Гюстав Доре, гениальный иллюстратор, возможно самая яркая фигура стиля 60-х в искусстве. Джинерва, Тениссона.
Несомненной культурной столицей Европы (и мира) был Париж. Сюда стекались художники всех наций. Чтобы прославится в любом виде искусств надо было иметь успех в Париже. Цитаделями официально признаваемого направления были Школа изящных искусств и ежегодный Салон - выставочный центр со строгим отбором. Париж же был и главным политическим центром. Французский - языком международного общения, прежде всего у дипломатов. Роль главного экономического - финансового, торгового, промышленного мирового центра принадлежала Лондону.
по совместительству это были крупнейшие города тогдашнего мира. Грубо, в Лондоне жило ок. 4 млн. человек, в Париже - 2 млн (из азиатских городов с ними мог соперничать , уступая, только Пекин. в Берлине ок. миллиона, в Вене и Нью-Йорке под миллион, в Петербурге 682000)
с урбанистической точки зрения, Париж был гораздо благоустроенней. в 50-60-е гг., под руководством барона Османа, была проведена его коренная реконструкция, со сносом старинных кварталов, регулярной уличной планировкой, бульварами, громадными парками. низшие классы были вытеснены в предместья. Лондон скорее поражал масштабами и пугал толпами. Застраивался он коммерчески и хаотично, пожирая пригороды. не существовало даже единой городской администарации кроме комиссии по работам и полиции. он был вечно окутан непроницаемым смогом - все топили углём. огромные территории занимали трущобы. но были и парки и многочисленные старинные и новые презентабельные постройки. Главными проектами эпохи стало создание масштабной системы общегородской канализации и первого в мире метро.
Кроме проблем с санитарией (один конский навоз чего стоил!), естественно проблемой мегаполисов была преступность. Число деклассированных элементов было очень велико. Но вто же время: "В Англии и Уэльсе количество обвиняемых преступлений сократилось на 79 процентов в период с 1842 по 1891 год, а в Лондоне - на 63 процента между 1820-ми и 1870-ми годами (Гатрелл и Хадден). Большая часть спада в Лондоне отражает резкое падение насильственных преступлений примерно на 68 процентов в период с 1830-х по 1860-е годы. Число обвинений в хищении также уменьшилось в Лондоне, примерно с 220 на 100 человек. 000 в 1830-х и 1840-х годах до примерно 70 на 100 000 в 1850-х годах, снова на 68 процентов. Это снижение, однако, по крайней мере частично связано с пересмотром Уголовного кодекса в 1855 году, который исключил мелкие кражи из категории обвиняемых и разрешил судам рассматривать их в упрощенном порядке. Хотя этот пересмотр рассматривал простые нападения аналогичным образом, почти весь спад нападений пришелся на 1855. Другие имущественные преступления, особенно кражи со взломом, мошенничество и хищение, увеличились в течение этого периода или оставались стабильными." в 1868 г. в Лондоне состоялась последняя в Англии публичная смертная казнь. Во Франции они продолжались ещё долго. В Британии преступников вешали, во Франции гильотинировали. выносились смертные приговоры нередко - за умышленное убийство практически гарантированно. Впрочем каторга была в это время столь ужасна, что пожалуй это было мерой гуманности. Самая жуткая репутация была у британской каторги на Андамандских островах, а во Франции - в Гвиане. Приговор к каторге навсегда вычёркивал человека из нормальной жизни и лишал статуса. Напротив, заключение в крепость (на континенте), арест и долговая тюрьма честь и статус никак не ущемляли . Дискуссионным был вопрос о телесных наказаниях совершеннолетних. Они были отменены в Нидерландах, в 1860 в Италии, в 1867 в Австрии и Бельгии. В России с 60-х больше не пороли по приговору суда, а только административными органами и были отменены телесные наказания в средних учебных заведениях. Применялись они только к низшим классам. Главным же вопросом гуманизации в 19 веке был вопрос об отмене рабства. к 1868 г. дело продвинулось далеко. Рабство в колониях сохранялось только у испанцев и португальцев. Последним же оплотом же рабовладения в христианских странах была Бразилия.
да, дуальность представлена предельно контрастно... Похоже, Лондон за пару-тройку десятилетий не сильно изменился. А если и изменился, то в сторону уплотнения смога. В 1901-02 гг. туда ездил на учёбу Нацумэ Сосэки, и он называет эти годы худшими в своей жизни. ) В эти же годы, кстати, Макс Волошин навещал Париж. ) Оттуда у него совсем другие впечатления. Но они уже относятся к другой эпохе.
при такой урбанизации парки приобретают особое значение. в это время под них преобразуются целые леса. т.е. появляется лесопарк. В Париже - Венсенский лес имел площадь 9,95 кв. км, , Булонский 8,5 кв. км. там были созаны сотни километров аллей, каналы, пруды и т.д. Огромные парки создавались и в частных владениях. Упор делался на древесное разнообразие - высаживались десятки тысяч деревьев и кустарников экзотических пород. В моде были обширные зимние сады. Главной тенденцией в устройстве садов была научно-ботаническая всемирная выставка московский манеж парк в алупке садовый раздел всемирной выставки
о бедности и богатстве https://dkphoto.livejournal.com/254648.html т.о. низшие классы составляли 80% населения. (для сравнения - в Испании на средний и высший класс приходилось 5 %жителей)
в 1871 г в Британии проживало 26 млн. человек (ещё 4 млн. жили в Ирландии). половина населения жила в городах, половина занятых работали в промышленности, в сельском хозяйстве - 15 %. другим странам такой процент не снился.(так во Франции в с.х. была занята половина) миллион человек были землевладельцами, но 4/5 земли принадлежала 7000 собственников, 363 владельцам принадлежала четверть всех земель страны. доходы от бизнеса выше 3000 ф.с. в год имели 5000 бизнесменов и 2500 землевладельцев, свыше 10 000 - 987 бизнесменов и 866 лендлордов, выше 50 000 ф.с.- соответственно 76 и 77 человек. 29 лордов имели земельный доход от 75000 ф.с. в год (максимальный - герцог Вестминстерский - ок. 300 000 ф.с. из них 30 000 с земли и 270 000 от городской недвижимости) представителей интеллигентных профессий было немного. В середине XIX в. на 1 000 человек населения во Франции приходилось 4,8 чиновника, а в Англии – 4,1. Студенты в Англии составляли 0,4 % населения. Во Франции число ученых, литераторов и публицистов в нач. 1870-х гг. - 3,8 тыс. (писателей в 1865–1875 гг. насчитывалось 407 человек), людей искусства – 22,6 тыс., юристов – 30 тыс., медиков – 16,5 тыс., преподавателей средней школы – 7,4 тыс. (преподавателей высшей школы на 1865 г. имелось 488 человек ). Общая численность населения - 38 млн. человек.
Социалистическое движение. Его популярность при таком раскладе удивления не вызывает. Социалистическими идеями была захвачены люди разных классов и вариантов соц. идеологий было не мало, самых разных оттенков. Например сторонники теории Сен-Симона играли важную роль в окружении французского императора , а Сергей Нечаев в 69 г. издаёт в Женеве Катехизис революционера http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm с лозунгом "Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России." Заметным явлением был христианский социализм. В очень популярной книге Ренана - Жизнь Иисуса (63г) Христос выступает как революционер-анархист. Но конечно самым масштабным и организованным движением был 1-й Интернационал (в 68 г. в Брюсселе состоялся его 3-й конгресс). в числе требований были обобществление лесов, шахт, фабрик, заводов , земли , 8-часовой рабочий день, охрана женского и запрет детского труда, бесплатное политехническое образование, введение рабочих милиций вместо постоянных армий и т.д. Лидерами двух фракция были Маркс и Бакунин. Реальными практическим шагами были кассы взаимопомощи и потребительская кооперация рабочих, распространившиеся под влиянием идей Оуэна параллельно существовало множество организаций и отдельных лиц посвятивших себя помощи бедным , независимо от идей политического переустройства. немало число их было религиозными проповедниками. например https://ru.wikipedia.org/wiki/Боско,_Иоанн
основные философские направления эпохи: позитивизм - самое влиятельное направление. главный представитель - Герберт Спенсер утилитаризм (второе дыхание с 1861 г.). главный представитель Джон Милль материализм - самый яркий представитель-популяризатор - Бюхнер. не столь известен был более тонкий материализм Людвига Фейербаха, как реакция: неокантианство (1865) - стояло на позициях этического социализма неогегельянство (1865) за океаном властителем дум был Эмерсон огромное влияние на философскую и общественную мысль этого времени оказала теория Дарвина (практически как теория Ньютона на Просвещение 18 века) В поле общественных дискуссий была историософия Карлейля - об исключительной роли гениев в человеческой истории (роль личности абсолютна). Именной с дискутировал Толстой в Войне и мире. А идеи Достоевского в немало степени были антитезой господствующим утилитарно-позитивистским настроениям и вообще мейнстриму эпохи.
Новые эстетические веяния В романтической оппозиции к капитализму (при заметной симпатии к социализму) находилось движение возглавляемое Рёскином (теоретик) и Моррисом (практик).Их идеалом было средневековое ремесло, противопоставляемое , как творческий процесс, современному фабричному производству. Моррис создал собственную компанию производящую штучную продукцию. Как художник он был близок прерафаэлитам (их эстетические идеалы тяготели к раннему возрождению). Всё это конечно укладывалось во влиятельную романтическую парадигму. Но ремесленные изделия фирмы Морриса и его сторонников действительно очень заметно отличались от простого стилизаторства. Они стремился стать средневековым мастером, а не механически воспроизводить старые образцы и стилевые приёмы. В этот тренд укладывалось и увлечение японским искусством (японизм), которое становилось всё более популярным в кругах эстетов (обратите внимание на гравюры на портрете Золя, молодые леди у Тиссо тоже внимательно изучают что-то японское). Япония была живой средневековой страной, с живой традицией художественного ремесла, и совершенно другим, не европейским "глазом". В 65 г. архитектор Эдвард Годвин (тоже сторонник идей Рёскина) начинает использовать в оформлении интерьеров изобретённый им "англо-японский стиль", который тогда считался верхом эстетизма. Уистлер (американец по происхождению, но живущий в Лондоне) был одним из самых горячих японистов цветовые симфонии Джон Анстер Фитджеральд по своему двигался на встречу к духу средневековья. возможно ему помогали и опиаты. (и несомненно с наркотическим вещаствами активно экспериментировали французские "проклятые поэты") в 1867 г. Патер начинает публиковать свои очерки по искусству Возрождения (в духе эстетизма)