Наивное и не очень. "Наивное", "примитивное" искусство оказалось в поле зрения культурного мейнстрима во времена модерна (ар нуво). Тогда в нём искали новой выразительности, "духа древности", альтернативы ренессансной техники. но как "примитивное" тогда воспринималось любой не антично/ренессансное искусство. тогда же появилась "ироничная ностальгия", когда художники сознательно использовала "наивные приёмы" для передачи "наивной натуры" (типа Кустодиева) В чистом виде "наив" как искусство любителей (Руссо, Пиросмани) получило статус направления при зарождении авангарда,в эпоху сезанизма/примитивизма. Для модернистов наив был интересен своей свободой от культурного груза, как крик только что рождённого младенца. Они и сами хотели стать таким же младенцем , создающим -выкрикивающим что-то небывшее. Постмодернизм очень любит работать с "наивным жанром", он его имитирует, он им забавляется, он его пародирует (причём тонкость пародии может доходить до неотличимости от оригинала) (Митьки) Или снова это "иронически-ностальгическая " игра.
А вот Андре Бразилье (р. 1929), работавший в самую постмодернистскую эпоху, явление совсем другого ряда. Его "примитивизм"не примитивен, не наивен и не ироничен. (во всяком случае не больше чем у Огата Корина ) ). Это его язык. и здесь мост от ар нуво к метамодернизму самый прямой
И "метамодернистский " подход скорее ближе к этому. Наив это естественный язык не наивного художника. Подробнее распространятся не буду, благо на форуме такие художники были достаточно представлены. Как Алдашин (о нём много) Гари Бант http://forum.arimoya.info/threads/Как-он-дышит-так-и-пишет-не-стараясь-угодить.128/page-3#post-79898 Микико Нодзи http://forum.arimoya.info/threads/японская-культура-хронология-3.3617/page-2#post-78120 Кетеван Давлеанидзе. Грузия
Сюр и фэнтези Можно заметить, что мета-модернизм пока что не проявляется через какие-то совершенно новые направления (последние как раз как правило являются постмодернистскими симулякрами) а развивается как тенденция в рамках уже существующих. Так в 70-е появляется такое направление как поп-сюрреализм. Постепенно понятие размывается и начинает означать сочетание сюрреализма с гиперреализмом. Дальше всё более происходит слияние с компьютерным искусством. Наконец появляются художники у которых эстетика сюрреализма сочетается с компьютерными методами (диджитал-арт), постмодернистской стилизацией и явной "романтизацией". Т.е. количество измов в одном произведении начинает зашкаливать. Кристиан Шлое
Александр Янссон компьютерные программы дали новый толчок фэнтези-арту, начавшему творить собственные миры с фотографической достоверностью. здесь живопись начинает сливаться с компьютерными играми и кино.
Превращения абстракционизма. Из всех авангардных направлений абстракционизм был самым радикальным. Когда Матисс сказал: "я не рисую женщину, я рисую картину" , женщина на его картине всё же была ) . Абстрактный художник "рисует картину" уже без всяких оговорок и отсылок к внешнему миру. Это радикальный отказ от мимесиса. Казалось бы тут открывается абсолютно новое поле безграничных возможностей, но больше всего поражает в истории абстракционизма то , как скудно и однообразно они использовались ) После нескольких небольших отступлений в самом начале (Чюрлёнис, лучизм) торжествовал или геометрический стиль или "лирический" без чётких геометрических фигур (линия Мондриана и линия Кандинского), но равно жёстко следующих авангардному принципу "дегуманизации искусства" - глаз они, как правило, не радовали ) За это время абстракционизм прошёл три стадии . первый абстракционизм был глубоко метафизичен, не внешне, а по претнезии он перенял эстафету у символизма . цвета, фигуры должны были выражать некие невидимые универсальные надчеловеческие принципы и категории. прямо скажем, это было далеко от авангардного мейнстрима. второй абстракционизм - послевоенный - это абстрактный экспрессионизм. единственным настоящим его представителем был Поллок. Остальные его коллеги примазались за компанию. считалось что здесь картина это чистое выражение подсознания художника . и главным является сам процесс хаотического нанесения красок, а сама готовая картина это вторичный продукт. третий абстракционизм - с 60-х гг. - создал множество -измов, без принципиальных отличий. вот теперь художники действительно "рисовали картину" не претендующую на нечто большее , чем быть красками в определённой последовательности размещённых на плоскости.
1-й (10-е-30-е) Кандинский Мондриан 2-й (40-е-50-е) Поллок Ротко третий (60-е-80-е) Уолтер Дерби Ноланд
такое впечатление, что четвёртый абстракционизм, соответствующий наступающей эпохе, в истоках своих имеет скорее дальневосточных художников. таких как Чжао Уцзи (1921-2013) (после войны жил в Европе).
новый абстракционизм не склонен к подчёркнутой "дегуманизации" и скорее "романтичен" в своё время выражение "абстрактный импрессионизм" использовалось как синони абстрактного экспрессионизма. Пожалуй к новому направлению оно более применимо. Отцом его (с 1990-х) может считаться Герхард Рихтер.
именно 4-й абстракционизм оказался теснее всего связанным с прикладным искусством. на примере художественного стекла и керамики