и впрямь скушный век. никакой тайны, никакой тебе загадки под покровом - наоборот, вспышка рацио, торжество прочного и понятного. разве что путешествия - во все известные и неизвестные направления. ) отдушина. что же мы можем всё-таки увидеть неочевидного в этом донельзя очевидном времени?
я жуткий консерватор на самом деле (в смысле - сторонник стабильной внутренней опоры). созерцатель и ценитель тишины. прогресс и вся связанная с ним суета скорее утомляет. но что поделать - мир должен куда-то катиться, вот он и катится, всё быстрее и быстрее ) ну и пусть ) и всё же - неужели кроме Алисы с её кроличьей норой и Зазеркальем (тем они ценнее - в своей исключительности) нет ничего отрадного в этой срединной точке?
Ну по сравнению с нашим временем это была сплошная тишина и созерцание Отрадное - в это время делались очень качественные вещи, образование образованных, профессионализм профессионалов, - всё это было с тройной гарантией. Одна из вещей, которая вызывает у меня трепет, это топографическая карта Подмосковья, составленная геншабистами. При сопоставлении со спутниковыми съёмками (при наложении) её точность - почти 100% и на порядок выше чем у карт советского генштаба 30-х. И масштаб изображения - до дома. (1860) Документы выходивший из недр канцелярий были образцом юридической продуманности. Почта работала как часы. Доверие и личная ответсвенность за результат были частью кодекса. Халтурили про строительстве и надували друг друга только в Штатах (вообще была жутко халтурная страна)
Это была эпоха романтики познания, открытия и покорения природы и разных варваров. Они действительно вызывали живейший интерес. История и география стали самыми главными науками. Просто для реалистов они были полем научного познания с целью трансформации в духе прогресса, а для романтиков - объектом медитации, восхищения и замирания сердца. Дальние страны и далёкие эпохи завораживали людей 19 века. Романтики искали там настоящих сильных людей, самобытные страстные натуры, вообще всё только не это вот прозаическое убожество. Что угодно - разбойники, пираты, цыгане, бездельники, ремесленники, наёмники, феодалы, злодеи, только не вот этот буржуа с утренней газетой ) это конечно из другой эпохи стихи, но ощущение отражает: Страшны дома их, страшны квартиры, Страшною жизнью страшны мещане. В их помещеньях тускло и сыро, Плесень да копоть, мрак умиранья. Утром проснувшись, брюзжат с досадой На то, на это, бродя по дому. Сперва походят, потом присядут, - Как привидения, как фантомы. Поправят галстук, часы проверят, Возьмут бумажник, сочтут наличность И в мир выходят, захлопнув двери, - В свой мир округлый, такой привычный. Идут солидно, идут бесцельно, Направо глянут, потом налево. Всё существует для них раздельно: Вот дом... вот лошадь... вот Стах... вот Ева... Берут газету, как пончик пухлый, Жуют усердно, жуют охотно, Покуда головы не разбухнут, Бумажной кашей набиты плотно. Потом судачат: "Театры... дерби... Война... Россия... заем трехлетний..." Нагромождают на сплетни сплетни, Блуждая слепо в словесных дебрях. Домой вернувшись, спускают шторы. Отяжелевши от пересудов, И под кроватями ищут вора, Гремя в потемках ночной посудой. Всё вновь проверят, всё вновь обшарят, Сочтут заплаты на брюках мятых... Ведь всё досталось небось не даром, А что досталось - да будет свято! Потом молитва: "Отцу и сыну... Чтоб нас от глада... войны и мора..." И засыпают с тупою миной Мещане страшные в страшных норах. (Юлий Тувим) Поэтому и господствовала эклектика - мечта о прежних эпохах, и культ художника - в башне из слоновой кости. Но были и неоромантики которые увидели романтического героя-открвателя в современных конкистадорах прогресса - как Жюль Верн. А новые реалисты - натуралисты решили исследовать мир повседневности с его уродством и его красотой, вместо глянцевой картинки из окошка первого класса.
Ибсен . Пер Гюнт (1867, первая постановка 1874) ... В некотором смысле Пер Гюнт это анти-Фауст ) Крах фаустовского идеала в банальности эгоизма .
и перекликается с ощущениями ещё более другой эпохи ) только жуть тут уже несколько большей глубины Цивилизация В извилистых серых колодцах, Вгрызаясь упорно всё глубже, Живут миллионы уродцев, Забывших о звёздах ненужных. Они называют их «башни» И очень гордятся собою, Поскольку уродцам неважно, Куда им ползти головою. (Наталья Исаенко) ) и вот-вот появится научная фантастика - Г. Уэллс уже родился. потом будут открываться разные, самые мрачные прогнозы на будущее с его дивными новыми мирами, вплоть до 50-х. а вот ровно через сто лет (что интересно в плане ритмики) именно эта линия, главенствующая в нашей точке, приведёт к феноменальному прорыву шестидесятых с его глубоко зашедшим Солярисом, миром Полудня (где прогресс снова становится оптимистичным и выливается в идею прогрессорства) и так далее. это было очень вдохновляюще, надо полагать - горизонты реальности заметно расширились и обитаемый космос стал частью повседневной мысли. конечно, предшествующие научные открытия и космизм и всякое сопутствующее сказалось, но, думаю, тут прослеживается связь и с рассматриваемым нами периодом (тот же импульс).
Научная фантастика появилась с Жюль Верном: Путешествие к центру Земли 1864 С Земли на Луну 1865 Вокруг Луны 1869 20000 лье под водой 1870 Путешествие на луну в иллюстрация 68 года
ну его прежде всего я и имела в виду, когда говорила о путешествиях во все мыслимые стороны (наряду с Кэрроллом и Достоевским) но фантастика Жюль Верна ещё по духу своему представляет собой нечто среднее, скажем так, между островом сокровищ и путешествиями Гулливера. т.е. это не ощущается как серьёзный жанр ) романтика, приключения. Уэллс - это уже слово, звучащее принципиально иначе, на мой взгляд. там же - гиперболоид, аэлита. это всё совсем другое а вот с мистиками как? что-то не припоминается ничего значимого, в т.ч. подпольно ходящего, кроме масонства старчество вот ещё было сильно в России (Оптина) ну ладно, давай по порядку )
Да до Уэлса ещё далеко ) Главной мистикой этого времени были спиритизм ) им увлекались, пытались научно объяснять и научно разоблачать. фактически именно спиритические сообщения формировали новую версию потусторонней реальности (довольно прозаическую). Сам спиритизм делился на англосаксонскую и французскую ветви (последняя признавала перевоплощение. её лидером был Кардек) Но в целом оккультная тематика вновь начинает вызывать интерес. С 1860 начинают просыпаться розенкрейцерские ложи (масонство в это время превратилось или в клубы досуга как а Британии или в полулегальные политические общества - как на континенте, розенкрейцерство стремилось возродить именно мистичкое масонство. Леви снова ввёл в оборот христианскую каббалу и старинную магическую рецептуру. аббат Буллян во Франции занимался чёрной магией. В Англии на оккультной фантастике в художественном жанре подвязался розенкрейцер лорд Бульвер-Литтон это из его романа о подземной цивилизации ) https://www.libfox.ru/163342-edvard-bulver-litton-gryadushchaya-rasa.html#book А так самой яркой фигурой на мистическом горизонте был Рамакришна. Но о его реализациях ещё никто ничего не знал...
да-да, мы к этому и подобрались ) в Тибете вроде бы не прерывалась линия мастеров, и в частности труд Мириады миров Конгтрула с его же комментариями, который я параллельно поминаю, был написан в первой половине шестидесятых 19-го века. но мы пока в европейской части мира, куда ещё не проник свет с Востока ни в каком виде, судя по всему )
искусство. произведения 1868 года. Официоз (салонное искусство, академическая живопись и т.п.) Бугро Филипп Парро
Символизм ("Идеалистическая живопись", Прерафаэлизм) Альберт Мор (брит) Ансельм Фейербах (жил в Италии) Бёклин (Швейцария) Сэндис (брит) Россети (брит) Бёрн-Джонс (брит) Гюстав Моро (фр)
(Боккачо) (доля для капитана) Посмотреть вложение 107131 (смерть алхимика) королева Ингеборг (детство Гамлета) (празд нование победы при Ватерлоо) Жером (ориентализм) Бонапарт и сфинкс башибузуки
критический реализм, веризм и т.п. Жером. Расстрел маршала Нея в 1815 г. немцы: Горовитц Ахенбах Коллер Бломмерс Йордан (голл) Истмен Джонсон (США)