и в 1811 г.18 век был всё ещё жив, пока были живы те, для кого он был молодостью. и в 1811 г. человек в кюлотах и парике не вызывал удивления. К этой эпохе можно онести гедонистическую философию Бентама. В Германии ещё был жив Вилланд (главный рокайльный автор), в России рококо ещё чувствовалась в поэзии Батюшкова, а Державин это ещё даже был барочный классицизм. Тем более в живописи: Франция Верне Виже-Лебрен Британия (Уорд) (Рейнольдс) (Лизарс) Голландия (Ван Даль) Австрия (Нигг) Швеция (Фалькранц) Испания (Эспинос) (Гранде) Россия (Соколов) а в Бразилии ещё даже строили
классицизм Франция Энгр Герен Жанна Шоде Ари Шеффер Берре Давид Гарнере Реньо Летьер Лефевр (Наполеон и маршал Удино) Прюдон (сын Наполеона- Римский король)
Германия Рейнхарт Керстинг Фёлькер Швеция фон Бреда . Гедерхольм. Дания Торвальдсен Экерсберг (портрет грека) автопортрет
Классицизма создаёт образ мира рационализируемого без остатка, это мир совершенных образцов, число которых ограничено (а зачем следовать несовершенным, когда есть совершенные?). Все ситуации в этом мире тоже подводятся под типовые и иерархически расположенные. Империя Наполеона была воплощением этого принципа в политике (и буксовала только сталкиваясь с хаосом иррационального - как в Испании) В философии такой всеобъемлющей рациональной системой была гегелевская. Всё что не влезало оприходывалось романтизмом. Романтизм стоял рядом всегда , как вечный опонент. В общем и реакционные теории да Местра, и идеи национальной самобытности у мадам де Сталь, Карамзина и Шишкова всё это имело к романтизму довольно прямое отношение. Воплощением это национального, религиозного, не рационализируемого остатка была романтическая готика. эпицентром была Англия 9прежде всего постройки Джона Нэша) коттедж Блез хамлет замок Каерхейс но не только (замок Бекфорда) США Россия
Энгр Жерар (Оссиан) Каспар Давид Фридрих Шинкель Мёллер (Дания) Гойя (Испания) Россия: Варнек Яковлев Орловский
Воздушное царство мечты Основных центров романтизма было два - Британия и Германия Английская литература этого времени это поэзия "Озёрной школы" - Вордсворт, Кольридж, Саути. Уильяма Блейка, Вальтера Скотта (известен и как собиратель баллад. Нектрую известность уже приобрёл лорд Байрон - в это время он совершает большое турне по османской империи - на основе которого в 12 г. появится Паломничество Чайльд Гарольда. Бурной общеевропейской популярностью пользуется английский готический роман (Радклиф, Льюис, Бекфорд - писали в основном в кон. 18 в. , но в это время вышла масса подражаний, фактически превратившей этот жанр в популярную литературу. В Германии подход был более серьёзный, философский, теоретический. Это эпоха Гёте и австрийца Бетховена (абсолютно царившего в европейской музыке) В философии - Фихте, Шеллинга, Гегеля (и других менее великих, но значимых авторов , таких как Шлейермахер, Гербарт, Фриз) Теорию романтической литературы развивали братья Шлегель активно собирались сказки, песни и предания (от Доротеи Шлегель, до братьев Гримм) основными авторами были Людвиг Тик, поэты Арндт, Кёрнер, прозаик фон Арним, драматург фон Клейст. начал печататься Гофман, вышла в 11 г. "Ундина"(де ля Мотта Фуке) (хотя самым популярным автором в это время был фон Коцебу, российский агент влияния, кстати) в других странах можно вспомнить Вашингтона Ирвинга (США), де Сада и Шатобриана (Франция), Яна Потоцкого (Польша, писал на французском), Паганини (Италия), Стеффенса и Эленшлегера (Дания), Бенжамена Констана (Швейцария) в российская масштабах - Карамзина ,Жуковского, Дениса Давыдова, (их оппоненты-классицисты - Державин, Крылов, Гнедич) (классицизм в литературе держался и в Италии с Испанией) Если выбирать самые новаторские произведения, закладывающие основы будущего, появившиеся в 1810-11 то это будет Чувства и чувствительность Джейн Остин, опера Абу-Гассан -Вебера, тлько что заложенный замок Вальтера Скотта, картины назорейцев (Франц Пфорр) романтизм создал две ключевые парадигмы : идею развития (эволюции) и идею нации (с её своеобразием и проектностью) В науке идею эволюции развивали Лаплас, Кювье, Ламарк, Гумбольдт
Но на мой вкус, высшее достижение эпохи это пейзажные парки. К этому времени уже сложился тип позднего пейзажного парка, включающий регулярный участки вблизи дома и лесопарковые ландшафты по окраинам, В Англии к этому времени относится расцвет деятельности Джона Нэша. в 11 г начались работы Риджентс-парке и Гонзаго в Павловске