трафик Модерн

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 9 ноя 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Указатель по странам (в этой ветке)

    Бельгия
    Нидерланды
    Франция
    Испания
    Италия
    Швецария
    Австро-Венгрия
    Германия
    Скандинавские страны
    Российская империя
    Япония
    США
    Британская империя (Канада),Индия, Соединённое королевство)
    Индокитай
    Греция
    Латинская Америка
    Португалия

    лирические отступления
    мода
    фотография
    иллюстраторы сказок
    прикладное искусство
    женские образы
    сады


    Ветки форума, посвящённые искусству модерна:

    http://forum.arimoya.info/threads/Ноктюрн-2.2270/
    http://forum.arimoya.info/threads/Импрессионизм.3077/page-2
    http://forum.arimoya.info/threads/Символизм.1935/
    http://forum.arimoya.info/threads/Художники-ballets-russees.1857/
    http://forum.arimoya.info/threads/В-голубом-просторе.1462/
    http://forum.arimoya.info/threads/Хуго-Симберг.1725/
    http://forum.arimoya.info/threads/Шарль-Корбе.3073/
    http://forum.arimoya.info/threads/Дореволюционная-Россия.1924/
    http://forum.arimoya.info/threads/Сильфиды-минувшего-века.1855/
    http://forum.arimoya.info/threads/Мистерия-Кинта-да-Регалейры.2066/
    http://forum.arimoya.info/threads/s...-luz-solo-el-mar-Соролья-Фалья-и-другие.1947/
    http://forum.arimoya.info/threads/Прогулки-по-старой-Японии-Мэйдзи-Тайсё.640/
    http://forum.arimoya.info/threads/великому-художнику-японцев.255/
    http://forum.arimoya.info/threads/Пруд-Моне.973/
    http://forum.arimoya.info/threads/Усадебная-элегия.634/
    http://forum.arimoya.info/threads/Миры-Чюрлёниса.1643/
    http://forum.arimoya.info/threads/соц-импрессионизм.3320/
    http://forum.arimoya.info/threads/Шведский-модерн.3347/
    http://forum.arimoya.info/threads/Ещё-раз-о-серебряном-веке.3752/
    http://forum.arimoya.info/threads/Серебряный-век-Японии.3626/
    http://forum.arimoya.info/threads/Модерн-Украины.5267/
    http://forum.arimoya.info/threads/Усадьбы-модерна.5659/
    http://forum.arimoya.info/threads/Петербургский-модерн.5700/
    http://forum.arimoya.info/threads/Московский-модерн.5710/
    http://forum.arimoya.info/threads/Гравюра-эпохи-модерна.5787/


    Модерн (Ар Нуво, Югендштиль, стиль Сецессион, стиль Либерти, стиль Тиффани, модернизмо) - это большой стиль, из тех, которые формируют лицо эпохи. Большие стили обычно синтетичны, они возникают, когда общие стилевые признаки начинают проявляться у множества самостоятельных художественных направлений, когда они начинают перетекать друг в друга, создавая не механическое единство, а нечто новое.

    Как в эпоху рококо (см. соседнюю ветку) можно проследить такие самостоятельные направления как позднее барокко, ранний классицизм, предромантизм, шинаузри, даже реализм,
    так и модерн сложился из импрессионизма (точнее, даже постимпрессионизма), символизма, национального романтизма, функционализма. неоклассицизма, японизма. Как "собственно рококо", так и "собственно модерн" вне этих своих составляющих , могут быть сведены по большей части к дизайну. И это тот последний штрих, который привёл к возникновению большого стиля.
    Сейчас такого стиля нет. И эта ситуация отчасти напоминает "бесстилье" сер.-вт. пол. 19 в. Тогда это воспринималось как эстетическая ущербность, и модерн был по-сути синтезирован именно как выход из этого "тупика".
     
    Последнее редактирование: 27 авг 2019
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Любой большой стиль складывается не сразу, новые парадигмы медленно развиваются, медленно теснят старые, постепенно входят в моду. Чтобы произошло полное утверждение стиля требуется несколько десятилетий, больше , чем длится период него рассцвета.. Для модерна эпоха торжества - 1890-е - 1900-е гг.
    Ну а время, с которого процесс зарождения нового стиля пошёл, обозначить труднее. Но, думаю, большой ошибки не будет, если в качестве исходной даты мы возьмём 1856 г.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    1855-91 "Листья травы" Уитмена.
    1856 г. встреча Россети, Морриса и Бёрн-Джонса - начало второго этапа прерафаэлизма, выходящего за пределы романтизма.
    В руки Феликса Бракемона попадает Манга Хокусая. (начало японизма)
    1857 г. Выходит сборник Бодлера "Цветы зла" (начало декаденства)
    1859 Моррис начинает постройку Красного дома.(начало движения искусств и ремёсел)
    Хотя ясно , что в желании найти корни того или иного культурного явления мы можем заходить сколь угодно глубоко.


    Гюстав Моро

    the-daughters-of-thespius-1853.jpg!Large.jpg
    1853

    hesiod-and-the-muses-1860.jpg!Large.jpg
    1860

    the-chimera-1867-1.jpg!Large.jpg
    1867
     
    Последнее редактирование: 22 май 2019
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    национальный романтизм

    Красный дом. Постройка в стиле историзма - образец английская средневековая усадьба, однако несёт в себе ряд новых черт - функциональность, соответствие экстерьера интерьеру, сложные объёмы, стильность - тщательно продумана и выдержана в едином стиле каждая деталь архитектуры и обстановки., ручная работа,. выраженность "духа" старины , а не только внешняя подражательность.

    0_5cd64_35c2f538_XL.jpg

    1b43b4_5cff99712cb440b4b8c336a44b949b2e.jpg

    krasnyi_dom_morris_koridor.jpg

    krasnyi_dom_morris_koridor_.jpg




    0_5cd71_23d76046_XL.jpg

    0_5cd72_bf3a203e_XL.jpg

    0_5cd76_f49df643_XL.jpg

    0_5f381_8a190c36_XL.jpg

    krasnyi_dom_morris_vitrage_.jpg

    0_5f373_8a35a08c_XL.jpg

    0_5f375_c317171c_XL.jpg

    0_5f380_29d0befb_XL.jpg

    Постройка дома и создание вручную всей его обстановки, обоев, витражей положило начало Движению искусств и ремёсел. Цель которого возвращение традиций средневекового ремесла, ремесло как искусство, создание идеальной гармоничной среды обитания как условие гармоничного общества.
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    list, Glenn и La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    центром нового движения стала основанная Моррисом фирма Моррис и Ко (1861)

    0_5b19b_d3e96224_XL.jpg

    0_d6e25_f9900b86_XL.jpg

    6a0115720a968c970b0133f583ceb8970b-800wi.jpg

    0142e89b21e5a33e7ccd7ea883020f6f.jpg

    610x415_Quality97_650x443_Quality97_KM-Tapestry-Room_w.jpg

    1100.jpg

    04388a507aa9a83e29d3892d89820334_i-11419.jpg

    797864_640.jpg

    548057621.jpg

    a85c76c611ce2f8801769b4985328898.jpg

    default.jpeg

    defaulььt.jpeg

    defauолотьтьлlt.jpeg

    d878b630e2e8fcf89c3e071710f0020d.jpg

    WilliamMorris_004_GreenDiningRoom.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Первоначально движение развивалось в одном русле с искусством прерафаэлитов

    Моррис
    (Издание Чосера)
    kelmscott01.jpg 9c74880caea5t.jpg 501-Troilus-and-Criseyde-III-bedroom-kiss-wallpaper-q85-640x480.jpg


    0_975b9_868b2920_XL.jpg

    defaьиьиult.jpeg

    defaапапult.jpeg defaвавult.jpeg defaапапult.jpeg defaьбьбult.jpeg defророault.jpeg


    tree-of-life.jpg

    Morris-corridor-with-later-cloth-hangings.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    list и La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Прерафаэлиты (второй волны)

    Россетти
    rossetti_beatrice.jpg
    i_029.jpg

    Бёрн- Джонс



    edward_burne_jones_17_last_sleep_of_arthur_in_avalon.jpg

    the-star-of-bethlehem.jpg

    toVQ_W-D_M8.jpg

    uxVy8HLUZPI.jpg

    f172e9a5ca86d30be50fd85a867daf17.jpg

    burne_jones03.jpg


    Lu8_B6bZ9X0.jpg

    the-wise-and-foolish-virgins-1859.jpg
     
    Последнее редактирование: 23 фев 2017
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    старый романтизм брал в древнем искусстве прежде всего сюжет , историцизм - тщательно воспроизводил этнографические детали и исторические особенности. Новый стиль стремился выразить именно дух , поверить в миф, войти в миф, создать миф. При обращались конечно не прошлому вообще, а к духу собственной национальной традиции.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    1872 г. основание "Гильдии св. Георга" в Британии и США. Идейный лидер Джон Рёскин
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 22 май 2019
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Близкое направлению Морриса движение в 1874 г. появляется и в России . Это Абрамцевский кружок.

    05c025.jpg

    91d0960192a5.jpg

    19989b76f89973167273d37cea3e100a.jpg

    97400dbaf278.jpg

    cfdfeaf454c48d6c8a0153eca108a7e7.jpg

    ed0d3b623c4e.jpg

    rus092.gif


    В архитектуре нео-стили в духе национального романтизма начинают складываться с 1870-х гг. (неороманский - Ричардсон примерно с 1872, нео-русский - абрамцевский - с1881/82 г.)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Примерно с 1864 г. можно отсчитывать историю раннего модерна


    японизм

    1854 "открытие" Японии

    в кон. 50-60-х гг. увлечение японской гравюрой получает распространение в артистических кругах Британии и Франции.
    Появляются первые работы созданные под воздействием японского искусства у Уистлера (1864), Дега (1865), Мане (1868)

    Уистлер
    02a-butterfly.jpg

    павлинья комната (1867)
    Peacock-Room_2088.jpg sackler1.jpg


    Э. У. Годвин Белый дом (Уистлера. 1877)

    1372852800_1f4035344b41423e40384f-4142383b4f-3c3e3435403d-10.png
    —— добавлено: 10 ноя 2013 в 19:18 ——
    Уистлер, Годвин, Уайльд, Бёрн-Джонс, Россети стали ядром "эстетического движения" в Британии, оппозиционного движению искусств и ремёсел Морриса.
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Годвин . мебель и посуда в "англо-японском" стиле (с 1865)

    cult_of_beauty_lightbox_godwin.jpg
    depury-Godwinj.png e-w-godwin-japanese-sideboard-furniture.jpg gx27.jpg XXX_DSC01223.jpg

    фирма Либерти

    Liberty_pentray3.jpg либерти57e2e17a49a3.jpg либерти067dba8a3bc9.jpg
     
    Последнее редактирование: 17 фев 2017
    list и La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    В Париже главным центром японизма стала торговая фирма Зигфрида Бинга (с 70-х гг.)
    С 88 г. он выпускал ежемесячный журнал Японское искусство, в 1895 г. открыл галерею Ар Нуво, давшую название стилю
    ( в том же 1888 г. состоялась первая "Выставка Искусств и ремёсел" окончательно оформившая одноимённое движение)
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Импрессионизм.
    Первое появление будущих импрессионистов на публике состоялось я в 1863 г. в "Салоне отверженных" - выставке картин отвергнутых парижским Салоном.
    1280px-Edouard_Manet_024.jpg
    (вызвавшая скандал картина Мане 1863 г. "Завтрак на траве")

    в 1874 состоялась первая выставка импрессионистов. тогда же появилось и само слово, как газетная "обзывалка" нового направления.



    Мане
    0_506e97_774f27b2_XXL.jpg

    Дега

    Degas__Mary-Cassatt-mit-Huendchen_w449_h580.jpg



    Мари Кассат

    cassatt_the_letter.jpg

    display_image.jpg

    The Toillette by Cassatt.jpg

    По сути, импрессионизм это реализм эпохи модерна , сыгравший такую же роль в его становлении , как неоклассицизм и неоромантизм. В целом основные принципы импрессионизма были заложены в 1860-е гг. (где-то в 1866-72 гг.). Он несомненно связан с движение за художественную правду, характерную для рационализма и испытал сильнейшее воздействие японизма.

    Мане

    120814994475.jpg

    Дега

    0_87792_b7624333_XL.jpg

    000026.jpg

    Edgar+Degas+-+Mlle+La+La+at+the+Circus+Fernando+.JPG
     
    Последнее редактирование: 31 мар 2018
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Декаданс

    Шарль Бодлер. Первый описал современное ему состояние общества и культуры через термины модерн (модернити) и декаданс.

    Гимн красоте.

    Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
    Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?
    Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
    Равно ты радости и козни сеять рада.

    Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
    Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
    Героем отрок стал, великий пал во прах,
    Упившись губ твоих чарующею урной.

    Прислал ли ад тебя, иль звездные края?
    Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
    Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
    И все в тебе — восторг, и все в тебе преступно!

    С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
    Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
    Ты носишь с гордостью преступные мечты
    На животе своем, как звонкие брелоки.

    Вот мотылек, тобой мгновенно ослеплен,
    Летит к тебе — горит, тебя благословляя;
    Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
    Как с гробом бледный труп, сливается, сгнивая.

    Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
    Будь ты чудовище иль чистая мечта,
    В тебе безвестная, ужасная отрада!
    Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.

    Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
    Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
    Освобождаешь мир от тягостного плена,
    Шлешь благовония и звуки и цвета!
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    На фоне всеобщего позитивистского оптимизма декаденты диагностировали культуре состояние разложения и упадка и готовы были своим творчеством подвести итог европейской культуры. Своё мироощущение они связывали с эпохой позднего Рима. Их влекла красота запретного, патология, смерть и умирание, очарование искусственного ,отравленное тонким ядом наслаждение В своей мании стиля, аристократизма (именно умирающей аристократии) и презрения к пошлости они сходились с эстетическим движением.

    Первый импульс, данный Бодлером, получил развитие у французских "проклятых поэтов": Верлена, Рембо, Малларме с 1866/72 гг.
    В Британии это было упомянутое "эстетические движение"( г.о. с 1873 г. хотя первые теоретические работы Патера (Пейтера) появились ещё в 1867 г.)

    (речь идёт об Очерках по истории Ренессанса 1867-73)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Гюисманс. из романа Наоборот (1884)

    Дез Эссент издавна прекрасно разбирался в оттенках, подлинных и мнимых.
    В прежние времена он, когда принимал у себя женщин, устроил будуар
    по-особому: тело в шелковом, цвета индийской розы шатре, уставленном
    шкафчиками светлого, камфарного японского дерева, мягко окрашивал просеянный
    абажуром свет.
    Комната эта, удлиненная зеркалами до бесконечности и превращенная в
    анфиладу красновато-розовых покоев, прославилась у кокоток, которые с
    наслаждением окунались в теплую ванну густого алого света, с мятным
    ароматом, исходившим от мебели.
    Алый свет словно омолаживал кожу, поблекшую от свинцовых белил и
    увядшую от ночных излишеств, однако усладами света дез Эссент не
    ограничился, а устроил себе в этих возбуждавших истому покоях еще совершенно
    особое наслаждение, которое усилили, даже обострили воспоминания о былых,
    полузабытых переживаниях.
    Так, из ненависти и презрения к собственному детству и в память о
    давних комнатах родительского замка он подвесил к потолку будуара серебряную
    клетку со сверчком. И когда он слышал это памятное стрекотание -- вспоминал
    тягостное матушкино молчание по вечерам, и свою детскую покинутость, и
    страдание. И тогда, машинально лаская подругу, от дрожи ее, смеха, слов,
    нарушавших грезу и возвращавших к действительности будуара, он вдруг
    испытывал необычайное душевное волнекие, жажду отомстить за былую тоску,
    покрыть грязью семейные воспоминания, а также бешеное желание задохнуться в
    пышной плоти и до последней капли испить чашу самых жгучих, самых ядовитых
    плотских безумств.
    Или порой, в минуты хандры, осенней непогоды, когда его охватывало
    отвращение и к улице, и к дому, и к грязно-желтым небесам, и к пыльно-серым
    тучам, он приходил в будуар, легонько раскачивал клетку и следил за
    отражением движения в зеркалах, пока, поглощенный этим, не ощущал, что
    клетка недвижна, а будуар колышется, кружится, все и вся вовлекая в
    красно-розовый вальс.

    ...
    Выбор дез Эссент не оставлял, таким образом, ни малейшего сомнения;
    правда, имелись некоторые трудности. При вечернем освещении красный и желтый
    цвета проявляются еще лучше, а вот с их производным оранжевым все не так
    просто. Оранжевый может вспыхнуть и зачастую переходит в рыжий, в
    огненно-красный.
    Все эти оттенки дез Эссент изучил при свечах, и один из найденных был
    более или менее устойчив и отвечал его требованиям; закончив с выбором
    цвета, он решил, по возможности, во всяком случае у себя в кабинете, не
    обзаводиться восточными коврами и обоями. С тех пор как, добыв их со
    скидкой, ими начали украшать дома разбогатевшие торговцы, они стали
    выглядеть пошло и опротивели ему.
    И дез Эссент придумал затянуть стены кабинета, точно книги, сафьяном,
    крупнозернистой выделки марокканской кожей, вышедшей из-под толстых стальных
    пластин мощного пресса.
    После того как было покончено со стенами, он велел выкрасить плинтусы
    лакированным индиго -- темно-синей краской, какой каретники покрывают панели
    экипажей, а сафьяном пройти по краю потолка и затянуть его, чтобы он походил
    на распахнутое слуховое окно, небесно-голубым, затканным серебристыми
    ангелами, шелком. Ткань эта была в свое время изготовлена кельнским ткацким
    товариществом и предназначалась для церковных мантий.
    Работы завершились, и к вечеру все соединилось, пришло в согласие,
    встало на свои места. Синева панелей загустела, словно подогретая оранжевым
    цветом, и, в свою очередь, усилила -- но не исказила, -- разожгла его огонек
    своим жарким дыханием.
    Что касается кабинетной мебели, тут дез Эссент голову себе не ломал,
    потому что главным украшением комнаты были книги и редкие растения. И он,
    рассудив, что картины и рисунки развесит впоследствии, занял почти все стены
    книжными эбеновыми шкафами и полками, устелил пол звериными шкурами, мехом
    голубого песца и придвинул к массивному меняльному столу 15-го века глубокие
    кресла с подголовником и старинный, кованый пюпитр -- церковный аналой, на
    котором в незапамятные времена лежал дьяконский требник, а ныне покоился
    увесистый фолиант, один из томов "Glossarium medie et infimae latinitatis"
    Дю Канжа.
    Окна, голубоватые кракле и бутылочно-зеленые в золотистую крапинку,
    закрывали весь пейзаж, почти не пропускали света и, в свою очередь, затянуты
    были шторами, шитыми из кусков епитрахили: ее тусклое, словно закопченное,
    золото угасало на мертвой ржавчине шелка.
    Наконец, на камине, с занавеской также из стихаря роскошной
    флорентийской парчи, между двух византийского стиля позолоченных медных
    потиров из бьеврского Аббатства-в-Лесах, находилась великолепная трехчастная
    церковная риза, преискусно сработанная. В ризе под стеклом располагался
    веленевый лист. На нем настоящей церковной вязью с дивными заставками были
    выведены три стихотворения Бодлера: справа и слева сонеты "Смерть
    любовников" и "Враг", а посредине -- стихотворение в прозе под названием
    "Any where out of the world" -- "Куда угодно, прочь от мира".



    Несомнено стоит назвать ещё одно веяние эпохи, противостоящее весьма суровой "викторианской морали". Это аморализм. Представителями его в равной степени можно назвать и Ницше и Оскара Уайльда, которые едва ли сошлись бы в остальных вопросах )
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Фелисьен Ропс

    the-slag-felicien-rops-wikiartorg-1454782183_org.jpg
    153855.jpg dans-les-coulisses.jpg sieste.jpg

    100077.jpg Rops_absent.jpg sisy098a_catpage.jpg V-Foli-Berzher.jpg
    Satana-seyutshij-plevly.-1882.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Длительное время практически отсутствовала грань между декадентством и символизмом (последний термин появился позднее - в 1886, когда был опубликован манифест символизма содержащий размежевание с декадентством) )

    Рембо Пьяный корабль

    Артюр Рембо. ПЬЯНЫЙ КОРАБЛЬ

    1

    В краю равнинных рек доверившись теченью,
    Матросов я своих в два счёта растерял:
    Для краснокожих ставшие мишенью,
    Они уснули меж крикливых скал.

    2

    Я их не уберёг. И зелен был, и робок.
    На волоках закат ополоснул в крови
    Фламандское зерно, колониальный хлопок…
    И реки повелели мне: плыви!

    3

    Минувшею зимой, пустой, как мозг младенца,
    Под неумолчный вой приливов и ветров
    Бежал я, выкинув победное коленце
    Вдоль побережий полуостровов.

    4

    Мое рожденье громы возвестили.
    И легче пробки на хребте морей
    Плясал я десять суток – без усилий
    И глупого догляда фонарей.

    5

    Нежней аниса на зубах мальчишки,
    Еловую мою скорлупку веселя,
    От пятен синих вин и высохшей отрыжки
    Вода омыла чрево корабля.

    6

    Поэмой млечности вдруг обернулся хаос.
    Мерцающую из конца в конец
    Я постигал лазурь, в которой колыхаясь,
    Всплывает зачарованный мертвец.

    7

    Объятый синевой горчайшего безумья,
    Вошедшего в мои медлительные сны,
    Пригубил я из кубка перволунья
    Брожение любовной рыжины.

    8

    Познал я строй небес и меру их глубинам,
    Бесстрастье тесных недр – стремнин девятый вал,
    Мерцающий рассвет над бризом голубиным
    И то, о чем при жизни не мечтал.

    9

    Закат лиловый трепетал над стадом
    Валов, твердеющих по вечерам,
    Их пурпур был сродни мистическим нарядам,
    Завещанным актёрам древних драм.

    10

    Мне грезились снега – огней зеленых струны,
    Ночной круговорот неслыханных зарниц,
    И луч, целующий глаза лагуны,
    И пробужденье желто-синих птиц.

    11

    Покуда зыби топчут побережье,
    Как стадо вепрей, прущих на таран, –
    Не ведая, что пяткой Девы был повержен
    И усмирён астматик-Океан,

    12

    Я углублялся в жгучую Флориду,
    Где влажных глаз пантерьи лепестки
    Сроднились с фауной, антропоморфной с виду,
    И отраженья радуг так легки!

    13

    Еще я повстречал такие страны,
    Где в тростниках блуждающих болот
    Невероятные гниют Левиафаны
    На страже адовых ворот.

    14

    Под перламутровыми ледниками
    Вдоль отмелей, замкнувших вход в залив,
    Лианы чёрных змей, изъеденных клопами,
    Свисают, буревал зловонием обвив.

    15

    Поющих рыбок золотых я встретил.
    (Вот бы порадовалась ребятня!)
    Невесть откуда налетевший ветер
    Кипеньем лепестков кропил меня. (...)
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    list и La Mecha нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Неоклассицизм

    В живописи развивался первоначально классицизирующий вариант символизма ( с нач. 60-х гг.)

    Классическую форму придавали своим стихам "парнасцы" (1866) Малларме и Верлен (последний считался и одним из ведущих "декадентов").
    философия новой эпохи тоже началась с исследований античноти - "Рождения трагедии из духа музыки" Ницше (1872)

    Характерна в этом отношении живопись Пюви де Шаванна

    2130fe40b57c.jpg

    скачанные файлы.jpg

    puvis02.jpg

    скачанные файлы (1).jpg

    Бёклин (Швейцария)

    Остров мёртвых
    3190.jpg

    Одиссей у Калипсо

    Arnold_Böcklin_008.jpg

    Моро и не выставлявшийся Редон ушли от традиции много дальше и наряду с Уистлером уже непосредственно создают эсттетику модерна.

    (с 1870-х гг. к ретро-классицизму начинают обращаться британские архитекторы, пока в рамках историзма)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Рационализм

    В классицизме находили утешение и многие сторонники рационализм, который в эту эпоху принял форму утилитаризма. Т.е. на первом месте стояло требование функциональности и "правды материала" и конструкции. Рационалисты выступали против излишеств декора и вообще украшательства, за твёрдую связь между фасадом и конструкцией, считая что именно материал и функция диктуют конструкцию, а всё прочее от лукавого.
    Если философской базой символизма стала Философия Жизни, то функционализма - Прагматизм (Пирс 1878).

    Не случайно, что и философия Прагматизма и архитектурный функционализм получили распространение прежде всего в США.

    Практическим выражением рационализма с тала т.н. "чугунная архитектура" - не скрывающая, а демонстрирующая конструкцию и новые материалы. В большинстве случаев , однако, она продолжала декорироваться историческими стилями.

    Хрустальный дворец. Лондон. 1851 (для Первой Всемирной выставки)
    tumblr_kxysmxyoh51qai01to1_500.jpg

    Эйфелева башня (для всемирной выставки в Париже в 1889 г.)
    vista-paris-tour-eiffel.jpg


    Салливен ( небоскрёбы Чикаго, эксперименты с 1886/89 г.)
    salliven_6025_201.jpg
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Надо сказать, что все эти течения во второй пол. 19 в. тонули в массе иных: позитивистских, эклектических, салонных...
    Когда произошёл перелом в рождении нового стиля, превращение его в мейнстрим, тоже определить не так легко. В целом это период 1886-1893 гг. - от последней выставки импрессионистов и манифеста символистов, до создания журналов и объединений которые начали пропаганду нового стиля именно в этом качестве (как современного искусства, противостоящего эклектическому болоту).
    непосредственно это произошло с рождением нового стиля в архитектуре.
    примерно с 1886 можно говорить и о музыке модерна - музыкальном импрессионизме (Сати)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе 1892-93 - постройка ставшая первым однозначным произведением и иконой нового стиля.

    03_Tassel.jpg

    attach.jpg

    0_a875_bbe0541f_XL.jpg

    04_Tassel.jpg

    0_a874_11bd77a6_XL.jpg

    compositing002.jpg horta0016 copy.jpg lecture_8-51335285165695.jpg

    tumblr_n4urxcGHqS1sqqqimo1_1280.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Каждый большой стиль приходит и уходит постепенно. Модерн зарождается в эпоху эклектики (историзма, ретроспективизма). В 1850-е это несколько малозаметных событий, в 1860-е зарождение ряда новых направлений (движение искусств и ремёсел, импрессионизм, декаданс, японизм), в 70-е эклектизм преобладает, но новые направления занимают свою устойчивую нишу, 1880-е они уже лидируют, в 1890-е становятся мейнстримом. Появляются центры нового стиля - журналы, фирмы, художественные объединения, появляется "стремление к стилю" и осознаётся его рождение как нового, современного стиля.
    1900-е это расцвет модерна, но в рамках его зарождаются новые тенденции которым суждено создать иной художественный язык - это экспрессионизм и рационалистичское (неоклассическое и конструктивистское) направления. в 1910-е они становятся заметны и сознательно отталкиваются от "материнского стиля". Знамением новой эпохи становится футуризм - т.е ориентация не на "модерн" - современность, а на "футурум" - будущее . В 1920-е гг. они уже господствуют, но модерн ещё процветает на периферии, продолжают работать многие замечательные мастера модерна (и даже появлются некоторые новые). Ок. 1925 г. рождается новые декоративный большой стиль - Ар Деко - вобравший в себя многое оставшееся от модерна. Сам модерн становится синонимом старомодности и безвкусия. Но окончательно он уходит только со смертью стариков - бывших его ярких представителей, процесс этот фактически затягивается до 60-х гг.

    Удобней даже разделить его историю на такие условные декады: 1855-65 -истоки, 1865 -75 - зарождение. 1875-85 - оформление, 1885-1895 мейнстрим, 1895-1905 - господство, 1905-15 сохраняющееся лидерство, 1915-25 закат. после 1925 - наследие.



    Для удобства несколько списков художников по году рождения, чтобы были яснее хронологические границы стиля .


    предтечи
    де Шаванн Пьер Пюви – de Chavannes Pierre Puvis (1824-1898) – французский художник.
    Россетти Данте Габриель – Rossetti Dante Gabriel (1828-1882) – английский художник и поэт.
    Моррис Уильям – Morris William (1834-1896) – английский поэт, художник, общественный деятель.
    Уистлер Джеймс – Whistler James (1834-1903) –британский живописец, мастер офорта и литографии, американского происхождения.


    Крэйн Уолтер – Crane Walter (1845-1915) – британский художник, иллюстратор.
    Галле Эмиль 1846-1904 – французский дизайнр
    Тиффани Луис Комфорт 1848-1933 – американский дизанер
    Гоген Поль – Gauguin Paul (1848-1903) – французский художник.
    Макмердо Артур – McMurdo Arthur (1851-1942) –британский архитектор, дизайнер и график.
    Гауди Антонио 1852-1926 – испанский архитектор
    Ван Гог Винсент – Van Gogh Vincent (1853-1890) – франко-голландский художник.
    Ходлер Фердинанд – Hodler Ferdinand (1853-1918) – швейцарский художник (живописец и график).
    Войзи Чарльз – Voysey Charles (1857-1941) – английский архитектор и художник.
    Сегантини Джованни – Segantini Giovanni (1858-1899) – итальянский художник.
    Кнопф Фернанд – Khnopff Fernand (1858-1921) – бельгийский художник
    Тоороп Ян –Toorop Jan (1858-1928) – голландский художник.
    Муха Альфонс – Mucha Alfons (1860-1939) – чешский художник и дизайнер.
    Орта Виктор 1861-1947 – бельгийский архитектор
    Климт Густав – Klimt Gustav (1862-1918) – австрийский художник.
    Обрист Герман – Obrist Hermann (1862-1927) – швейцарский дизайнер и художник.
    Ван Де Вельде Анри – Van de Velde Henry (1863-1957) – бельгийский архитектор и дизайнер.
    Мунк Эдвард – Munch Edward (1863-1944) – норвежский художник (живописец и график), театральный декоратор.
    фон Штук Франц – von Stuck Franz (1863-1928) – немецкий художник.
    Серюзье Поль – Serusier Paul (1864-1927) – французский художник
    Тулуз-Лотрек Анри – Toulouse-Lautrec Henri de (1864-1901) – французский художник (живописец и график), литограф.
    Валлоттон Феликс – Vallotton Felix (1865-1925) – французский художник швейцарского происхождения.
    Гален-Каллела Аксели – Gallen-Kallela Akseli (1865-1931) – финский художник (живописец и график).
    Леммен Жорж – Lemmen Georges (1865-1916) – бельгийский художник (живописец и график) и дизайнер.
    Экман Отто – Eckman Otto (1865-1902) – немецкий художник (живописец и график), шрифтовой дизайнер.
    Минне Жорж – Minne George (1866-1941) – бельгийский скульптор и график.
    Боннар Пьер – Bonnard Pierre (1867-1947) – французский художник (живописец и график).
    Хайне Томас Теодор – Heine Thomas Theodor (1867-1948) – немецкий художник, иллюстратор, карикатурист.
    Райт Фрэнк Ллойд 1867-1959 – американский архитектор
    Рэкхэм Артур 1867-1939 - английский иллюстратор
    Гимар Эктор 1867-1942 – французский архитектор и дизайнер
    Беренс Петер – Behrens Peter (1868-1940) – немецкий архитектор и дизайнер.

    Бернар Эмиль – Bernhard Emile (1868-1941) – французский художник.
    Вюйар Жан Эдуар – Vuillard Jean Edouard (1868-1940) – французский художник.
    де Фер Жорж – de Feure Georges (1868-1943) – французский художник (живописец и график) и дизайнер.
    Макинтош Чарльз Ренни – Mackintosh Charles Rennie (1868-1928) – шотландский архитектор и дизайнер.
    Мозер Коломан – Moser Koloman (1868-1918) – австрийский художник (живописец и график) и дизайнер.
    Выспяньский Станислав – Wyspianski Stanislaw (1869-1907) – польский драматург, художник, театральный деятель.
    Дени Морис – Denis Maurice (1870-1943) – французский художник.
    Купка Франтишек – Kupka Frantisek (1871-1957) – французский художник чешского происхождения.
    Бёрдсли Обри – Beardsley Aubrey (1872-1898) – английский график.
    Прейслер Ян – Preisler Jan (1872-1918) – чешский художник
    Фогелер Генрих – Vogeler Heinrich (1872-1942) – немецкий художник.
    Галилео Кини – Galileo Chini (1873-1956) – итальянский художник (живописец и график), архитектор, керамист.
    Хоакин Мир Тринксет 1873-1940 – испанский художник
    Том Томсон 1877-1917 – канадский художник
    Беллоуз Джордж 1882-1925 – американский художник
    Дюлак Эдмунд 1882-1953 - франко-английский иллюстратор
    Кент Рокуэлл 1882-1971 – американский художник
    Лорансен Мари 1883-1956 - французская художница (относимая к аванардистам)
    Эрран Сатурнино 1887-1918 - мексиканский художник





    Хобун Кикуси HobunKikuchi1862-1918
    Такеути Сейхо (Takeuchi Seiho, 1864-1942)
    Курода Сейки (Kuroda Seiki, 1866-1924)
    Секка Камисака Sekka Kamisaka 1866-1942
    Фудзисима Такедзи (Fujishima Takeji, 1867-1943)
    Тосиката Мидзуно Toshikata Mizuno 1866-1908
    Сёун Ямамото Shoun Yamamoto 1870-1965
    Каваи Гёкудо (Kawai Gyokudo, 1873-1957)
    Симомура Канзан (Shimomura Kanzan, 1873-1930)

    Хисида Сунсо (Hishida Shunso, 1874-1911)
    Уемура Соен (Uemura Shoen, 1875-1949)
    Нисимура Гоун Nishimura Goun 1877-1938
    Кабураки Киёката (Kaburaki Kiyokata, 1878-1972 )
    Сакамото Хандзиро (Sakamoto Hanjiro, 1882-1962)
    Кокэй Кобаяси 1883-1957
    Такехиса Юмедзи (Takehisa Yumeji, 1884-1934 )
    Маэда Сейсон (Maeda Seison, 1885-1977)
    Кавабата Рюси (Kawabata Ryushi, 1885-1966)
    Хаями Гёсю (Hayami Gyoshu, 1894-1935)




    Поленова Елена Дмитриевна 1850-1898
    Васнецов Аполлинарий Михайлович 1856-1933
    Врубель Михаил Александрович (1856-1910)
    Верёвкина Марианна Владимировна 1860-1938
    Левитан Исаак Ильич 1860-1900
    Коровин Константин Алексеевич 1861-1939
    Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942).
    Головин Александр Яковлевич (1863-1930)
    Голубкина Анна Семёновна 1864-1927
    Серов Валентин Александрович (1865-1911)
    Бакст Лев Самойлович (1866-1924).
    Кандинский Василий Васильевич 1866-1944
    Малявин Филипп Андреевич 1869-1940
    Сомов Константин Андреевич (1869-1939)
    Нилус Пётр Александрович 1869-1940
    Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
    Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905).
    Виноградов Сергей Арсеньевич 1870-1938
    Рущиц Фердинанд Эммануил 1870-1936
    Рылов Аркадий Александрович 1870-1939
    Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902)
    Грабарь Игорь Эммакнуилович 1871-1960
    Остроумова-Лебедева Анна Петровна 1871-1955
    Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович 1872-1957
    Пурвит Вильгельм Карлис 1872-1945
    Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч 1873-1954
    Конёнков Сергей Трофимович 1874-1971
    Милиоти Николай Дмитриевич 1874-1962
    Рерих Николай Константинович 1874-1947
    Чюрлёнис Николай Константинович 1875-1911
    Добужинский Мстислав Валерьянович 1875-1956
    Жуковский Станислав Эмилианович 1875-1944
    Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)
    Горбатов Константин Иванович 1876-1945
    Эрьзя Степен Дмитриевич 1876-1959
    Юон Константин Фёдорович 1876-1958
    Волошин Максимиллиан Александрович 1877-1932
    Уткин Пётр Саввич 1877-1934
    Кузнецов Павел Варфоломеевич 1878-1968
    Колесников Степан Фёдорович 1879-1955
    Фалилеев Вадим Дмитриевич 1879-1950
    Сапунов Николай Николаевич (1880-1912)
    Сарьян Мартирос Сергеевич 1880-1972
    Фешин Николай Иванович 1881-1955
    Судейкин Сергей Юльевич 1882-1946
    Бродский Исаак Израилевич 1883-1939
    Крымов Николай Петрович 1884-1958
    Серебрякова Зинаида Евгеньевна 1884-1967
     
    Последнее редактирование: 16 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    29.225
    Симпатии:
    12.582
    Основные направления внутри модерна:

    Первое - "иррациональное", самое узнаваемое и создающее "лицо стиля", женственное, плывучее. магическое, тяготеющее к органическим формам. Его подразделение "мистический" модерн.
    Другое направление модерна характеризуеся плоскостностью, геометризмом, декоративностью, своеобразным аскетизмом и тяготением к примитивизму (весьма эстетскому). В этих произведениях всегда видна конструкция.

    Если первое направление в архитектуре воплощает, например, Орта, то второе Макинтош и Венский Сецессион.
    Имнно это направление в дальнейшем легло в основу Ар Деко.

    Третье направление, в чём пересекающееся с первым, но восходящее к неоклассицизму Пюви де Шаванна. Застышие, ушедшие в себя персонажи, словно спящие наяву, сновидческий ландшафт, проступающий сквозь неуловимый туман, или, напротив, чёткий и "бесчеловечный". В архитектуре это тоже классицизирующий стиль , переходящий в нео-классицизм.

    На противоположном конце будет зарождающийся экспрессионизм.
    Но в рамках модерна буйство красок и примитивизм форм может неплохо уживаться и с декоративностью.

    Закат модерна

    поздний модерн ок. 1905-25/27

    1904 распад группы Мир Искусства в России. выставка Алая роза
    1905 появление экспрессионизма/фовизма (выставка "Диких"). распад группы Наби во Франции
    1906 неоклассический поворот бывших набистов (Дени, Валлотон, Майоль)
    1907 "Голубая роза" в России (поздний символизм)
    1905/8 работы модельера Пуаре закладывают основу моды позднего модерна (платье без корсажа и "хромая юбка") - господствует в 1910-17 гг.
    ок. 1910 в России завершается строительство в стиле "чистого " модерна, господствуют ретроспективные стили (в т.ч. связанные с модерном - неорусским, функциональным, неоклассическим - до 1917 г.)
    1910 возрождение Мира искусства (глава Н. Рерих) .1910-е новое поколение мастеров модерна в России: Серебрякова, Фешин, Гущин, Колесников, поэзия акмеистов, Пастернак, Мандельштам
    1917 смена моды в одежде и архитектуре
    1919 объединение Баухауз создаёт новый - авангардный декоративный стиль
    1920 "группа семи" новое объединение художников модерна в Канаде (существовало до 33 г.)
    1923 г. первый выпуск художественной академии в Индокитае - начало вьетнамского модерна. 23-28 группа Амаравелла в России
    1924 первая выставка Святослава Рериха - последнего крупного художника модерна.
    1925 выставка Ар Деко в Париже - знаменует рождение нового большого декоративного стиля, вобравшего элементы модерна..
    1926 конец "эры Тайсё" в Японии
    1927 последняя выставка Мира искусства в Париже. 1920-е уходят из жизни многие заметные мастера модерна. другие меняют стиль или уходят в театральную живопись.
    1928 последняя постройка (доходный дом) Гимара в Париже (завершение архитектуры ар нуво во Франции)

    1928 guimard22_thumb1.jpg

    примерно с 25 г. начинается падение интереса к магистральным направлениям живописи модерна - импрессионизму/постимпрессионизму и символизму, к 40 г. они уже были анахронизмом (хотя развитие продолжалась на окраинах - в британских доминионах, Индии, Индокитае, отдельная история - СССР)
    1947 смерть в Индии Николая Рериха - патриарха, до конца сохранявшего верность стилю

    младшее поколение мастеров модерна умирает в 40е и 60е гг.

    Национал-романтический вариант модерна продержался чуть дольше. Хотя возник и первым.

    Россия, 1921
    1921Church_of_Saint_Nicholas_at_Tverskaya_Zastava.jpg
    последняя нео-русская постройка

    Болгария. 1930
    30 болгThe_church_of_Cveta_Paraskeva.jpg


    Франция 1932.

    32 фрahNerisLesBainsGare.jpg






    Ар деко как инобытие модерна.
    http://forum.arimoya.info/threads/Эпоха-модернизма.5326/page-4

    Теперь скажу о соотношении стиля модерн и "эпохи модерна". Это различие я уже проводил в других ветках: как в случае с классицизмом и эпохой классицизма, историзмом и эпохой историзма и т.д.
    Модерн (ар нуво) конечно был основополагающим явлением культурной эпохи. Но не исчерпывается ей. Во многих странах он прошёл как краткое поветрие, как что-то элитарное, поверхностная мода, не затрагивающая основ. Период когда модерн (ар нуво) как архитектурный стиль действительно был европейским мейнстримом это наверно только 1900-е гг.
    Поэтому , после долгих размышлений 8-) , я предположу, что эпоху создавали три стиля: модерн (ар нуво) - до 1925. как его продолжение - ар деко до 1935/45 (в Европе и США соответственно) и третий - неоклассицизм - всё это время развивавшийся параллельно - и года с 1910 явно лидировавший (в архитектуре и музыке прежде всего).
    Эта эпоха накладывается на время бурного становления модернизма (авангарда), который, однако, действительно победил (не в узко-художественных кругах, а как массовый стиль) только после 1945 г. (а в костюме де факто с 65 )

    модернизм как глобальное художественное явление, действительно революционное, наступал замедленно. т.е. если стадии культурной эпохи Нового времени занимают в Европе лет 10, то в случае с модернизмом требовалось лет 20.
    Т.е. "невидимый период" 1880-90-е. (с 1882/85), период появления 1900-10-е (с 1905/6), период становления (архитектура, ДПИ) 20-е-30-е, превращение в мейнстрим 40-50-е.(45) и как уже было сказано до миры моды он добрался де факто в 60-е (65).
     
    Последнее редактирование: 27 авг 2019
    list и La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей