Раздробленность. 11-сер. 13 в. политическая карта в этот период выглядела примерно так на окраинах правили обломки царской династии. остальная территория была занята клановыми княжествами. значительная часть населения была занята в кочевом скотоводстве. Государство Си Ся (Западное Ся) в Ганьсу было основано тибетоязычным народом тангутов. К кон. 11 в. оно завоевало и существующие там тибетские княжества. Государство это было оседлым, буддийским. культура его находилась под сильным влиянием Китая, но письменность была собственная. Переводческая школа осуществляла переводы буддийских текстов с самых разных языков. Тибетский был чуть ли не основным сакральным языком . Тубот , довольно сильный в 11 в. в 12 в. попадает в полную зависимость от Китая. вот его описание: "Нравы и обыкновения в царстве его по большой части были Туфаньские. Помнили благодеяния и милости, но выше ставили богатство. Календаря не имели. Торг производили вместо денег обменом хлеба, сандарака, буры, баек, войлоков, лошадей и рогатаго скота. Уважали тигровые и барсовыя кожи. Одеяние носили меховое с опушкою. Женщины одевались в камковое платье с разноцветною опушкою. Закон исповедовали Шагя-мониев. Употребление врачебных растения было неизвестно им. Для пользования болезней призывали волхвов. Треск горящих дров почитали знаком изгнания бесов. Верили наговорам и заклинаниям. При решении дел и тяжбв случае сомнения, велели заклинать себя. Показания тяжущихся писали на тафте; а если дело было важное, то на камне. Виновных наказывали плетьми, розгами и сажанием в колодки. Любили пресное и сырое; не имели ни зелени ни кислот для приправы кушанья, а только употребляли соль; крайне пристрастны были к вину и чаю. Жили в деревянных избах. Богатые имели войлочныя юрты. Для забавы употребляли круглыя качели." В Западном Тибете в 11 в. Заскар и Гуге объединились и составили довольно сильное царство.
Невидимая работа происходившая в "тёмные века" дала к 11 в. яркие результаты. На фоне политической раздробленности начинается мощный культурно-религиозный подъём. Причём процесс охватил как буддизм, который к 11 в. оказывается уже несомненным лидером в Тибете, так и бон. Реформа последнего связана с именем Шенчен Луга. Ок. 1028 г. он объявил о том , что им найдены терма (книжные клады - явление в Тибете распространённое и популярное) с истинными древними бонскими текстами. Этот бон имел сильно буддизированный вид - в основу его было положено учение о сострадании ко всем живым существам и избавление от "шести ядов", которое якобы провозгласил ещё Шенраб. Было в этих текстах и учение дзогчен, которое реализовал на практике ученик Шенчена Шуе Легпо (1002-1081). Обновлённый бон продолжило множество линий, связанных наследно с теми или иными кланами (не обязательно знатными). Где-то в 13 в. появилась и линия бон прямо признававшая Падмасамбхаву в числе учителей. Новый подъём буддизма происходил в Западном Тибете и связан с Еше О - царём Гуге отрекшимся от престола и посвятившем себя возрождению учения. При нём возобновилась переводческая деятельность (самый известный переводчик - Лоцава (958-1055 ), учившийся в Кашмире, именно он, видимо, перевёл рукописи легшие в основу трактата Чжудши - с которого началась тибетская медицина). Еше О попал в плен к карлукам, но отказался от выкупа, приказав на собранные для этой цели средства пригласить знаменитого учёного Атишу из Наланды. Атиша прибыл в Тибет ок.1024 г., и хотя не планировал этого , остался до конца жизни (1054). Он поселился в монастыре Самье в Лхассе, который к этому времени уже не только снова функционировал , но и имел богатую библиотеку. Атиша основал школу "новых переводов" - соответствующих последним достижениям буддийской мысли. Кроме того он учил Калачакре и Бодхичитте . Ученик Атиши Дромтонпа (1005-1054) основывает школу Кадампа. Во вт. пол 11 в. из Индии возвращается Марпа (1012-97), привезший практику Махамудры. его ученик Миларепа (1052-1135) - самый знаменитый тибетский поэт и харизматичный учитель. Гампопа (1079-1155) был и продолжателем линии Кадампа и учеником Миларепы. Он основал школу Кагьюдпа. Его ученики разделили её на 4 линии. В их числе Дюсюм Кхъенпа (1110-1193) - основатель Карма-Кагью, он первым оставил указания о месте и приметах своего будущего воплощения (и считается первым Кармапой). В 1073 г. была основана (тоже на новых переводах) влиятельная школа Сакьяпа - пример клановой школы (которые и преобладали) - связанной с кланом Кхон. Лидерство здесь передавалось по наследству от дяди к племяннику. Обычно в таких случаях клан владел своим княжеством и своим монастырём. Вообще это было время вольных тантрических нравов и целибат был среди духовных необязателен. Йогиня Мачиг Лабдрон (1055-1149) известна как создательница практики Чод. Ютог Йондан-гонпо (1112—1203) - отец тибетской медицины - автор комментария на Чжуд Ши и многих других основополагающих трудов. Падампа Сангье - учитель из Южной Индии побывал во вт. пол 11 в. в Тибете пять раз - обучив практике Шидже - успокоения страданий. было и множество других знаменитых учитилей. В итоге Тибет покрылся сетью монастырей, между которыми были оживлённые контакты. происходит реальное обращение населения в буддизм и формируется средневековая тибетская нация. В 1076 г. в Гуге был собран буддийский собор.
Можно видеть, что тибетское искусство не развивалось постепенно, а также как и иные учения к готовом виде было перенесено из Индии. Т.о. Тибет стал убежищем, куда в 11 в. был перенесён поздний индийский буддизм за век/полтора до его исчезновения на родине.
Иммиграция индийских учителей и людей искусства была в целом единичным явлением или довольно массовым?
ну массовой иммиграции наверно не было. приезжали как индийцы в Тибет, так и тибетцы ездили учиться в Индию. Но так или иначе традиция была "пересажена" в достаточно полноценном варианте. 11-12 в. 12 в. Посмотреть вложение 32285 Посмотреть вложение 32286 12-13 в.
В составе Монгольской империи. Монгольское завоевание происходило в несколько этапов. Уже в 1207 г. вначале завоевания Китая, не дожидаясь вторжения добровольно подчинились тибетцы Амдо. в 1227 после многих походов было полностью уничтожено Си Ся Тибетские земли получил улус внук Чингисхана Годан. в 1240 он направил войска в Центральный Тибет . это была разведка боем. армия повернула немного не дойдя до Лхассы. Но необходимое впечатление это произвело. в 1245 Годан приглашает к себе из Тибета самого влиятельного учёного - Сакья-пандиту. Встреча состоялась в 1247 г. Годан пожаловал ламе власть над ещё не покорённым Тибетом. Вернувшись , Сакья-пандита начал работу по мирному подчинению страны монголам, убеждая всех , что это самое мудрое решение. Тех кто его не принял, монголы подавили во врем похода 1252-54 г. уже после смерти Сакья-пандиты. Основной удар тогда был нанесён по Кхаму, который и был покорён силой оружия. Одновременно монгольский командующий царевич Хубилай послал за Сакья-пандитой. Но получил ответ, что тот мёртв, однако в наличии его племянник Пагба-лама, который и прибыл к Хубилаю и получил от него, как от нового сеньора Тибета, назначение наследником дяди. Параллельно к Хубилаю выехал второй Кармапа. Не имея успеха, он перебрался ко двору каана Мунке в Карокорум. А потом поддержал Ариг-бугу, который наряду с Хубилаем , после смерти Мунке, вступил в борьбу за престол. Хубилай выиграл и стал кааном. Кармапа был арестован, но ему сохранили жизнь и вернули в Тибет. Пагба-лама же был провозглашён "наставником государства". в 1264 монгольские войска снова прибыли в Тибет , провели перепись населения и установили новую администрацию. Гуге, видимо, осталось вне пределов империи.
Рассказ о Тибете в скандинавском географической сочинении 13 века "Какие земли лежат в мире" "К северу от Индиаланда ближайшая [земля] — Бактриаланд, а в той земле, у которой нет названия, находится Квенланд2. Там вблизи расположен Албаниаланд. Там люди рождаются белыми, как снег, и темнеют, когда старятся. Там самое холодное из заселенных [мест] в мире. Там есть такие большие и сильные собаки, что они убивают быков и диких зверей." Описание Кхама у Марко Поло (кон. 13 в.) "Здесь описывается Тебет [Тибет] Через пять дней, как я уже сказал, начинается сильно разоренная область; разорил ее войною Мангут-хан. Много тут городов, замков, деревень, да все они разрушены и разорены. Растет тут удивительно толстый и высокий бамбук; в толщину он вот какой: добрых три пяди, в вышину бывает до пятнадцати шагов. От одного узла до другого добрых три пяди. Купцы и другие путешественники, когда идут по той стране, несут с собою таких бамбуков и ночью ими разводят огонь; горят они с таким шумом и треском, что львы, медведи и другие хищники со страху бегут прочь и ни за что не подойдут к огню. Так-то здешние люди разводят огонь, чтобы уберечь свою скотину от диких хищников, а их тут много. Треск от этих бамбуков громок и далеко раздается вот почему: срезают их совсем зелеными и по нескольку кладут в огонь; полежат они в огне, начинают сгибаться да пополам трескаться, и раздается тут шум такой, что за десять миль его слышно; непривычного он пугает, и слушать его страшно. Лошади, как заслышат его, с непривычки пугаются сильно, рвут недоуздки и привязи, да и убегают. Случается это часто. Непривычным к треску лошадям завязывают глаза и спутывают все четыре ноги, так что, хоть и заслышат великий шум, да бежать-то не могут. Вот так-то, как я вам рассказывал, люди берегут и себя, и свой скот от львов, медведей и других хищников; а их здесь многое множество. Добрых двадцать дней идешь по той стране, и нет тут ни постоялых дворов и никакого продовольствия; на все двадцать дней нужно запасаться едой для себя и кормом для скотины; хищные звери, смелые и злые, попадаются часто; остерегаться их нужно, они опасны. Замков и деревень тут, однако же, довольно. Вот как, по их обычаю, женятся. Сказать по правде, никто здесь ни за что в свете не женится на девственнице; девка, говорят они, коли не жила со многими мужчинами, ничего не стоит; поэтому-то и женятся они вот так: придут сюда, скажу вам, иноземцы и раскинут палатки для побывки; тотчас же старухи из деревень и замков приводят к ним дочерей, по двадцати, по сорока и меньше, и больше, и отдают их странникам на волю, чтобы те жили с девками; а странники девок берут и живут с ними в свое удовольствие; держат при себе, пока там живут, но уводить с собою не смеют; а когда путешественник, пожив с девкой в свое удовольствие, захочет уходить, должен он ей подарить что-нибудь, какую-нибудь вещицу, чтобы девка могла, когда замуж выйдет, удостоверить, что был у нее любовник. Каждая девка так-то почитает нужным носить на шее более двадцати разных подарков, много, значит, у нее было любовников, со многими она жила, и чем больше у девки подарков, чем больше она может указать любовников, с которыми жила, тем милее она, и тем охотнее на ней женятся: она, дескать, красивее других. Раз женились, жену любят крепко и чужую жену трогать почитается за большой грех, и того греха остерегаются. Рассказал вам об их браках, сказать об этом нужно было. Приходить сюда следует молодым, от шестнадцати до двадцати четырех лет. Народ тут – идолопоклонники и злой; воровать и разбойничать за грех не почитается, таких насмешников и разбойников в свете нет. Живут они охотою, дичью; занимаются скотоводством и хлебопашеством. В этой стране много зверков с мускусом, зовут их по-ихнему гюддери. Много славных собак у этих злодеев; ловят они много тех зверей, а потому и мускуса у них много. Бумажных денег великого хана у них нет, и деньги они делают из соли; одежда бедная из звериных шкур, холщовая или шерстяная. Язык у них свой, и страна зовется Тебетом. Область большая, опишу ее вам коротенько, извольте послушать. Тебет большая область; народ идолопоклонники и говорят особенным языком; страна, пограничная с Манги [Манзи] и со многими другими областями. Народ тут сильно вороват. В этой большой области восемь царств, а городов и замков многое множество. Во многих местах тут есть реки, озера и горы, где много песочного золота. Корица родится тут в обилии. На кораллы тут большой спрос, и они здесь дороги; вешают их, ради красоты, на шеи женам и идолам. Выделывается в этой области камлот и другие золотые и шелковые ткани; много здесь таких пряностей, которых и не видели в наших странах. Скажу вам еще, здесь самые ловкие колдуны и самые лучшие их звездочеты; есть они также и в соседних областях. С вражьею помощью колдуют они и творят неслыханные и невиданные чудеса. Но не нужно об этом говорить здесь, да и люди станут дивиться. Нехороший тут народ. Есть у них большие собаки с осла, и ловки они диких зверей ловить; и другие разные охотничьи собаки есть у них. Водятся также [кречеты] балабаны; отлично они летают и ловят. Оставим область Тебет [Тибет]; рассказали о ней коротенько, опишем теперь область Гаиндир [Цюнду?]. А область Тебет, знайте, принадлежит великому хану, и все другие царства, области и страны, что описываются в этой книге, – его же; только те, о которых говорилось в начале книги, принадлежат сыну Аргуна, что я уже сказывал. А эти области и все другие, что описываются в книге, как сказано, великого хана."
Монгольский период (1264-1354) это время, когда , начавшийся ранее период феодализации Тибета в основном завершился. Всё простонародье обратилось в феодально-зависимых крестьян. Примерно 40% принадлежали светским феодалам и одновременно платили налоги, 60% было приписано к монастырям. Население страны за этот период выросло с 850 000 до 2,4 млн. человек. Была создана централизованная административная система. Главой Тибета считался Сакья-лама, который одновременно был главной буддийской церкви во всей империи и жил в Пекине. Непосредственно же Тибетом управлял наместник - ответственный одновременно перед правительством и перед ламой. Ему подчинялось 13 тёмников. и далее подразделения в 1000 , 100, 25. 10 семей. Действовали монгольские законы (Яса). Альтернативным духовным лидером был Кармапа. в 1331 г. именно его пригласили в Пекин на церемонию вступления на престол нового каана. В 14 в. окончательно оформляется линия преемственности Кармапы, как тулку - перерождение.
В 13 веке Тибет поворачивается лицом с юга на север. Хотя ещё в 1219 г. Сакья-пандита ездил в Индию с кем-то там диспутировал и его работы были там переведены на санскрит. Но дальше в Индии делать было нечего. Зато теперь Тибет сам выступал духовной метрополией для евразийских степей. 14 в. это время великого строительства монастырей, обобщения и классификации. Будон Ринчендуб (1290-1364) составляет и кодифицирует тибетский канон - Канджур и Данджур, систематизирует тантры. пишет фундаментальную историю буддизма (в Индии и Тибете). Сакья Сонам Гьялце (1312-75) пишет Светлое зерцало царских родословных - главный историко-генеологический труд по истории Тибета. в 1346 составлены исторические (и мифографические) Красные анналы. Пишутся основные сочинения по догматике школ. в т.ч. и школа ньингмапа - древняя и раздробленная - в этот период организационно и теоретически оформляется под руководством Лонгчемпа. Появляется и новая школа,основывающаяся на концепции татхагатагарбхи - Джонанг (1294) расцветает житийно- биографический жанр.
Восстановление независимости. сер. 14- сер. 15 в. В 1354 г. мятежный тёмник Джанчуб из знатного тибетского рода Лан (Пхагмоду) взял монастырь Сакья и установил контроль над Тибетом, сместив всех чиновников Сакья. Фактически с этого момента он никому не подчинялся, но и не принимал никаких громких титулов, продолжая именоваться просто тёмником и продолжая обращаться в Пекин за утверждением. в 1359 г. умер последний наместник, в 1362 последний "учитель государства", в 1369 из Китая прибыло посольство сообщением о падении Монгольской империи и основании империи Мин. Только в 1406 Пхагмоду получили из Китая номинальное утверждение в княжеском (ван) достоинстве и яшмовую печать. Фактически же они правили Тибетом совершенно независимо. Столицей снова стала Лхаса, монгольские законы были отменены и введены новые, отказались от монгольского платья, провели новое перераспределение земель между феодалами, вместо крупных тёмничеств были созданы более дробные цзоны (замок с округом) . Джанчуб много занимался инфраструктурой - строил дороги, устраивал переправы, создал эффективную дорожную полицию. В 1407 Кармапа в Пекине получил от минского императора предложение занять положение Сакья при Юань - стать наставником государства (с подчинением ему и слиянием всех буддийских сект) и правителем Тибета под властью Китая. Он это предложение отклонил. Пхагмоду полновластно правили в Тибете до 1432 г. Род этот принадлежал к ветви школы Кагью. Один Пхагмоду становился настоятелем родового монастыря, другой светским властителем Тибета (впрочем, светский тоже нередко был монахом).
Самым знаменитым деятелем эпохи был Цзонхава (Цонкапа) (1357-1419) - выдающийся будийский учёный , основатель школы Гелуг (сочетавший тантру с учением мадхъямики и строгим следованием Винае). Фактически школа начала формироваться в 1388 г. , а официально в 1409 , когда Цонкапа учредил и провёл в Лхассе всетибетское празднование Нового года (Монлам). Он провёл также собор с требованием строго следования Винае и введение целибата во всех школах. В условиях наступления "конца закона" он установил статую и возобновил культ Майтрейи - как символ тысячелетнего будущего существования новой школы. Цонкапа собрал вокруг себя целую кагорту выдающихся учеников, основавших несколько знаменитых монастырей и положивших начало высшему буддийскому образованию в Тибете (по 4 -м факультетам: философскому,медицинскому, тантрическому и астрологическому). ( один из учеников - Дагба - в 1438 переложил на тибетский Рамаяну. Впрочем, роль эпоса в Тибете играла не она а Гесериада, сложившая окончательно , вероятно в это же время). 15 в. - это ещё начало книгопечатания в Тибете. Началось с того , что в 1411 в Китае был напечатан Канджур, в 1413 экземпляр был привезён в Тибет, что и вызвало желание освоить типографское дело.
Эпоха феодальных войн. сер. 15- сер. 17 в. В сер. 15 в. в Тибете начинают отчётливо проявляться кризисные черты. В эпохе феодальных войн Тибет завис на два века, перейдя в разряд отстающих государств. Оснований было много - главное климатическое. Кормящий ландшафт Тибета очень малоёмок. Торговля тоже была незначительна. Поэтому здесь де факто не могла развиться городская цивилизация. Центрами экономической - политической- культурной жизни стали монастыри и их "предместья". Если данные о численности населения в монгольский период верны (иногда их не по источниковедческим соображениям ставят под сомнение), то уже тогда был достигнут максимум населения, возможный для этого ландшафта при ведении традиционного хозяйства. В этом случае последующий кризис может считаться социально-экологическим (к тому же на фоне глобального похолодания) и продолжавшимся до тех пор пока численность населения не оптимизировалась. Реформа Цонкапы - с введением безбрачия чрезвычайно многочисленного духовенства - в этом смысле была мерой на преодоление кризиса не только морального ). Для Тибета стали характерны также многомужество и широкое вовлечение женщин в общественное производство (в т.ч. по найму). Сама реформа Цонкапы по сути близка клюнийской реформе в Европе 10-11 в., при том , что социально-политическое развитие Тибета отставало от Европы не на много. А в рамках буддийской концепции "конца закона" имела тоже значения, что и реформы тхеравадинской сангхи - резкий сдвиг в стороны нетрадиционной для буддизма централизованной церковной организации - повышении её жёсткости для выживания в кризисных условиях. Основанная Цонкапой реформированная "желтошапочная" церковная организация противостояла кланово-феодальной "красношапочной". В описываемый период утверждается и распространяется институт тулку - препятствующий полному слиянию религиозных институтов с феодальными кланами, рассматривающих их как своё семейное достояние - род активов.
Это следы оставленные одним из прежних Будд Основная канва событий такая. В ок. 1435 Против Пхагмоду поднял мятеж их министр Норцан. Ему удалось создать собственное государство в Цзане (и Западном Тибете) и основать династию Рингпунг. Пхагмоду продолжали править в Уй. Между ними шли постоянные войны. Пхагмоду благожелательно относились к гелугпа, Рингупунги опирались на карма-кагью (хотя в их владениях был основан и большой монастырь гелугпа- Ташилунпо. В дальнейшем несколько раз происходил захват монастырей с принудительной передачей их другой школе. Понятно , что к идейной борьбе это имело самое косвеное отношение. Хотя у некоторых деятелей гелугпа вызывала всё большее раздражение. Правители цзонов (дзонгов) в этих условиях снова стали превращаться во владетельных князей. Кхам уже не контролировался ни одной из сторон. Амдо вообще находилась за пределами политического контроля Тибета. После падения Монгольской империи оно формально было присоединено к Мин, а местные князья не менее формально переименованы в нубернаторов. Но уже в сер. 15 в. Мин отсюда ушла и Амдо контролировали монголы. В нач.16 в. сюда переселилось немало монгольских родов и население стало смешанным. В 1559 г оно стало уделом монгольского Тумэтского ханства. За Балтистан началась Ладакха борьба с мусульманами. Он переходил из рук в руки. 1492 г. Рингпунги овладели Лхассой (столицей Уй) и запреили гелугпа возглавлять праднование Монлама. Малолетний наследник Пхагмоду (по -прежнему номинальный владыка Тибета) оказался под их полным контролем. Но в 1517 г. воспользовавшись мятежом в тылу противника он восстановил власть своей династии в Уй. Однако в 1564 г. разгорелась смута среди самих Пхагмоду (между дедом и внуком) и 1571 г.их троном вообще овладел посторонний человек. Одновременно в 1564 г. Рингупунги были низложены своим сановником Карма Цзантаном, основавшим династию Цанпа (титуловались Цанпа-ханами) . В 1618 г. они овладели и Лхассой (Уем), но в 1620 были выбиты оттуда отрядом монголов, вызванных гелугпа. Страсти всё более накалялись. В Кхаме власть захватил князь Доньё Дордже - сторонник бон, который вообще начал преследование буддистов. В 1630/35 г. в Гуге брат царя призвал ладкхцев, которые взяли столицу и уничтожили всё её население (включая предателя).Ладакх на время объединил весь дальний запад Тибета, но в 1648 был разбит Кашмиром. В 1634 г. Амдо завоевал халхасский князь Цокту-Тайджи - сторонник карма-кагью - и отправл сына в Лхассу с заданием уничтожить гелугпа (которое тот впрочем передумал выполнять, за что и был убит). На стороне гелугпа выступили ойраты. Один из их предводителей Гуши-хан выступил в поход на Тибет. В 1637 г. он завоевал Амдо, в 1640 Кхам и в 1642 г.Уй и Цанг. Послединй Цанпа-хан был казнён. Верховную власть над Тибетом Гуши-хан передал гелугпа. пока происходили все эти события, на юге объявил себя независимым Бутан, объединённый ламой Нгаваном Намгьлом. царский дворец в Лхассе
Особая связь между монголами и школой гелугпа установилась ещё в 1576 г. когда лидер этой школы , посетив Монголию, сумел обратить её ханов в буддизм. Ему был был там пожалован титул Далай-лама. Формально это Далай -лама-3 - он первый, ещё в детстве признанный тулку предшествующего настоятеля. Его новая инкарнация - Далай-лама -4 был найден в ханской семье в монгольских степях. В Тибет его сопровождал отряд монголов, которые и далее были его телохранителями. К 17 в. учение гелугпа уже господствовало в великой степи. Поэтому Далай-лама -5 и смог стать властителем Тибета, опираясь на монгольскую (ойратскую) интервенцию. В нач. 17 в. вторым иерархом гелугпа (а формально даже старшим) стал настоятель Ташилунпо, получившим титул Панчен-лама и тоже признанный тулку цепочки предшественников. Любопытно что именно в этот переломный период до Тибета добралась католическая миссия.(1627-35). Принята она была весьма любезно - но ей не везло. В Гуге они обосновались (1625) и построили часовню как раз накануне его гибели. Цанг был завоёван монголами вскоре после её отбытия. Правда Бутан, где миссионеры были в 1627 г. независимость сохранил, но никаких результатов у миссии всё равно не было.
этот пер. (сер. 15- сер. 17 в.) время прекращения переводов и время развития схоластики, связанной со становлением системы высшего образования. (ведущие авторы: Тарантха, Пема Карпо и др.) в 1476-78 г. были написаны Голубые анналы (Гойлоцава Шоннупалы (1392—1481) - один из значительнейших исторических трудов в Тибете. В эти времена жил Другпа Кюнле (1455-1529) самый известный тибетский "юродивый", "ринд" и любитель провокаций.