непонятно, что за цепи - пленники, что ли? ещё из металла, в отличие от большинства других - "благоприятных" - фигурок. как у них обстояли дела с каннибализмом? как и в Новой Зеландии? )
да нет, фигурки явно элитарные, цепочками привязаны бубенчики к шапкам. каннибализм имел характер сугубо ритуальный. например царь города Ойо в процессе коронационных посвящений должен был съесть сердце своего предшественника.
ну да, вид-то у них достойный, даже возвышенный - наводит на мысль о жертвенном служении, священности. однако цепочки есть и на ногах, и я подумала, может то схваченная элита вражеского племени ) наверно, это кто-то вроде жрецов даже не буду спрашивать, в готовом виде или сырое... )
Бенин священное царство народа бини, одного культурного круга с йоруба. аристократическая бюрократия связанная с конкретными родовыми общинами-линиджами, привилегированные ремесленные придворные касты. царь- затворник. гарем - специальные посланцы набирали в него самых красивых девушек по всей стране, часть их потом дарилась в награду за заслуги. дворец сплошь облицованный старинными латунными барельефами большой столичный город. торговля (государственная монополия) пальмовым маслом и слоновой костью. культ предков и приношение им человеческих жертв. но роль профессионального жречества была не велика. порядок поддерживался тайными обществами во главе с самим царём. леопарды были символом царской власти
восточнее было ещё три городка народа игбо центр здесь был не политический а сакральный - для всех племён на много дней пути (до 3 млн. чел) религиозным центром был оракул бога Ибини Укпаби в Арочукву. его жрецы и возглавляемое ими тайное общество и были элитой. оракул вершил суд - обвиняемые или спорщики голыми входили в подземные тоннели и виновные оттуда не возвращались. считалось, что бог их пожирает. в действительности жрецы продавали их в рабство испанцам и португальцам в их близлежащие островные колонии.
очень интересная культура африканской глубинки. аутентичная вплоть до таких времён и малоизученная, особенно тогда. человеко-дракончики всякие опять же ) кто же сделал все эти зарисовки, что выше? и даже фотография есть
Я думаю, в вуду , это божество трансформировалось в Бригиту (объединившись со св. Бригитой, которая сама древняя кельтская богиня Бригит ) она выглядит как аристократическая белая девушка )
может быть, сходство это лишь чисто внешнее (способ театрализации в ритуале; маска, похожая на шлем, надетая на голову мужчины, воина по определению) или косвенное (как схожий мотив - набор "нот", помещённый в совершенно разные "музыкальные" - семантические - контексты) - но посмотри, какой сильный однозначно солнечный и светлый образ, вот это всё множественное стремление вверх, - сам по себе он начисто лишён воинственных или тем более инфернально-загробных мотивов
) ну это уж ты сильно загнул ) там (у игбо) всё куда проще, а тут всё совсем не так ) но шапки правда похожи, разве что лишены гендерности. кстати, удивительно ещё и то (в африканской маске), что иньская природа здесь представлена в солярном аспекте - тоже случай такой... редкий, если не сказать единственный (Аматерасу разве что вспоминается, но тут опять же совсем всё по-другому!) ) в общем, к чему ни притягивай - всё уши торчат и костюмчик у жреца-актёра - он же буквально в шкуру этих женских духов влезает. любопытно было бы взглянуть на сам ритуал
Межозёрье К юго-втоку от пояса ква и гур начинаются бескрайние экваториальные леса с первобытным населением. вроде лесов Амазонии или Новой Гвинеи - неведомые и жутковатые. пояс политий вновь появляется уже в Восточной Африке, в районе великих озёр. Область эта была по африканским масштабам исключительно густо населена. здесь находилось несколько небольших, но многолюдных государств со схожим устройством и общими по происхождению династиями: Буньоро, Торо, Анколе, Буганда, Бурунди, Руанда. Власть правителей здесь была сильна и признаков дружинного князя было даже больше чем священного царя. городов не было, но уровень централизации был довольно высок. здесь существовала этно-кастовая система - элиту составляли скотоводы нилотского происхождения - высокие и худые, основную массу- коренастые земледельцы - банту. в роли низшей касты выступали пигмеи. цари раздавали землю и скот в наследное или условное держание скотоводам , те собирали подати с живущих там земледельцев. управление осуществляли царские наместники и перемещающийся по стране двор-дружина. В Буньоро, Торо, Анколе все ставки вора были только временными, уходя их сжигали. В Руанде они были постоянными дворцами, в каждой области. В Бурунди иРуанде институт наместников был более развит. в Руанде в каждой области было три должностных лица - хозяин земли, хозяин стад и военачальник. Бурунди делилось на округа трёх типов - земледельческие, скотоводческие и военные. В Бурунди большой властью обладал верховный жрец. самым мощным государством была Буганда - с населением ок. 5 млн. армией в 150 000 и озёрным флотом в 300 больших лодок. Она собирала дань с соседей. здесь были 24 округа и земледелие играло большую роль чем скотоводство. правитель был менее подвижен. существовало профессиональное и богатое жречество. дворец выглядел как то так нынешний царь - Мутеса - принял ислам, и носил арабскую одежду
исследователи https://www.geografia.ru/nile.html О Бёртоне https://ru.wikipedia.org/wiki/Бёртон,_Ричард_Фрэнсис. и https://librebook.me/perevodchiki__1001_nochi/vol1/1
восточная африка Была областью хорошо освоенной занзибарскими купцами - работорговцами. а поборы с их караванов были основой благосостояния здешних вождей. в описании Стенли
Центральная Африка. Пояс банту. К югу от великого леса находилось несколько государств : Луба, Лунда, , Казембе, Бемба, Мбунда и др. возглавлялись они священными царями . ключевую роль в управлении играл царский клан, Совет и тайные общества. старого , больного, неудачливого царя убивали или обрекали на смерть. большую роль играли мать и главная жена царя (это была его близкая родственница). существовала гвардия. естественно было рабство. ремесленники и артисты составляли отдельную кастовую группу. община, род , большая семья определяли всю жизнь на местах. В Казембе существовал институт наместников (со своими дружинами), аристократия (самым знатным считался род матери царя). 4 главные жены имели особые титулы, вассальные вождества - все они присылали дань. каждый царь строил свою столицу (это было просто скопище хижин за частоколом). это было место пребывания двора - весьма многочисленного (в столице жило ок. тысячи человек). платилась дань в Лунда (рабами, медью и солью) в Лунда большинство должностей наследовалось. правителями областей и районов были члены правящей династии. существовала удельно-лествичная система. князья имели свои представителей при дворе. 35-40 наследных вельмож были одновременно членами совета, жрецами и правителями деревень домена. ещё несколько десятков человек составляли аристократическую бюрократию. существовала постоянная столица - Мусумба (ок. 30 000 жителей). ополчение составляло 175 000 воинов. численность населения ок. 2 млн. в Луба правитль имел столицу, но большую часть времени проводил в полюдье (в столице в это время управляла его жена). полюдье имело характер почти бесконтрольного грабежа. а если царь был недоволен приношениями то и массового убийства. власть на местах принадлежала наследным вождям. велась работорговля с португальцами. постепенно всё больше усиливались торговые этносы - такие как чокве и кор. Мбунда, втянутые в торговлю с португальцами (рабами, воском, слоновой костью и каучуком) и Катанга, где власть захватил Мсири - партнёр работорговцев Занзибара и уньямвези. (прежде всего Типпо Типа). основным предметом его торговли была медь (но рабы и слоновая кость тоже). в 68 г. он разгромил ставку Казембе.
Южные банту этно-политический ландшафт здесь сформировался в пер. пол. 19 в. в результате серии миграций с юга, вызванных зулусской экспансией. миграции эти продолжались на север вплоть до Малави, где возникло царство Гао на территории Замбии это было царство Макололо, где южане превратили туземцев в илотов. Их правитель был крещён Ливингстоном, но в 65 г. эта полития была снесена массовым восстанием, и уцелевшие остатки макололо бежали в Малави. а здесь начала складываться уже полития лози. южнее, в нынешнем Зимбабве, жили туземцы машона и пришельцы матабеле, у последних сохранялась система народ-войско. в Ботсвване жили бечуаны (тсвана)- люди мирные, и страдающие от набегов буров. нескольких вождей Ливингстон здесь тоже крестил. везде большую роль играло скотоводство. а так вывозились шкуры, перья, мёд, воск, слоновая кость. в обмен на промтовары. торговцы были тоже неграми. на земле тсвана было обнаружено золото. политическая сисетма была скорее вождестской (сложное вождество), чем раннегосударственной. царь со свитой в течении года перемещался между своими "дворцами"-фермами , и в каждой была жена, наложницы, прислуга, призывники из окрестной молодёжи. туда свозилось продовольствие и спиртное для содержания царя и его свиты, мог он кормится и завалившись в гости (это уже было бедствие) .
на территории Калахари по соседству с тсвана (бечуанами) и в нынешней Намибии жили бушмены - охотники-собиратели каменного века , антропологически представляющие отдельную расу. Они бродили небольшими локальными группами, из нескольких малых семей. охотились с помощью отравленных стрел и занимались собирательством. формальных лидеров не имели, но группе обычно был шаман-знахарь. отношеня внутри групп (в т.ч. иежду мужчинами и женщинами) было довольно равноправными. пещерная живопись бушменов (прорисовка)
и даже пещерная тогда ещё бытовала? вообще же удивительна стойкость этих народов в сохранении древних традиций и образа восприятия. всё же не на островах жили, взаимодействовали с миром внешним так или иначе сравнить если вот этот образец: и вот этот, 500 г. н. э. (из Мпумаланги, восток юга): - так разницы большой нет, скорее первое - это органичное, отшлифованное и упрощённое продолжение второго