Символизм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 26 окт 2012.

  1. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.820
    Симпатии:
    1.830
    Ну, видимо, речь о вашем индивидуальном восприятии. Кому-то, вероятно, и нарочитость не помешает почувствовать то, что он назовет иномирностью.
     
  2. Мила

    Мила Guest

    Да, нарочитая театральность или декоративность и условность - не препятствие для сильного переживания, погружения в другой мир.

    [​IMG]
    Ян Тороп

    [​IMG]
    Обри Бердслей

    Моя степень толерантности позволяет считать искренним описанием волшебных, других миров самых манерных, стильных художников - и Климта, и Шагала, и Мунка, но не позволяет открыться всей душой, к примеру, прерафаэлитам. А другие зрители могут доверять и им.

    [​IMG]
    [​IMG]
    Марк Шагал
     
  3. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]

    Однако вот такая, немного "косящая" в декоративность, но вполне объективная живопись также вызывает трепет, будто совсем рядом есть калитка в другое пространство (и мы в неё уже вошли).

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Густав Климт
     
    list нравится это.
  4. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]

    Что ж, я всё же вернусь к теме художественных приёмов символизма.

    За загадочностью живописи, бывает, скрываются неумение рисовать и компоновать, что меня в некоторой степени раздражает. Приёмы, которые я выделяла в своих текстах на форуме, говоря о мистике в визуальном искусстве (некие неправильности изображения - тональные, цветовые, в рисунке и в композиции) могут происходить из невысокого мастерства. Однако я не хочу сказать, что мастерское создание загадочной, символической атмосферы картины нужно отличать от элементарной неграмотности.
    Зритель может получать необходимое ему впечатление откуда угодно, и всё равно, как сотворена картина - ловко или неловко. Мы можем получать яркие мистические впечатления, узнавать символы и в детских рисунках, и в граффити, и в фотографиях, снятых случайным нажатием кнопки спуска, даже в трещинах на стенах, и эти изображения находятся в такой момент на одной доске с Бёклином, Рерихом и т.д. Это - о художественном объекте, как о пище для зрителя.
    И о подобной живописи, как о послании. Если в первом случае "принимающая" сторона - автор, тогда как зритель - "дающая" сторона - наделяет картинку интересными ему качествами и находит в ней то, что ему сейчас нужно, то во втором случае зритель, конечно, фигура не главная, и вектор влияния направлен на него. Авторы-профессионалы опять стоят особняком от авторов-визионеров. Зато тут уже можно говорить о приёмах. И прагматичный профессионал, и страждущий распространения вести художник-мистик пользуются ими.

    Мы живём в такой среде, где в её изображениях (открытой местности, добавлю) естественно выглядят тёплый свет и холодные тени. Так же глаз привычно соотносит расстояние до себя элементов плоского изображения с их цветом - предметы, в которых больше холодных цветов, кажутся дальше, чем предметы, в которых больше тёплых цветов. И одно то, что тень теплее света (как у Дьюинга) или объект в синих тонах оказывается впереди тёплого фона (что вообще-то естественно - бывают такие природные состояния, но глаз на них обычно не настроен), заставляют трепетать точку сборки, и в глубине души что-то вдруг ворохнётся: вот оно, сквозящее иномирное, присутствующее незримое!
    Как и отсутствие направленного освещения, так и рефлексы снизу добавляют напряжение. Сильное перспективное сокращение - также. Вообще нарушение перспективы - сильный приём.
    Золотое сечение в композиции может отвергаться, как некое стабилизирующее качество. Для расшатывания восприятия зрителя требуются сильно вытянутые вертикально или горизонтально, квадратные, неправильные форматы.
    Нарушение пропорций благодарный зритель также воспринимает как сознание автора, смещённое в иномирность, и он испытывает к автору больше доверия.
    Выходит так, что один из принципов, выделенных мной - небольшое сознательное или бессознательное нарушение законов рисунка, живописи и композиции. Как сказал Геннадий Калиновский,
    "не слишком гротескно,
    не слишком серьезно,
    не слишком экстравагантно,
    не слишком исторично"
    И, конечно, самый главный из приёмов, заражающих зрителя отрешённым от бытия настроением - это же настроение, отрешённость персонажей, загадочность их образов и их действий на картине.
    Эта живопись - с "сумасшедшинкой", просто говоря. Как и многие её авторы.
    Но живопись, более подходящую для психоанализа, разбирать не стану, я считаю её выходящей за рамки искусства. Врубель, Мунк, Лотрек, Чюрлёнис, впрочем, были одарены настолько, что болезнь не затмила вдохновение.


    [​IMG]

    Репродукции картин Михаила Врубеля
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    А когда оно становится большим и сознательным искажением реальности символизм переходит в авангард )
     
    list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    От символизма к авангарду

    Петров-Водкин

    Мальчики
    [​IMG]

    Петроградская мадонна

    [​IMG]

    Шагал

    [​IMG]
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Кандинский
    [​IMG][​IMG]
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Чюрлёнис

    Симфония похорон
    [​IMG]
    Лето
    [​IMG]
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Экспрессионизм

    Марк
    [​IMG]

    Нольде
    [​IMG]

    Отто Мюллер
    [​IMG]
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Для всех этих художников приём ещё не становится самодовлеющим. Но переход от модерна к модернизму здесь уже несомненен.
     
  11. Мила

    Мила Guest

    Пока обобщение стоит впереди характерности, приёмы уступают идеям. Так и балансируем, на мой взгляд.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Дегув де Нункве

    [​IMG]
    А здесь в рамках символизма уже вызревает эстетика сюрреализма.
     
  13. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]
    Вот та же расстановка акцентов: "тысячи выражений для всего того нового, безымянного, что накопилось за это время, и для тех древних тайн, которые, всплывая из подсознания, словно чуждые речные бога, поднимали в шуме крови свои мокрые лица" и "...он как будто лучше распознавал... вечное..."

    [​IMG]
    [​IMG]
    Огюст Роден
     
  14. Мила

    Мила Guest

    Скорее, символизм - более рыхлая среда, а авангард и сюрреализм обретали рамки. Они рассудочны, и находятся относительно символизма и экспрессионизма в той же позиции, что и рассудок в отношении вдохновения.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Да в общем то авангард при всей своей рассудочности не менее рыхл )
     
  16. Мила

    Мила Guest

    Ну, там больше "неприличных" для настоящих авангардистов и сюрреалистов вещей, чем в символизме.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Где?
    —— добавлено: 1 ноя 2012 в 01:16 ——
    о сюрреализме http://forum.arimoya.info/threads/Необычные-картины.666/
    —— добавлено: 1 ноя 2012 в 01:17 ——
    8-)
     
  18. Мила

    Мила Guest

    Ну да, вот так уж вышло...

    Ладно, верну кое-что ещё из того, что удалила из этой ветки прежде.
    [​IMG]
    Поль Гоген

    Из ветки про кинематограф (приёмы-то те же, кроме тех, что протяжены во времени):
    Мне кажется, обращение к форме мифа, сказки, детской страшилки, как знакомой зрителю части культуры, скрывает то же, что и искусство Японии - опору на культуру в целом. Это направление западного символизма, видимо - "надстроечное", уже не безоглядное, а достаточно рассчётливое.
    La Mecha интуитивно распознаёт, видимо, умозрительность, и эта умозрительность Бёклина и подобных ему художников не вызывает у неё отклика.
     
  19. Мила

    Мила Guest

    Про склонность к таинственности и многозначности.

    [​IMG]
    Эдгар Дега

    [​IMG]
    Николай Ромадин
     
  20. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]
    Виктор Борисов-Мусатов

    Отсюда.
    Теперь я могу сказать, что эффект от композиционного приёма с крупными деталями на первом плане или отсутствием первого плана не универсален. Это сработает, уж как будет угодно зрителю.

    [​IMG]
    Томас Дьюинг
     
  21. Мила

    Мила Guest

    И художники об источниках вдохновения:
     
  22. Мила

    Мила Guest

    Да, невнятно сказала.
    Для настоящих авангардистов и сюрреалистов многие вещи, приличные в символизме, уже неприличны.
    Например, формальная реалистичность.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Итак, подведём некоторые итоги.
    В середине 19 в. в европейском искусстве сосуществовали три основных направления: классицизм, реализм и романтизм. Классицизм, используя общепонятные аллегории, утверждал незыблемость и вечность абсолютных эстетических принципов (отождествляемых с искусством античности). Реализм претендовал на точное отражение реального, современного мира. Романтизм стремился вырваться из оков обыденности , воспевая всё необычное, чрезвычайное, странное, таинственное, ужасное, экзотическое и т.д. Все они старались максимально приблизить изображаемое к восприятию зрителю, добиваясь "похожести" изображения, приближенного к обычному рациональному восприятию мира.
    В середине 19 в. поздние и достаточно выхолощенные романтизм и классицизм объединяются в т.н. исторической и салонной живописи. Протестом против которой становятся все новые направления.
    —— добавлено: 1 ноя 2012 в 12:36 ——
    О салонной живописи http://forum.arimoya.info/threads/Салонная-живопись.1102/
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Одним из протестных направлений ( которое, впрочем, само быстро стало салонным) был прерафаэлизм. Обратившийся к эпохе до 16 в. уже не только в поисках сюжета , но и в поисках изобразительного приёма, мироощущения. стремление увидеть не просто "что", но и "как" сыграло важную роль встановлении символизма.
    Но сам символизм в живописи, как не странно во многом вызревает в рамках классицизма. (Блейк, Пюви де Шаван, Моро, Бёклин). "Классический" и "библейский" мир, сам по себе условный и идеальный, становится в этих работах подчёркнуто иным, не совпадающим с данным, обычным, современным. Он "удаляется" от зрителя, вместо того чтобы "приближаться" к нему. Именно этот разрыв и позволяет оставить в картине загадку. Ощущение чего-то ещё, не аллегоричного, недосказанного. Хотя сейчас многие приёмы этих художников и воспринимаются как нарочитые.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    35.132
    Симпатии:
    13.618
    Собственно символизм как культурное явление наиболее ярко проявился в литературе. В 1860-е во франции стали писать стихи, завораживающие по звучанию, вызывающие ощущение глубины но не "шифруемые" обычным рациональным способом ( то же можно сказать и о более ранней поэзии Блейка).
    Несомненно, свою роль здесь сыграла и "первая психоделическая революция", как раз в середине 19 в. )
    Символическая живопись находит свой особый язык позднее. Свою роль в этом сыграло движение к "примитиву" (продолжающее начатую прерафаэлитами движение от сложившегося в Ренессансс видения и изображения мира) - (Гоген) и свою роль в "расшатывании устоев" конечно сыграла и "психиатрическая составляющая" - (Редон, Мунк, "декаденство", с его отвращением к миру в сочетании с болезненным эротизмом).
     

Поделиться этой страницей