История русской усадьбы

Тема в разделе "Ландшафт", создана пользователем takedo, 14 мар 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    По логике - да, но я осуществляю подборку случайным образом. Критерия подборки два: дата создания усадьбы как можно ближе к послереформенному периоду (крестьянская реформа) и наличие приличного плана и (или) описания сада.
    К сожалению, усадьба Шереметевых этим условиям не удовлетворяет.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.483
    Симпатии:
    10.172
    ну что-то есть )
    Начало строительства комплекса 1867. Эклектика.

    План усадьбы Высокое (Смоленская область)
    [​IMG]

    1. Дворец
    2. Церковь
    3. Прачечная
    4. Дом графини
    5. Дом управляющего
    6. Коровник
    7. Школа
    8. Конный завод
    9. Птичник
    *. Парк с прудом
     
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Да, и это всё. Я не могу описать парк по этой схеме. Непонятна ни его композиция, ни зонирование, ни акценты в решении пространства, ни растительный состав. Нет и более-менее удовлетворительного словесного описания.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.483
    Симпатии:
    10.172
    ок.)
    2018-05-03-0002р.jpg
    ("Вертоград")
     
  5. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Спасибо, попробую сопоставить описание с планом.
     
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.143
    Симпатии:
    2.901
    Источник: https://pro100-mica.livejournal.com/179325.html
     
    Ондатр и list нравится это.
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.483
    Симпатии:
    10.172
    https://ojkumena-od.blogspot.ru/2015/03/blog-post_18.html

     
    Василий и La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    На переломе эпох. Усадьба Трубецкой, Дылицы

    Деревня Дылицы Гатчинского района Ленинградской области впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины в 1500 году под названием Вздылици. Сменив за столетия многих владельцев, в 1852 году она становится имением княгини Елизаветы Эсперовны Трубецкой (1834 – 1907), фрейлины императрицы Марии Александровны.

    110.Е. Э. Трубецкая.jpg
    Елизавета Эсперовна Трубецкая

    Портрет княгини написан в 1859 году модным портретистом Францем Ксавером Винтерхальтером. На портрете светской красавице Елизавете Эсперовне 25 лет. Уже в 17 лет она, урождённая Белосельская-Белозерская, была выдана замуж за князя Петра Никитича Трубецкого (1826 - 1880), племянника декабристов С. П. Трубецкого и П. П. Трубецкого, который и приобрёл для неё усадьбу Дылицы. Вскоре Дылицы получили более благозвучное название – Елизаветино, в часть императрицы Елизаветы Петровны. Восемнадцатилетняя княгиня тут же занялась переустройством усадьбы, заказав новый дом в духе елизаветинского барокко известному архитектору Гаральду Боссе.

    111. Усадебный дом, парковый фасад.jpg
    Усадебный дом. Парковый фасад

    112.Уадебный дом,главный фасад.jpg
    Усадебный дом, главный фасад

    Интересна конюшня с овальными окнами в нишах, построенная в форме буквы П из натурального белого известняка. Правда, судить о её мощи можно теперь только по развалинам.

    113.Развалины конюшни.jpg
    Развалины конюшни

    114.Развалины конюшни.jpg
    Развалины конюшни

    Сад усадьбы площадью в 16 га был разбит в пейзажном стиле с аллеями, прудами лужайками и искусственными горками. Кто им занимался, неизвестно, но создаётся впечатление, что разбит сад при полном отсутствии продуманной композиции.
    115. План.jpg
    План

    Усадебный дом против всех правил построен на самом краю усадьбы, прямо у дороги, что, конечно, удобно для подъезжающих экипажей, но как-то необычно. Регулярный партер перед домом, устроенный предыдущими хозяевами усадьбы, к середине XIX века изрядно зарос, слившись в результате с пейзажным садом. Расположение горок также не совсем понятно. Рядом с прямоугольным прудом, выкопанным предшественниками в 1766 году, был выкопан ещё один, большой, неправильной формы, с островами. Живописный, но не сочетающийся с первым. Перед домом снова были устроены клумбы, и даже цветочный календарь, где ежедневно менялись цифры из цветов.
    Тем не менее, вся эта нарочитая или непроизвольная композиционная незавершённость создавала какую-то романтическую атмосферу. По воспоминаниям современников, сад производил самое приятное впечатление. «Летописец» усадьбы Николай Замаренко, в 1900 году студент третьего курса Санкт-Петербургского Лесного института, по приглашению управляющего работавший по благоустройству усадьбы, с восхищением писал: «Перед домом в парке разбиты клумбы с цветочным календарем, установлены вазы, посажены декоративные деревья. А сколько кругом сирени! Белоснежная, бардовая, нежно-сиреневая. Какое благоухание! Цветёт жасмин. В парке, рядом с причудливыми розами прячутся нежные фиалки, ландыши, венерины башмачки. От дворца проложены пять аллей, которые заканчиваются у парковых ворот, причём одна из аллей превращена в кегельбан. В парке два пруда. Один квадратный, другой причудливой формы, с островами и горбатым мостиком. Острова – излюбленное место гуляний с пристанями и купальнями, конюшней для пони. Там же был построен домик для лебедей. Черные и белые лебеди жили на островке и плавали в канале под горбатым мостиком, по которому любила гулять Елизавета Трубецкая. Вечером дворец был освещен, парадный вход – открыт. Подъезжали гости – начинался бал» (https://www.webcitation.org/6JPsRHuzr ). Кроме упомянутой сирени в саду росли дубы, вязы, берёзы, сосны, ели. Были там плодовый и ягодный сады огород, оранжерея.

    116.Сад (2005 г.).jpg
    Сад (фото 2005 г.)

    Правда, наезжала сюда Трубецкая только летом, используя усадьбу в качестве дачи, однако к старости стала проводить в усадьбе всё больше времени. В 1906 году её здоровье настолько ухудшилось, что родные перевезли её в Петербург, где она и скончалась в начале 1907 года. Похоронена Елизавета Эсперовна Трубецкая в семейном склепе дылицкой Владимирской церкви.
     
    Елена нравится это.
  9. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.143
    Симпатии:
    2.901
    Елизавета Эсперовна вовремя отправилась в лучший мир.
     
  10. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    На переломе эпох. Лужский Версаль

    "Сейчас трудно себе представить и чудесный дворец в Рапти — от него остались только руины. А от блестящего поместья, самого большого и богатого в округе, — лишь некоторые постройки и фрагменты парка у озера. Чтобы увидеть эту красоту, нужно по аллее въехать в центр поселка, а потом повернуть налево и вниз — и вы окажетесь перед полуразрушенной кирпичной аркой, за которой будет большая поляна, а дальше — уже озеро.
    Еще в 1941 году были сделаны фотографии, запечатлевшие дворец Половцова если не во всей красе (его интерьеры были разграблены сразу после революции), то в относительном порядке. Там был санаторий НКВД — поэтому, собственно, и деревня Рапти была переименована в поселок имени Дзержинского. Дворец этот был чудесным образчиком барокко — Половцов был богат и имел очень хороший вкус, о чем свидетельствуют и его столичные особняки, — и настолько удачно вписан в ландшафт, что окрестные дачники приезжали специально полюбоваться великолепным поместьем. Его даже называли «лужским Версалем». (https://zagorod.spb.ru/articles/2269-versal_pod_lugoy )
    Имение Рапти под Лугой приобрёл в 1849 году Александр Андреевич Половцов (1805 – 1892) - действительный тайный советник, член Совета министра государственных имуществ. Однако появлением своим «лужский Версаль» был обязан сыну Александра Андреевича, Александру (1832 - 1909), – сенатору, промышленнику и меценату.

    117.Александр Александрович Половцев.jpg
    А. А. Половцев

    В 1861 году Александр Александрович женился на приёмной дочери барона А. Л. Штиглица, унаследовавшей после смерти барона в 1884 году гигантское состояние, включавшее себя фабрики, заводы, имения, два особняка в Петербурге, дачу на Каменном острове, а также все процентные бумаги. Через два года, в 1886 году, началось преобразование усадьбы в Рапти.

    118.план (1992 г.).jpg
    План (1992 г.)
    1 — руины дворца; 2 — кухонным корпус; 3 - оранжерейный корпус; 4 — дом управляющего; 5 дом для гостей; в — хозяйственные строения; 7 — домик и парке; 8 — конюшня н каретник; 9 - место готического домика; 10 — подпорная стена

    119.Вид на дворец, 1942 год.jpg

    120.Дворец.jpg
    Дворец

    Комплекс главного дворца строился по проекту архитекторов И. А. Стефаница и Л. Х. Маршнера на возвышенном берегу Черемнецкого озера. Перед дворцом к самому озеру спускались террасами зелёные и водные партеры, обсаженные шпалерами кустарников, с протоками и горбатыми мостиками, переброшенными через них. Внизу вдоль всего берега тянулась шпалера из барбариса. По оси мостиков ко второй террасе шли две дорожки, также обсаженные кустарниковыми шпалерами, а по внешним сторонам шпалер – пихтами и елями. К северу от дворца рос яблоневый сад, а в западной части усадьбы - пейзажный сад, переходящий в лесопарк. Из реконструкции плана 1950 года видно, что партерный сад, как и сам дворец, спроектированы в стиле Регенства, то есть Франции начала XVIII века.

    121План партерной части (1950 г.).jpg
    План партерной части (1950 г.)

    122.Партерный сад.jpg

    123.Вид на озеро.jpg

    124.Мостик(Фото времён оккупации).jpg
    Вид на мостик (фотография времён оккупации)

    125.(Фото времён оккупации).jpg
    Аллея (фотография времён оккупации)

    Поскольку кухонный корпус о двух этажах располагался отдельно, от него ко дворцу был прорыт подземный ход, чтобы не приходилось носить блюда через двор. Этот ход и ход в погреб сохранились, и по ним можно при желании прогуляться. Правда, ни во дворец, ни на кухню они уже не приведут. Здание кухни тоже сохранилось, но сейчас это жилой дом.

    126.Подземные ходы в кухню и погреб..jpg
    Подземные ходы в кухню и погреб

    127.Кухонный корпус (фото 2013 г.).jpg
    Кухонный корпус (фотография 2013 г.)

    Из сохранившихся построек усадьбы, кухонного и оранжерейного корпусов и дома управляющего, интерес представляет только оранжерейный корпус с круглыми окнами. Сейчас в нём находится библиотека и Администрация посёлка.

    128.Оранжерейный корпус со стороны двора.jpg
    Оранжерейный корпус со стороны двора

    129.Северный фасад оранжерейного корпуса.jpg
    Северный фасад оранжерейного корпуса
     
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    На переломе эпох. Лужский Версаль. Продолжение

    От дворца не осталось ничего кроме арочной конструкции цокольного этажа, сквозь которую виден кухонный корпус и руин когда-то величественной лестницы. Прямо за аркой чудом сохранился фрагмент пола.

    130.Руины дворца.jpg
    Руины дворца

    131.Вид на озеро с пола бывшего дворца.jpg
    Вид на озеро с бывшего пола бывшего дворца

    132.Фрагмент пола.jpg
    Фрагмент пола

    История гибели дворца весьма туманна. Официальная версия сообщает, что его взорвали немцы в 1944 году при отходе, но местные старожилы говорят иначе. По их словам, после отхода фашистов дворец стоял. Взрыв произошёл позже. (http://www.forum.aroundspb.ru/index...0&S=107a25829203f8531cd400975b384799&start=20 ,
    https://zagorod.spb.ru/articles/2269-versal_pod_lugoy ).
    От партера, фруктового и пейзажного сада тоже мало что осталось.

    133. Старые яблони.jpg
    Старые яблони

    134.Остатки гобатого мостика.jpg
    Остатки горбатого мостика

    135.Старая берёзовая аллея пейзажного сада..jpg
    Старая берёзовая аллея пейзажного сада

    136.Здесь был круглый пруд.jpg
    Здесь был круглый пруд

    Интересна надпись, которая нигде не комментируется.

    137.Надпись.jpg
    Надпись
     
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Эпоха модерна

    В заметке «На переломе эпох» было сделано предположение, что обновление усадеб в конце XIX века началось из трёх источников: первый был связан с теми, кто несмотря на крестьянскую реформу сумел остаться на плаву и не продать усадьбу. Второй – с людьми интеллектуального труда и искусства, вложившими в усадьбу свой талант и творческие способности, с разночинной интеллигенцией. Третий - с представителями купечества и предпринимателями, вышедшими в люди и осознавшими, что не хлебом единым жив человек.
    Однако при случайной выборке усадеб оказалось, что в подавляющем большинстве это были люди, уже стоявшие на ногах и имевшие возможность приобрести усадьбу, но не представители купечества или разночинцы, а дворяне, осознавшие необходимость перемен и занявшиеся предпринимательством.
    Князь Вячеслав Николаевич Тенишев – крупный промышленник, инженер, один из учредителей "Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода".
    Владимир Сергеевич Храповицкий - представитель известного дворянского рода польских корней герба «Гоздова», камергер, последний предводитель дворянства Владимирской губернии, крупный лесопромышленник.
    Сергей Павлович барон фон Дервиз - предприниматель и меценат, один из учредителей Русского торгово-промышленного банка, предводитель дворянства Спасского уезда.
    Граф Сергей Семёнович Уваров - директор департамента мануфактур и внутренней торговли.
    Князь Трубецкой Пётр Никитич - действительный статский советник, санкт-петербургский уездный предводитель дворянства. Приобрёл именье Дылицы для жены Елизаветы Эсперовны Трубецкой, фрейлины императрицы Марии Александровны.
    Александр Андреевич Половцов - из русского дворянского рода Половцовых, действительный тайный советник, член Совета министра государственных имуществ. Александр Александрович Половцов — сенатор, промышленник, меценат. В правление Александра III — государственный секретарь.
    Что же было потом? В стране – брожение. Русско-турецкая война, народовольцы с их террором, убийство Александра II-го, ходынка, русско-японская война, кровавое воскресенье.
    И в это же время – открытия таких великих учёных, как Менделеев, Лобачевский, Пирогов, Павлов, Бехтерев. Творения выдающихся писателей, поэтов, художников. Россия быстро догоняла Европу, перескакивая чрез уже пройденные там стадии развития. С 1880 года по темпам роста промышленности она отставала только от США. В это бурное время в российскую культуру стремительно, как и всё происходившее тогда, ворвался модерн, угаснувший так же стремительно, как и возник, с началом Первой мировой войны. Не более тридцати лет – а сколько чувств и переживаний вызывает он до сих пор, сколько людей, ещё не живших в то время, с грустью и теплотой вспоминают о нём, как об ушедшей юности.
    Считается, что стиль модерн возник в конце XIX века в Англии. Связанный с движением прерафаэлитов, он основывался на идеях таких писателей, художников и теоретиках искусства, как Джон Рёскин и Уильям Моррис с их принципами верности Природе и соединения высокого искусства с повседневной жизнью. Д. Рёскин писал об архитектуре городов: «Задача архитектуры – насколько возможно заменить нам природу, говорить нам о ней, напоминать о её тишине, быть как природа торжественной и нежной, давать нам образы, заимствованные у природы, образы цветов, которые мы не можем больше рвать, и живых существ, которые теперь далеко от нас в своей пустыне». (Цит. по И. А. Муравьёва. Век модерна. СПб, 2001).
    Флоральное направление получило в модерне широкое распространение. «Стебли диковинных растений изгибались, перепутывались, оплетали фасады, зацветали знакомыми, а то и вовсе невиданными, нездешними цветами. Кривая линия, изгиб, которым придавалось так много значения в модерне, символизировали саму жизнь, прихотливую, неожиданную, переменчивую. Живой и трепетный поток жизни противопоставлялся прямой линии – застылой неподвижности смерти». (Там же). Внешнему виду зданий соответствовал и их интерьер, который строился на полном неприятии прежних принципов организации пространства. «Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности формами, капризно извивающимися линиями, Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси – более светлыми. Печать кажущегося произвола лежит и на формах мебели, окон, дверей. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве стульев и кресел, шкафов, витрин, остеклённых гнутым стеклом, стеклянных абажуров, напоминающих формой чашечку цветка». (Д. Кес. Стили мебели. Будапешт, 1981.)

    138.Интерьер.jpg

    139.Интерьер 2.jpg

    140.Мебель.gif

    Существенную роль в становлении причудливого мира модерна сыграло знакомство Европы с крито-микенским искусством и с архитектурой, прикладным искусством и неповторимой по тонкости графикой Японии.

    141.Критский дворец, фреска.jpg
    Критский дворец, фреска

    142.Критский дворец, фреска 2.jpg
    Критский дворец, фреска

    143.Ваза с тюльпаном,о.Мелос.jpg
    Ваза с тюльпаном, о. Мелос

    Отчётливая связь с японской графикой видна в работах немецкого художника стиля модерн Отто Экмана (1865 – 1902).

    144.Отто Экман. Пять лебедей.jpg
    Отто Эккерман. Пять лебедей

    145.Отто Экман,ирисы.jpg
    Отто Экман. Ирисы

    146.Отто Экман,журнал Jugend magazine.jpg
    Отто Экман, журнал Jugend magazine

    Отразился модерн и на искусстве садов. В Англии, на родине модерна, в этом стиле работали Гертруда Джекилл, Уильям Робинсон, Лоуренс Джонстон. Наиболее значимой фигурой среди них была, безусловно, Гертруда Джекилл. Вдохновлённая идеями импрессионистов, у которых она училась живописи во Франции, Джекилл работала больше с цветом, чем с композиционной организацией пространства, в которой умело совмещала, как правило, регулярный и пейзажный стили. Говорили, что она занимается «живописью растениями».

    147.Сад Гертруды Джекилл.jpg
    Сад Гертруды Джекилл

    148.Сад Гертруды Джекилл 2.jpg
    Сад Гертруды Джекилл

    Немецкий искусствовед Юлиус Майер-Графф как-то сказал о саде Клода Моне в Живерни: «Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна… Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок». К этому стремилась и Джекилл.

    149. Клод Моне,Главная дорожка через сад в Живерни.jpg
    Клод Моне. Главная дорожка через сад в Жеверни

    150.Клод Моне, Сад (Ирисы).jpg
    Клод Моне. Сад (Ирисы)
     
    list и La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Эпоха модерна. Продолжение

    Вдохновлялась она и идеями Уильяма Робинсона.
    Уильям Робинсон – автор многочисленных трудов, оказавших громадное влияние на развитие садоводства. Будучи сторонником натуральных и естественных посадок с использованием местных многолетних растений, он резко критиковал викторианский регулярный стиль и итальянское партерное садоводство. Свои соды он называл «дикими», Wild Garden.

    151.Сад Уильяма Робинсона.jpg
    Сад Уильяма Робинсона

    152.Сад Уильяма Робинсона 2.jpg
    Сад Уильяма Робинсона

    153.Сад Уильяма Робинсона 3.JPG
    Сад Уильяма Робинсона

    Весьма своеобразны сады третьего мастера садов, Лоуренса Джонстона, причисляемого к стилю модерн. В них чрезвычайно контрастно соседствуют друг с другом французский и английский стили, но контраст этот только оттеняет достоинства каждого из них.

    154.Лоуренс Джонстон, сад Хидкот Мэнор 3.jpg
    Лоуренс Джонстон, сад Хидкот Мэнор

    155.Лоуренс Джонстон, сад Хидкот Мэнор 2.jpg
    Лоуренс Джонстон, сад Хидкот Мэнор

    156.Лоуренс Джонстон, сад Хидкот Мэнор.jpg
    Лоуренс Джонстон, сад Хидкот Мэнор
     
    Елена, list и La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Эпоха модерна. Дача Великого князя Бориса Владимировича

    Считается, что одним из первых, кто построил себе дачу в стиле модерн, был великий князь Борис Владимирович.
    Великий князь Борис Владимирович (1877 — 1943) - Свиты Его Величества генерал-майор, третий сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, внук императора Александра II. Во время Первой Мировой войны командовал лейб-гвардии Атаманским полком, затем являлся Походным атаманом всех казачьих войск при императоре Николае II. Участвовал в русско-японской войне.

    192.Великий князь Борис Владимирович.jpg
    Борис Владимирович

    В 1896 году Борис Владимирович окончил Николаевское кавалерийское училище, и в том же году великому князю Владимиру Александровичу, отцу Бориса Владимировича, по случаю совершеннолетия последнего был Высочайше пожалован участок площадью около 4 га в Отдельном парке Царского села, на берегу Колонистского пруда.

    191.План.jpg
    План (A – главный дом, B – здание конюшни, C – запасной дом, G – живая изгородь из липы мелколистной, D – туевая аллея, E – ясеневая аллея, F – фонтан в собственном садике)

    Все постройки проектировались и возводились в период 1896 – 1897 годов приглашёнными из Англии архитекторами, однако сведения о строительстве главного дома весьма туманны, поскольку в разных источниках того времени приводятся разные фамилии как автора проекта, так и исполнителей. Появилась даже легенда, что дом подарен Борису Владимировичу его бабушкой, королевой Англии Викторией, привезён из Англии в разобранном виде, а в усадьбе только собран. Во всяком случае, достоверно известно, что строилась усадьба по проекту английских архитекторов английской фирмой и строительные материалы тоже были английскими.
    Великий князь Борис Владимирович был лицом публичным, членом императорской семьи, но, по воспоминаниям современников, он вел довольно бурную жизнь, которую не хотел делать достоянием посторонних. Тем более, жизнь эта вызывала всеобщий интерес и служила предметом обсуждений в великосветских салонах.
    Георгий Антонович Плансон, дипломатический чиновник при наместнике ЕИВ на Дальнем Востоке во время русско-японской войны, в своём дневнике записал: «10 августа [1904 года]. Узнаю, что в Ляояне В. кн. Борис Владимирович ухаживал за сестрой милосердия княгиней Гагариной. Она дала ему пощёчину и пожаловалась Куропаткину. Он призвал его и сделал замечание. Тот обиделся: «Вы забываете, генерал, что вы говорите с великим князем». Куропаткин рассердился: «Молчать, руки по швам!» Тогда вел. князь выстрелил в него из револьвера, ранил в руку легко. Куропаткин запросил государя, как поступить. Государь ответил: по закону. Следовало расстрелять. Составили комиссию-экспертизу умственных способностей. Признали ненормальным, увезли в Россию». (https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Владимирович_(великий_князь) )
    Рассказывали также о романтической любви князя Бориса и Зинаиды Рашевской, дочери полковника С. А. Рашевского. В 1916 году Зинаида заключила фиктивный брак с Петром Елисеевым (сыном знаменитого миллионера), чтобы «прикрыть грех» ее связи с князем Борисом. Петр Елисеев, проигравший в карты 96 тысяч рублей, согласился на этот формальный союз. В обмен на услугу князь Борис выкупил его долги. В мемуарах М. Глинки описан эпизод бракосочетания: «Через несколько минут подъехал автомобиль, из которого вышла молодая дама с двумя офицерами. Один из них был знакомый ему полковник, который, отведя его в сторону, вынул бумажник и сказал, что как честному человеку передает чек. Петр Григорьевич был достаточно искушён, чтобы понять — чек на сто тысяч рублей вполне настоящий, на его имя и в один из банков Петрограда. После чего все проследовали в церковь, причт уже был готов, дама сняла при помощи Петра Григорьевича манто, и он без всякого труда мог понять, что она на седьмом-восьмом месяце беременности. После чего они были обвенчаны, шаферы и Петр Григорьевич расписались в соответствующей книге, он поцеловал у своей супруги руку, подсадил её в автомобиль, откозырял, они уехали, а он пошел в банк». (https://smartcatstory.wordpress.com/2016/05/29/забытые-дома-призраки-царского-села/ ).
    Однако любовь оказалась нешуточной. В 1919 году великий князь Борис, несмотря на недовольство семьи, уже будучи в эмиграции женился на Зинаиде, лишив себя тем самым права на престол, о котором ещё помышляли члены царской семьи.

    193.Борис Владимирович и Зинаида Рашевская в эмиграции.jpg
    Борис Владимирович и Зинаида Рашевская в эмиграции

    Но вернёмся к даче, которую сам Борис Владимирович называл Wolfgarden (Волчий сад). Главный дом, стилизованный под времена Тюдоров, был построен в стиле популярного в то время в Англии неоромантического направления модерна.

    194.Главный дом.jpg
    Главный дом

    195.Главный дом 2.jpg
    Главный дом

    196.Кухонный флигель.jpg
    Кухонный флигель

    Дом состоит из двух асимметричных частей, соединённых переходом – господской и служебной. С главным домом соединён одноэтажным переходом кухонный флигель. Одновременно с главным домом и в том же стиле, но попроще, был построен конюшенный корпус с часовой башенкой. Утрачены лестница с деревянным балконом, двойной щипец и черепица кровли, В 1899 году построен также в стиле модерна с элементами английской готики Запасной дом, с каретником. Как и главный дом, он состоял из двух асимметричных частей, соединённых подковообразной аркой, теперь заложенной. В одной части помещалось экипажное хозяйство, а в другой — один из первых в России гаражей и квартира шофера. На втором этаже дома с башней жили служащие.

    197.Конюшенный корпус.jpg
    Конюшенный корпус

    198.Запасной дом.jpg
    Запасной дом

    Недалеко от главного дома, между ним и прудом, находится оранжерейный корпус. Был в саду и чайный домик, ныне утраченный.

    199.Оранжерейный корпус.jpg
    Оранжерейный корпус

    200.Чайный домик.jpg
    Чайный домик

    Пространство сада организовано так, что главный дом оказывается в центре цветка, «нарисованного» набивными дорожками с керамическими желобами для стока воды. Нечто подобное уже было в Муромцево, усадьбе Храповицкого. Иногда такой дизайн дорожек называют иногда «цветком модерна». Случайно или нет, но этот цветок присутствует и на потолке столовой главного дома.

    201.Столовая.jpg
    Столовая

    Стилистически сад, как это стало уже принято, содержит меньшую, регулярную часть, расположенную у дома, и остальную – пейзажную. Регулярная часть, называемая Собственным садиком, состоит их клумбы, в центре которой находится бассейн фонтана с дельфинами в барочном стиле. Когда-то фонтан украшала мраморная скульптура Афродиты, а на клумбе росли сортовые розы.

    202.Фонтан.jpg
    Фонтан

    203.Фонтан 2.jpg
    Фонтан
     
    Василий, La Mecha и list нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Эпоха модерна. Дача Великого князя Бориса Владимировича. Продолжение

    Собственный садик окружала низкая кованая ограда с украшенными вазами воротами, но и ограда, и ворота куда-то исчезли. Ещё одна клумба меньшего размера находилась с другой стороны дома, перед туевой аллеей. На клумбе, вероятно, тоже стояла ваза. Впечатляюще выглядит аллея из туй, довольно редкая в окрестностях Петербурга. Сейчас эти туям более ста лет. Столько же лет и девичьему винограду, обвивающему все постройки дачи.

    204.Ворота Собственного садика.jpg
    Ворота Собственного садика

    205.Туевая аллея.jpg
    Туевая аллея

    206.Девичий виноград.jpg
    Девичий виноград

    Кроме туй и винограда из растений того времени сохранились карагана, ели, лиственницы, клены, сосны, пихты, липы, березы, но состояние их весьма удручающе, несмотря на то, что на территории дачи располагается администрация Всесоюзного института растениеводства (ВИР). Территория открыта, и жители Пушкина устраивают там пикники с кострами, шашлыками и всеми вытекающими последствиями.
    Дача князя находилась в стороне от основной застройки Царского села, да и сад был спланирован таким образом, что вход в каждое здание не был виден из других, скрываясь за деревьями. Даже в конце аллей были посажены одиночные деревья, в которые упирался взгляд. Может быть, по причине этой уединённости и скрытности Борис Владимирович назвал сад «Волчьим».
    После октябрьского переворота дачу передали в ведение Наркомпроса, и до переезда в Москву её занимал А. В. Луначарский. В настоящее время дача великого князя Бориса Владимировича является памятником архитектуры федерального значения. Интерьеры главного дома сохранились настолько хорошо, что в нём снимались две серии фильма о Шерлоке Холмсе – «Охота на тигра» и «Смертельная схватка».

    О "Волчьем саде" см. также http://forum.arimoya.info/threads/Усадьбы-модерна.5659/#post-130736 .
     
    La Mecha и list нравится это.
  16. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.143
    Симпатии:
    2.901
    Могу только представить реакцию прежних владельцев этой дачи и этого сада...((
     
  17. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Эпоха модерна. Пенаты

    Илья Ефимович Репин (1844 – 1930), которому принадлежала усадьба Пенаты – выдающийся художник русского реализма, член Товарищества передвижников, ректор (1898 – 1899), Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой. Родился в г. Чугуеве Харьковской губернии, в семье казака Ефима Васильевича Репина.

    207.Илья Ефимович Репин.jpg
    Илья Ефимович Репин

    Усадьба, купленная Репиным в 1899 году в посёлке Куоккала, была оформлены на имя второй, гражданской жены Репина, дочери адмирала шведского происхождения Натальи Борисовны Нордман, и перешла во владение Репина после смерти Натальи Борисовны в 1914 году.
    В 1900 году, в возрасте 56 лет, Репин покинул пост ректора Академии художеств и стал ездить с Нордман в Пенаты каждое лето, приводя участок в порядок. С 1903 года они поселились в усадьбе, хотя Репину и приходилось ездить в Петербург на занятия до 1907 года, когда он окончательно ушёл из Академии.
    На момент покупки Пенаты представляли собой заболоченный участок площадью 8687 кв.м., поросший кустарником и лесом, с одноэтажным бревенчатым, обшитым тёсом домиком в глубине. Прежде всего, участок надлежало осушить. Для этого в самых сырых местах были вырыты соединённые протоками пруды, вода из которых отводилась в протекающий рядом ручей, а из образовавшейся земли устроены холмы, укреплённые валявшимися повсюду валунами. Кроме прудов поперёк усадьбы были вырыты два дренажных канала. Порой и сам Илья Ефимович был не прочь взяться за лопату. Одновременно по эскизу Репина у входа в усадьбу были сделаны расписные резные ворота, стилизованные под народную вышивку, и началась перестройка дома.

    208.Репин за работой.jpg
    Репин за работой

    209.План.jpg
    План

    210.Ворота.jpg
    Ворота

    Точнее говоря, это была не перестройка, а достройка, осуществлявшаяся с расширением потребностей хозяев и без предварительного общего плана. Прежде всего, художнику Репину понадобилась мастерская, и в 1904 году была пристроена зимняя веранда, которая и стала использоваться как мастерская, поскольку была светлой и довольно просторной. Но всё же, такая мастерская не слишком устраивала Илью Ефимовича, и чрез два года появился украшенный резьбой второй этаж с двумя мастерскими со стеклянной крышей большим балконом, под которым был пристроен кабинет Репина. Всё делалось по эскизам Ильи Ефимовича.

    211.Веранда (1904 г.).jpg
    Веранда (1904 г.)

    212.Главный фасад.jpg
    Главный фасад

    В результате в усадьбе вырос причудливый дом, похожий на терем с орнаментацией в русском народном духе, лесенками и переходами, декоративным членением окна прихожей, перекликающимся с дизайном фронтона, большим окном в форме приносящей счастье подковы над крыльцом.

    213 Дом, Пруд Рафаэль, колодец.jpg
    Дом, Пруд Рафаэля, колодец

    214 Дом 2.jpg
    Дом

    215 Дом,южный фасад, 1904 г..jpg
    Дом, южный фасад (1904 г.)

    Несмотря на то, что дом строился без единого плана, разновременно и по частям, строился он по эскизам и под наблюдением истинного художника. Это не хаотичное нагромождение объёмов, а стилистически единая постройка, вольно, а скорее невольно отвечающая всем требованиям русского модерна с его акцентом на традиционные народные мотивы.
    Сад, расширенный в 1904 году до 2,2 га, тоже наполнен столь характерным для модерна символизмом, о котором говорят названия аллей, прудов и садовых построек и самой усадьбы, названной так в честь древнеримских богов – хранителей домашнего очага. Как и положено, у дома были разбиты цветочные клумбы и устроены альпийские горки, но дальше шёл романтичный сад с елями, соснами, берёзами, папоротниками и дикими травами, росшими ещё при прежних владельцах. От Пруда Рафаэля, на берегу которого стоял дом, Аллея Пушкина вела к Храму Осириса и Изиды и дальше, мимо площадки под названием Площадь Гомера – к Башне Шехерезады. Кроме того, все дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей и родных, причём по настроению эти названия менялись, что часто вызывало шуточные споры.

    216.Аллея Пушкина.jpg
    Аллея Пушкина

    217. Беседка Храм Осириса и Изиды.jpg
    Беседка "Храм Осириса и Изиды"

    218.Башня Шехерезады.jpg
    Башня Шехерезады

    В Пруду Рафаэля около артезианского колодца «Посейдон» цвели кувшинки и был устроен маленький причал для катания на лодке. Здесь же в праздники устраивались фейерверки, а зимой – катание на коньках. У беседки в «египетском» стиле «Храм Осириса и Изиды» лежали огромные валуны, и Репин разместил рядом с ними покрытые смолой вывороченные корни деревьев, которые особенно красиво смотрелись зимой, на фоне белого снега. В беседке часто устраивались спектакли и концерты, а на лужайке «Площадь Гомера» перед беседкой по воскресеньям – дешёвые народные гулянья, песни, танцы, чаепития.

    219.Перед беседкой (1909 г.).jpg
    Перед беседкой (1909 г.)
     
    list и La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Эпоха модерна. Пенаты. Продолжение

    С двенадцатиметровой Башни Шехерезады, на которой была установлена подзорная труба, можно было обозревать окрестности. Башня была названа так в память о романтической поре отношений Репина с Наталией Нордман, которую Репин, которую он называл тогда Шехерезадой. Левее башни стояли ещё беседка «Рембрандт» и будка для этюдов «Италия», ныне утраченные. Башня Шехерезады находилась на самой высокой точке Чугуевой горы, естественной границы участка, названной так в память о родине Репина. На этом холме был посажен небольшой вишнёвый сад, которого уже нет. Под холмом проходит сосновая аллея, соединяющая Аллею Пушкина с другой аллеей, берёзовой, идущей вдоль западной границы усадьбы до самого входа в неё. Вдоль восточной границы проходит ещё одна длинная аллея, еловая.

    220.Чугуева гора.jpg
    Чугуева гора

    221.Берёзовая аллея.jpg
    Берёзовая аллея

    222.Еловая аллея.jpg
    Еловая аллея

    Усадьба Пенаты чрезвычайно интересна. Интересна тем, что в ней, детище человека, чуждого искусству модерна, это искусство проявилось с совершенной очевидностью. Правда, незадолго до покупки усадьбы Репин сблизился с «Миром искусства», но уже в 1899 году, как раз в год покупки усадьбы, он порвал с мирискусниками самым категорическим образом. Может быть, разгадка этого парадокса кроется в самом отношении Репина к созданию произведения искусства. В своей книге «Далёкое близкое» он писал: «Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело». Так же Репин поступает и с садом. Он не делает его, а берёт, обеспечив жизнеспособность сада проведением дренажных работ и добавив затем несколько небрежных штрихов в виде дорожек и малых архитектурных форм. Дух же модерна проявляется в саду благодаря драматизации, театрализации его образа введением многочисленных символичных названий, порождающих яркие ассоциации и создающих атмосферу сада. В этом тоже проявился характер художника, о котором Корней Чуковский, редактор и составитель книги «Далёкое близкое» писал: «Описывая любой эпизод, он всегда придаёт ему горячую эмоциональность, сценичность. Даже приход станового, требующего у Васильева паспорт, даже толкотня публики перед картинами Архипа Куинджи, даже появление Льва Толстого в петербургском трамвае, — всё это драматизировано им словно для сцены». При этом Репин был человеком своего времени, и дух модерна, питавший художественную среду, в которой он вращался, не мог не коснуться его, что и проявилось в Пенатах.
    Там, где сосновая аллея переходит в берёзовую, на месте, называвшемся Голгофа, Репин завещал похоронить себя.
    Усадьба Пенаты чрезвычайно интересна. Интересна тем, что в ней, детище человека, чуждого искусству модерна, это искусство проявилось с совершенной очевидностью. Правда, незадолго до покупки усадьбы Репин сблизился с «Миром искусства», но уже в 1899 году, как раз в год покупки усадьбы, он порвал с мирискусниками самым категорическим образом. Может быть, разгадка этого парадокса кроется в самом отношении Репина к созданию произведения искусства. В своей книге «Далёкое близкое» он писал: «Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело». Так же Репин поступает и с садом. Он не делает его, а берёт, обеспечив жизнеспособность сада проведением дренажных работ и добавив затем несколько небрежных штрихов в виде дорожек и малых архитектурных форм. Дух же модерна проявляется в саду благодаря драматизации, театрализации его образа введением многочисленных символичных названий, порождающих яркие ассоциации и создающих атмосферу сада. В этом тоже проявился характер художника, о котором Корней Чуковский, редактор и составитель книги «Далёкое близкое» писал: «Описывая любой эпизод, он всегда придаёт ему горячую эмоциональность, сценичность. Даже приход станового, требующего у Васильева паспорт, даже толкотня публики перед картинами Архипа Куинджи, даже появление Льва Толстого в петербургском трамвае, — всё это драматизировано им словно для сцены». При этом Репин был человеком своего времени, и дух модерна, питавший художественную среду, в которой он вращался, не мог не коснуться его, что и проявилось в Пенатах.
    Там, где сосновая аллея переходит в берёзовую, на месте, называвшемся Голгофа, Репин завещал похоронить себя. В 1930 году Илья Ефимович Репин скончался.
    223.Могила Репина.jpg
    Могила Репина

    Наталья Борисовна Нордман умерла ещё раньше, в 1914 году. В 1940 году в усадьбе открылся музей И. Е. Репина, но в 1941 году его пришлось эвакуировать. Все строения усадьбы сгорели. В 1955 году началось восстановление усадьбы, и в 1962 году музей был открыт.
     
    list, La Mecha и Ондатр нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Эпоха модерна. Усадьба Стуловых, Чекмариха

    Усадьба купцов Стуловых находилась в Московской области, на окраине г. Дедовска. С 1890 здесь была дача почётного гражданина С. В. Руднева, который в 1902 году решил её продать. Участок был продан купцам Стуловым, известным строительством доходного дома на Малой Знаменской улице в Москве (1913 - 1914 гг.), точнее говоря, помещице Стуловой, которая принялась за перестройку усадьбы.

    246.План.jpg
    План (1 – главный дом; 2 - дом Стуловой; 3 - конный двор; 4 – погреб; 5 - служебные постройки; 6 – подъездная аллея; 7 – пруд)

    Купеческое сословие, занявшее изрядную нишу уходящих дворянских усадеб, привнесло в усадебный мир изменения, связанные с представлениями и вкусами новых владельцев. Изменения проявились облике как поместий в целом, так и отдельных построек, тяготевших к архитектуре русского деревянного зодчества. Эта тенденция ярко проявилась в широко известной усадьбе Абрамцево, с 1870 по 1900 годы принадлежавшая предпринимателю И. Ф. Мамонтову, происходившему из богатой купеческой семьи. Такая направленность была тесно связана с зарождающимся русским модерном с его интересом к традиционным народным мотивам, давшим знать о себе как в Пенатах, Поленове, так и в усадьбе Чекмариха. В 1910 - 1914 годах здесь появились два деревянных жилых дома, каменная конюшня, погреб и другие служебные постройки.

    247.Главный дом со стороны сада.jpg
    Главный дом со стороны сада

    248.Главный дом со стороны двора.jpg
    Главный дом со стороны двора

    249.Главный дом, резные наличники.jpg
    Главный дом, резные наличники

    250.Дом Стуловой.jpg
    Дом Стуловой

    Своеобразие Черемнихи заключается в том, что в ней построено два равноценных по значимости жилых дома – дом Стуловой, поменьше размером, и главный дом, побольше, для наследников, а не один господкий. Кроме того, на парадном дворе, где обычно размещался цветочный партер, была устроена квадратная куртина с туями и пихтами, обсаженными цветущими кустарниками. Цветник же с фонтаном находился с противоположной стороны главного дома, обращённой к саду.
    К парадному двору вела длинная подъездная аллея, обсаженная в два ряда тополями и елями. Ещё одна аллея, липовая, шла от главного дома к искусственному пруду, образованному с помощью перегораживающей небольшую речку плотины. По берегу пруда со стороны усадьбы были высажены сосны, берёзы и липы. В саду росли также вязы и ели. Был и плодовый сад.

    251.Подъездная аллея, современный вид.jpg
    Подъездная аллея, современный вид

    252.Пруд, современный вид.jpg
    Пруд, современный вид

    Перед революцией усадьба перешла братьям Николаю Тимофеевичу и Петру Тимофеевичу Стуловым, совладельцам «Торгового дома братьев Стуловых», торговавшим «русским платьем». У них шили свои одежды a la russe Есенин и Клюев. После революции братья эмигрировали в Германию, а усадьба в 1919 году стала детским домом. В 1963 году детдом перевели в новое здание. Около 1880 года дом Стуловой был разобран. Главный дом местные жители стали растаскивать на дрова, а в 1993 году сожгли то, что осталось, из хулиганских побуждений.
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.483
    Симпатии:
    10.172
    Усадьба едва ли может быть отнесена к чистому модерну, она скорее "с мотивами модерна", выразившимися во внешне сложной асиметричной композиции домов. Но, как это не забавно, внутренняя планировка построек от модерна весьма далека, внутри там была банальная коридорная система в духе зданий историзма. Планировка сада тоже выраженных признаков модерна не обнаруживает.
     
  21. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Да, конечно, только с мотивами. Поэтому говорится очень осторожно лишь о "тенденции" и "зарождении". Сад садом модерна никак не назовёшь, но его "придомная" композиция уже отличается от традиционной, что довольно смело для приверженной обычаям купеческой семьи.
     
  22. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Эпоха модерна. Усадьба Одинцово-Архангельское

    Усадьба, расположившаяся на берегу подмосковной речки Рожайки и принадлежавшая князю А. Б. Голицыну, была приобретена в 1891 году успешным предпринимателем, активно занимавшимся благотворительностью, Викулой Алексеевичем Морозовым (1829 – 1894).

    253.Викула Елисеевич Морозов.jpg
    Викула Алексеевич Морозов

    Обладая слабым здоровьем, Викула Алексеевич часто ездил лечиться в Англию, где заодно перенимал опыт ведения хозяйства. Усадьба Голицина не удовлетворяла вкусам и потребностям нового хозяина, поэтому сразу после покупки началась её перестройка. Для строительства нового архитектурного ансамбля усадьбы был приглашён один из крупнейших архитекторов того времени, яркий представитель стиля модерн
    Ф. О. Шехтель. Строительство усадьбы было завершено в 1894 году, в год смерти Викулы Алексеевича. В дальнейшем, до 1917 года, усадьбой фактически владел его сын Алексей Викулович, промышленник, предприниматель, известный коллекционер произведений искусства. Да и перестройка усадьбы, строго говоря, началась в большой мере по инициативе Алексея Викуловича.

    Алексей Викулович Морозов.jpg
    Алексей Викулович Морозов

    Архитектурный стиль главного дома, сохранившегося до нашего времени, считается переходным от эклектики к модерну. Двухэтажный дом с угловой шатровой башней стоит на искусственной террасе над берегом Рожайки. Его светлые стены элегантно декорированы красным кирпичом, перекликающимся по цвету с железной крышей, и оживляющим облик дворца. Этому же способствуют балконы, террасы, окна разной величины и формы. Раньше гранитную парадную лестницу главного фасада, обращённого к реке, украшали кадки со стриженными деревцами, вьющиеся растения, а в вазах росли декоративные кустарники. Дом, решённый в светлых тонах, живописно смотрелся на фоне окружающих его тёмных крон пихт и елей, острые вершины которых вторили островерхим крышам.

    255 Главный дом..jpg
    Главный дом

    256 Главный дом 2..jpg
    Главный дом

    В этом же стиле выстроены служебный флигель с отличными друг от друга половинами, объединёнными массивной гранитной башней, Рустика его фасада отделана той же светлой штукатуркой, что и стены главного дома. Таковы же и дом управляющего, оранжерея и конный двор, оформляющий основной выезд в усадьбу.

    257.Служебный флигель.jpg
    Служебный флигель

    258.Дом управляющего.jpg
    Дом управляющего

    259.Оранжерея.jpg
    Оранжерея

    260.Конный двор.jpg
    Конный двор

    261.Конный двор со стороны главного дома.jpg
    Конный двор со стороны главного дома

    Кроме того, в усадьбе имелись деревянная молочная ферма, экипажный сарай, птичник. Церковь в стиле зрелого классицизма построена в 1800 году, при прежних хозяевах.

    262.Церковь.jpg
    Церковь

    Двухрядная подъездная аллея, подходящая к арке конного двора, служащей главными воротами усадьбы, обсажена липами голландскими с внутренней стороны аллеи и пихтами сибирскими – с внешней. По обе стороны аллеи до конного двора рос большой яблоневый сад. По правую сторону от аллеи после конного двора был высажен липовый сад, частично вырубленный при постройке оранжереи.
    Пройдя арку и миновав оранжерею, дом управляющего и служебный флигель, аллея выходит к боковой стороне главного дома, перед которым разбит ещё один партер с фонтаном в центре. За партером от дома открывался чудесный вид на реку и лесами за ней, закрытый ныне выросшими деревьями сада.

    263.Вид от главного дома.JPG
    Вид от главного дома

    264.Партер.jpg
    Партер

    От другой стороны партера отходила аллея, ведущая вдоль берега реки к искусственному пруду с островом. Пруд соединялся с Рожайкой двумя протоками, что обеспечивало постоянное обновление воды в нём. На противоположных берегах пруда, у протоков, были построены два павильона, и ещё один – на острове. Остальная часть усадьбы была занята пейзажным садом и естественным лесом.

    265.Павильон на острове.jpg
    Павильон на острове

    В 1918 году во дворце усадьбы была размещена больница, а в 1925-м усадьба была передана ЦК ВЦСПС под пансионат. В настоящее время усадьба закрыта для посещения. В ней расположен пансионат «Бор», находящийся в ведении Администрации Президента РФ.
     
    Последнее редактирование модератором: 10 июл 2018
    La Mecha и list нравится это.
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.483
    Симпатии:
    10.172
    Да, в целом это усадьба эпохи историзма (стиль французский ренессанс)
    От модерна там только определённая свобода и ассиметрия. (но при сохранении базовой коридорной планировки)
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.483
    Симпатии:
    10.172
    ближе всего к модерну в плане - дом управляющего.
     
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.143
    Симпатии:
    2.901
    Вот что там теперь, вернее, поблизости.

    https://www.ok-bor.ru
    Редкие фото усадьбы есть ниже.
     

Поделиться этой страницей