Таблица мемов

Тема в разделе "Интегральная теория", создана пользователем Вольха, 3 янв 2012.

Метки:
  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    .

    "
    как эпизодический акт да. , как ситуацию. даже можно представить себе такой типаж "ракшас" типа. Но к стадиям социальным и личностным отношения не имеет. понимание мема исключительно как такого гена культуры даст десятки, сотни вариантов поведения, к спиральной динамике не относящихся никак.

    Теперь смотрим Уилбера. система которого как раз проводит параллели между мемами как стадиями общественного и личностного развития. красный это пункт (точка опоры 3).
    Рождение концептуального я и мифическое сознание:Когда развитие переходит к точке опоры 3, ребенок начинает понимать, что он не может упорядочить мир вокруг себя средствами магии. Он прячется за подушкой, но другие люди его все равно находят! Что-то здесь не так. Магия больше не помогает. «Я» не может магически управлять миром вокруг себя в соответствии со своими фантазиями. Но оно думает, что, возможно, кто-то другой может это делать, поэтому на сцену выходит весь пантеон богов, богинь, фей и демонов, в котором каждый из них может по собственному усмотрению нарушать определенные законы природы. Ребенок просит своих родителей превратить этот отвратительный шпинат в конфету. Он просто не понимает, что материальный мир не функционирует таким образом.
    И в это время ребенок развивает достаточно сложное мифологическое мировоззрение, в котором присутствует множество различных стихийных сил, управляющих миром, и каждая из них обращает внимание на эго ребенка. Если на предыдущей магической стадии ребенок думает, что он сам в силах изменить мир магией своего слова, то теперь он пытается угождать богам и силам природы, которые могут изменить мир, часто в худшую сторону. С этими силами ведется постоянная «торговля»: если я съем весь мой обед, то хорошая сила излечит мою зубную боль.
    Это мифическое мировоззрение начинается на уровне представляющего разума и продолжается на следующей главной стадии разума — стадии «правила/роли».

    Признаки красного: сила, власть, действие, желание доминировать, самость.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 01:18 ——
    самоутверждение, доминирование, захват, эксплуатация
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 01:24 ——
    Дальше Уилбера читаем: http://nlping.ru/?id=A47105BE-F45D0-E25D9CAB
     
  2. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Воот
    Это ближе к тому, что говорим мы с Ондатром.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Вольха

    Вольха Guest

    Извините за отсутствие в теме, были дела.
    Уважаемые участники обсуждения, как вы посмотрите на мое пожелание отделить вашу дискуссию о других интерпретациях спиральной динамики от обсуждения таблицы мемов? Начиная примерно отсюда:
    Обращаю свой вопрос также к модераторам форума.
     
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    С одной стороны, дискуссия конечно ушла куда-то, однако, Вы уверены, что это "куда-то" не касается сабжа? Ведь по сути, Ваша таблица - это тоже интерпретация. Определившись как можно точнее с интерпретациями мемов, мы сможем, если надо, скорректировать и Вашу таблицу. Впрочем, если Вы настаиваете, можно и отделить.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Вольха

    Вольха Guest

    Я ни на чем не настаиваю, хотела прежде всего выяснить мнение по этому вопросу у других участников обсуждения.
    Тема о спиральной динамике в целом, с сравнением разных точек зрения, уже есть, Соотношение мемов с историческим развитием.
    При создании темы "Таблица мемов" планировалось обсуждать именно таблицу. В пожеланиях к обсуждениям я писала о нежелательности оффтопов, то есть они допустимы, если по объему не заслоняют обсуждения основной темы. Пока на пол листа обсуждения таблицы приходится два листа обсуждения других интерпретаций. Оставить конечно можно, но хотелось бы чтобы дополнительные темы шли не в ущерб основной. Вчера я таблицу еще немного доработала, сейчас выложу.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 11:45 ——
    Я не нашла в указанной ветке обоснований этого утверждения.
    Пример "бежевого" сообщества - ясельная группа детского сада.
    из Вики
    Появление первых сословий (в широком смысле, определение выше), например вождей/жрецов, на мой взгляд связано именно с проявлением фиолетового мема.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 12:04 ——
    Уточненная версия таблицы
    [​IMG]
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А она, эта группа, может называться сообществом? А если это сообщество, то бежевое ли? Как только человек становится способен к социальному взаимодействию и образуется сообщество, социум, это уже фиолетовый мем. У человека на этой стадии исходное состояние - тот самый магизм и анимизм, доконвенциональное состояние эго и т.д.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 12:18 ——
    Коллективная охота - это не бежевый мем, прошу прощения. У охотников были развитые религиозные культы и т.д. В человеческой истории бежевый мем просто не наблюдается. Он был разве что у обезьянок. Да и то...
     
  7. TopicStarter Overlay
    Вольха

    Вольха Guest

    Тогда это вопрос терминологии, здесь спор неконструктивен.
    Вы это говорите с позиции своего понимания теории.
    Я же захожу с другого края. В отличие от вашего понимания, у меня описания мемов - это не признаки определенного периода развития, по которым определяется этап развития.
    Датировка, указанная в теории, делит историю развития биологического вида Homo sapiens sapiens на периоды по двум шкалам: развитие технологий и развитие социального устройства. Наложение этих шкал дает 8 исторических периодов, для каждого из которых характерно определенное сочетание технологий и соц. устройства. Для успешного существования в этих условиях необходимы определенные модели поведения и матрицы сознания, для каждого периода свои. Они и проявляются в виде мемов. То есть описания мемов - это свойства исторических периодов, определенных временной шкалой.
    Значит, "бежевое" сообщество - это по определению человеческое сообщество в период 100 тыс. - 50 тыс. лет назад.
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну так вот о чём и речь была с самого начала. Нужно определиться с пониманием терминов.
    Совсем не факт. Если читать Уилбера и авторов спиральной динамики, подобный тезис не очевиден. А датировки на таких временных промежутках крайне условны и не могут считаться аксиомой.
    Уилбер, как уже Ондатр говорил, соотносит систему мемов скорее с этапами индивидуального психического развития. Так вот, бежевому соответствует что-то типа младенчества. Младенцы не способны создавать сообществ. Так что само по себе существование бежевого сообщества под вопросом. Даже сами определения, данные Уилбером - противоречивы.
    Возникает вопрос - это какое такое первобытное сообщество находится на уровне общения новорождённых младенцев и стариков на последней стадии старческого слабоумия? Автор явно недооценивает первобытных людей (к сведению, Ондатр - это учёный-историк).
     
  9. TopicStarter Overlay
    Вольха

    Вольха Guest

    Мне все равно, какой терминологией оперировать. Давайте примем ваше определение.
    Вот это именно мой авторский подход к теории - первична периодизация, описания мемов - следствие особенностей периода. В таком виде теория на мой взгляд выглядит стройнее.
    Все "разъяснения" продюсеров (иного слова не подберу) спиральной динамики на мой взгляд только запутывают словесной шелухой, создают иллюзию разъясненности.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 13:29 ——
    С точки зрения моего подхода вопрос должен быть сформулирован иначе:
    - Насколько соответствуют матрицы поведения сообществ человека разумного в период 100 тыс. - 50 тыс. лет назад описаниям "бежевого" мема?
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Начнём с того, что ни одно из существующих человеческих сообществ не подпадает под описание бежевого мема. Далее. Имеются свидетельства о том, что уже более миллиона лет назад предки людей (прямые и непрямые) делали орудия. (надеюсь, меня если что поправят) Неандертальцы хоронили своих умерших, изготовляли музыкальные инструменты и украшения (чего нельзя представить в бежевом сообществе). И хотя они они и не являются прямыми предками человека, трудно себе представить, что хомо сапиенс сапиенс даже на самых ранних этапах своего существования культурно отставал от неандертальца. Культура у хомо сапиенс сапиенс явно начала формироваться ещё до того как он стал собственно хомо сапиенс сапиенс.
     
  11. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Очень странное суждение. К личностным стадиям отношение имеет, вполне прямое и непосредственное. А социальная "стадиальность по спирально-динамически" - это вообще полная фигня, странно если это не очевидно.:dunno:
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 14:06 ——
    Довольно наивное разъяснение феномена фрустрации, такая жёсткая привязка формирования мифологии к нему едва ли адекватна. Основополагающий пункт держится на том, что представление о неком универсальном магическом методе на этой, и даже на предыдущей стадии уже имеет мифологическую форму, что вряд ли является корректным допущением. Неправомерное обобщение, скорее всего эгоцентричного происхождения, отдельный не самый типичный случай принимается за универсальное правило.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 14:08 ——
    И ближе к вполне очевидно надуманному мифу, обосновать веру в который у вас выйдет навряд ли.
     
  12. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это не вера, а трактовка терминологии. Одна из. Мы терминологию трактуем так, ты так. Можем принять твою трактовку, если она продуктивна, можем принять нашу, если она в данной ситуации продуктивнее.
     
  13. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Но там обсуждать-то нечего. Спирально-динамическая схема просто бездумно принимается, после чего начинаются манипуляции по её "усовершенствованию", совершенно бессмысленные если учитывпать что критике спирально-динамической конструкции общеисторического развития противопоставляется только голое "А Я ТАК НЕ СЧИТАЮ!!!!". Можно отделить начало темы и переправить её в "Прогулки разума", т.к. к истории эта ветка очевиднейше никакого отношения иметь не будет.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 14:21 ——
    На чём может держаться подобная трактовка кроме как не на априорном принятии мифа (весьма и весьма сомнительного и едва ли не очень худо обоснованного)?
    Моя "трактовка" достаточно чётко скоррелирована с "консенсусной" картиной мира. В чём могут быть преимущества вашей?
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 14:31 ——
    Под это описание и сообщества высших животных не попадают. Может быть, можно как-то соотнести его с жизнью популяции тараканов, да и то едва ли не чисто умозрительно. В человеческой культуре "бежевость" может быть соотнесена только с нерефлексируемыми физиологическими актами, так что корректность окрапшивания мемов в этот цвет едва ли не сомнительна.
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Согласен.
    Вот это, собственно, и обсуждается :) .
     
  15. TopicStarter Overlay
    Вольха

    Вольха Guest

    Это недостаток описания, на мой взгляд.
    Бежевые' ("бежевые штрих", бежевые по моей теории) сообщества жили в период в период 100 тыс. - 50 тыс. лет. Можно собрать информацию и составить описание бежевых' сообществ, и сравнить с описаниями Уилбера.

    Согласна.
    Переход на мем холодного цвета отслеживать нужно не по изменению технологий, а по качественному усложнению соц. структуры. Фиолетовый' переход - предположительно появление социальной стратификации по признаку рода занятий: вождь/жрец, лекарь/колдун, воин/охотник. Обострение конкуренции за ресурсы приводит к необходимости увеличивать кпд за счет разделения труда, развивать социальное взаимодействие.
    У неандертальцев была своя шкала общественного развития. Не готова обсуждать ее подробно, но человеческое общество развивалось явно гораздо быстрее, чем неандертальское.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 14:55 ——
    То же самое я могу сказать и о своей. Но Вы, по всей видимости, так не считаете. Возможно, "консенсусная картина мира" в Вашем понимании отличается от таковой в моем понимании.
     
  16. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Итак, ув. Вольха (Ольга?) - надо, видимо для начала сформулировать свои определения для мемов. Так сказать со своей колокольни. То есть, договориться о терминах. Итак, Вы называете бежевым обществом то, в котором ролевая стратификация ещё не выражена. То есть, нет вождя, нет шамана и т.д. Такие сообщества есть и сейчас. Как вариант - почему бы нет.
    Так. Теперь перейдём к фиолетовому обществу. В нём появляется роль вождя, охотника и шамана, грубо говоря. Разделение труда, иными словами. Принято.
    Как насчёт остальных мемов?
     
  17. TopicStarter Overlay
    Вольха

    Вольха Guest

    Да, Ольга, можно так обращаться, только сокращать не надо - не люблю.
    Согласна.
    Нет. Нужно поменять точку сборки.
    Бежевое' общество - это человеческое общество (причем, не все общество, а некоторая относительно однородная его часть), в момент своего развития от становления биологического вида до кризиса охотничьих угодий, вызвавшего приспособительные изменения социальной структуры. Какие конкретно изменения, когда и как конкретно - вопрос открытый. После изменения соц. структуры общество меняется на фиолетовое' и существует в таком виде до "изобретения" растениеводства и животноводства. "Выход" продукта с территорий увеличивается. Способ производства меняется, общество меняется на красное' и остается таким до следующего кризиса - сельскохозяйственных территорий. Племена "садятся на землю", защищая ее с помощью огороженных поселений. Скачок развития соц. структуры, возникновение синих' сообществ. Далее переход к промышленному производству, снова экстенсивное оранжевое' потребление. Зеленое' сообщество вызывает к жизни первый кризис перепроизводства. Желтое' - высокотехнологичное общество потребления. Бирюзовое' - сырьевой кризис.
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    ок
    ...
    Иными словами, получается такая "марксистская" трактовка? Развитие средств и методов производства. Смена социальных формаций.
    Такая трактовка имеет право на жизнь, только не совсем понятно, при чём здесь мемы и спиральная динамика. Мемы изначально характеризуют ценностную систему человека или сообщества. Не более того. Если мем характеризует тип производства, то это попросту не мем, а что-то другое.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Вольха

    Вольха Guest

    :+1:
    В целом да. Именно поэтому с моей стороны еще осенью была предпринята попытка дать формациям другие названия. Но на мой взгляд, эти формации сильно коррелируют с мемами. Степень и природа этой корреляции - самый цимес. Но тут еще работы непочатый край.
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так. Иными словами, посыл такой, что смена социально-экономических формаций коррелирует с преобладающей ценностной системой общества. Это в целом логично. Например, переход от развитой феодальной системы к капиталистическому типу общества сопровождается сменой синего (янтарного) мема на оранжевый. Однако, видимо, каждому мему соответствует не один какой-то соц.-экономический тип, а целый ряд. Например, под синий мем одинаково подходит и европейский феодализм-абсолютизм и теократический коммунизм империи инков, и национал-социализм Гитлера, и советская система.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 15:52 ——
    Интересно было бы посмотреть, как бы выразился переход от синего к оранжевому у инков. Но это уже из области фантазии.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 15:53 ——
    Хотя, с другой стороны, такое моделирование может помочь выявить суть того, что же именно обусловливает смену мемов.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Вольха

    Вольха Guest

    :yes:
    Национал-социализм Гитлера - это зеленый мем. Потому что идентичность национальная, а не религиозная. А СССР при Сталине - синий, идентичность квазирелигиозная.
     
  22. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Неее. Это Вы что-то путаете. Уже оранжевый мем не допускает национальной идентичности. А фюрер там кстати был почти что бог.
    Так что это ярчайше выраженный синий мем.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 16:37 ——
    Так вот, то, что оранжевый мем стал преобладать в истории человечества не только в эпоху просвещения, не означает, что капитализм - его непременный атрибут. Более того, капитализм вполне совместим и с синим мемом, как мы видим на примере Третьего Рейха.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 16:46 ——
    Если обратиться к инкам, как к наиболее далёкому от европейского народоустройству, то переход к оранжевому мему видимо выразился бы скорее в отходе от теократичности и в ведении элементов демократии. Все народы, входящие в империю, стали бы равноправны с инками. Появилась бы свобода мысли и т.д. Чем бы были обусловлены такие перемены? Видимо, появлением прослойки интеллектуалов. Такие перемены в империи инков могли произойти, видимо, только сверху. Можно ли себе представить, что в остальном тип производства остался бы прежним, без какого-либо прогресса в технике? (ну, кроме того, чтобы перестали давать сверху команды когда сеять когда жать) Теоретически, вполне. Иными словами, смена мема видимо непосредственно не зависит от типа производства.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 18:20 ——
    Человеку современного типа около 200 тыс. лет.
     
  23. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Стоп. О каких именно сообществах в данном случае речь? О неструктурированном скоплении случайно встретившихся особей? Так это, во-первых, не сообщество, а во-вторых и существования подобных скоплеений в древнее время весьма сомнительно. В-третьих, при чём тут вообще мемы и их окраска?
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 19:18 ——
    Мемы и их окраска, естественно, тут совершенно ни при чём...:lol:
     
  24. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Во-первых, организация таких обществ называется первобытным коммунизмом. Во-вторых, такие общества есть и поныне, вроде как. В-третьих, - хороший вопрос, с которым мы и пытаемся разобраться. Во всяком случае к бежевому мему спиральной динамики и Уилбера это не имеет отношения.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 19:22 ——
    Вообще не при чём.
    Мы пока говорим лишь о том, что под цветами мемов подразумевает Ольга.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 19:25 ——
    Ольга, видимо, пытается проделать примерно ту же работу, которую до неё проделал Энгельс.
     
  25. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    :shok: В упор не вижу тут никаких намёков на хоть какую-нибудь логику. Чисто произвольно, "от балды" произведено совершенно безосновательное отождествление бегемота с мотоблоком. На том основании, разве что, что и тот и другой объект перемещаться может. При хоть сколько-нибудь неформальном знакомстве со спиральной динамикой такое едва ли возможно.8-)
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 19:34 ——
    Называться оно может как угодно, где и кто наблюдал в натуре хоть что-то похожее? Социальные роли и основанная на них стратификация существует в любом сообществе, хоть у хадзапи, хоть у миссурийских койотов. Обсуждать совершенно бестолковые, давно похороненные всеми мало-мальски компетентными людьми абстракции - какой смысл?:dunno:
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 19:36 ——
    КАКИЕ ИМЕННО?
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 19:38 ——
    Это вообще ни к какой окраске мемов отношения не имеет, и едва ли это не очевидно при наличии хоть какого-то ума и отсутствии острого нежелания увидеть эту очевидность.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 20:05 ——
    В общем, господа-товарищи-коллеги, давайте стараться писать по существу вопроса, для чего с этим существом необходимо ознакомиться. "Просветительская деятельность" при наличии интернета едва ли имеет в данном случае хоть какой-нибудь повод.
    —— добавлено: 5 янв 2012 в 20:22 ——
    Об отсутствии хоть сколько-нибудь убедительной связи с "окраской" мемов этой схемы, полагаю, писать уже излишне.
    Теперь о самой этой схеме.
    Это -

    С этим -

    связано чисто произвольно и формально. Некоторое внешнее сходство структурирования сообщества бездумно отождествляется с мотивационной основой мифологии, причём и это делается очевиднейше предвзято. Между первобытной общиной и бандой общего крайне немного во всех затронутых аспектах. То же самое касается и других "окрасок". И на этой "концептуальной основе" предлагается теоретизировать?:shok:
     

Поделиться этой страницей