трафик Модерн

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 9 ноя 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Указатель по странам (в этой ветке)

    Бельгия
    Нидерланды
    Франция
    Испания
    Италия
    Швецария
    Австро-Венгрия
    Германия
    Скандинавские страны
    Российская империя
    Япония
    США
    Британская империя (Канада),Индия, Соединённое королевство)


    Ветки форума, посвящённые искусству модерна:

    http://forum.arimoya.info/threads/Ноктюрн-2.2270/
    http://forum.arimoya.info/threads/Импрессионизм.3077/page-2
    http://forum.arimoya.info/threads/Символизм.1935/
    http://forum.arimoya.info/threads/Художники-ballets-russees.1857/
    http://forum.arimoya.info/threads/В-голубом-просторе.1462/
    http://forum.arimoya.info/threads/Хуго-Симберг.1725/
    http://forum.arimoya.info/threads/Шарль-Корбе.3073/
    http://forum.arimoya.info/threads/Дореволюционная-Россия.1924/
    http://forum.arimoya.info/threads/Сильфиды-минувшего-века.1855/
    http://forum.arimoya.info/threads/Мистерия-Кинта-да-Регалейры.2066/
    http://forum.arimoya.info/threads/s...-luz-solo-el-mar-Соролья-Фалья-и-другие.1947/
    http://forum.arimoya.info/threads/Прогулки-по-старой-Японии-Мэйдзи-Тайсё.640/
    http://forum.arimoya.info/threads/великому-художнику-японцев.255/
    http://forum.arimoya.info/threads/Пруд-Моне.973/
    http://forum.arimoya.info/threads/Усадебная-элегия.634/
    http://forum.arimoya.info/threads/Миры-Чюрлёниса.1643/
    http://forum.arimoya.info/threads/соц-импрессионизм.3320/
    http://forum.arimoya.info/threads/Шведский-модерн.3347/
    http://forum.arimoya.info/threads/Ещё-раз-о-серебряном-веке.3752/
    http://forum.arimoya.info/threads/Серебряный-век-Японии.3626/
    http://forum.arimoya.info/threads/Модерн-Украины.5267/

    Модерн (Ар Нуво, Югендштиль, Фристайл, стиль Сецессион, стиль Либерти) - это большой стиль, из тех, которые формируют лицо эпохи. Большие стили обычно синтетичны, они возникают, когда общие стилевые признаки начинают проявляться у множества самостоятельных художественных направлений, когда они начинают перетекать друг в друга, создавая не механическое единство, а нечто новое.

    Как в эпоху рококо (см. соседнюю ветку) можно проследить такие самостоятельные направления как позднее барокко, ранний классицизм, предромантизм, шинаузри, даже реализм,
    так и модерн сложился из импрессионизма (точнее, даже постимпрессионизма), символизма, национального романтизма, функционализма. неоклассицизма, японизма. Как "собственно рококо", так и "собственно модерн" вне этих своих составляющих , могут быть сведены по большей части к дизайну. И это тот последний штрих, который привёл к возникновению большого стиля.
    Сейчас такого стиля нет. И эта ситуация отчасти напоминает "бесстилье" сер.-вт. пол. 19 в. Тогда это воспринималось как эстетическая ущербность, и модерн был по-сути синтезирован именно как выход из этого "тупика".
     
    Последнее редактирование: 17 ноя 2017 в 19:39
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Любой большой стиль складывается не сразу, новые парадигмы медленно развиваются, медленно теснят старые, постепенно входят в моду. Чтобы произошло полное утверждение стиля требуется несколько десятилетий, больше , чем длится период него рассцвета.. Для модерна эпоха торжества - 1890-е - 1900-е гг.
    Ну а время, с которого процесс зарождения нового стиля пошёл, обозначить труднее. Но, думаю, большой ошибки не будет, если в качестве исходной даты мы возьмём 1856 г.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    1855-91 "Листья травы" Уитмена.
    1856 г. встреча Россети, Морриса и Бёрн-Джонса - начало второго этапа прерафаэлизма, выходящего за пределы романтизма.
    В руки Феликса Бракемона попадает Манга Хокусая. (начало японизма)
    1857 г. Выходит сборник Бодлера "Цветы зла" (начало декаденства)
    1859 Моррис начинает постройку Красного дома.(начало движения искусств и ремёсел)
    Хотя ясно , что в желании найти корни того или иного культурного явления мы можем заходить сколь угодно глубоко.
     
    Последнее редактирование: 18 ноя 2017 в 12:25
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    национальный романтизм

    Красный дом. Постройка в стиле историзма - образец английская средневековая усадьба, однако несёт в себе ряд новых черт - функциональность, соответствие экстерьера интерьеру, сложные объёмы, стильность - тщательно продумана и выдержана в едином стиле каждая деталь архитектуры и обстановки., ручная работа,. выраженность "духа" старины , а не только внешняя подражательность.

    0_5cd64_35c2f538_XL.jpg

    1b43b4_5cff99712cb440b4b8c336a44b949b2e.jpg

    krasnyi_dom_morris_koridor.jpg

    krasnyi_dom_morris_koridor_.jpg




    0_5cd71_23d76046_XL.jpg

    0_5cd72_bf3a203e_XL.jpg

    0_5cd76_f49df643_XL.jpg

    0_5f381_8a190c36_XL.jpg

    krasnyi_dom_morris_vitrage_.jpg

    0_5f373_8a35a08c_XL.jpg

    0_5f375_c317171c_XL.jpg

    0_5f380_29d0befb_XL.jpg

    Постройка дома и создание вручную всей его обстановки, обоев, витражей положило начало Движению искусств и ремёсел. Цель которого возвращение традиций средневекового ремесла, ремесло как искусство, создание идеальной гармоничной среды обитания как условие гармоничного общества.
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    list, Василий и La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    центром нового движения стала основанная Моррисом фирма Моррис и Ко (1861)

    0_5b19b_d3e96224_XL.jpg

    0_d6e25_f9900b86_XL.jpg

    6a0115720a968c970b0133f583ceb8970b-800wi.jpg

    0142e89b21e5a33e7ccd7ea883020f6f.jpg

    610x415_Quality97_650x443_Quality97_KM-Tapestry-Room_w.jpg

    1100.jpg

    04388a507aa9a83e29d3892d89820334_i-11419.jpg

    797864_640.jpg

    548057621.jpg

    a85c76c611ce2f8801769b4985328898.jpg

    default.jpeg

    defaulььt.jpeg

    defauолотьтьлlt.jpeg

    d878b630e2e8fcf89c3e071710f0020d.jpg

    WilliamMorris_004_GreenDiningRoom.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Первоначально движение развивалось в одном русле с искусством прерафаэлитов

    Моррис
    (Издание Чосера)
    kelmscott01.jpg 9c74880caea5t.jpg 501-Troilus-and-Criseyde-III-bedroom-kiss-wallpaper-q85-640x480.jpg


    0_975b9_868b2920_XL.jpg

    defaьиьиult.jpeg

    defaапапult.jpeg defaвавult.jpeg defaапапult.jpeg defaьбьбult.jpeg defророault.jpeg


    tree-of-life.jpg

    Morris-corridor-with-later-cloth-hangings.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    list и La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Прерафаэлиты (второй волны)

    Россетти
    rossetti_beatrice.jpg
    i_029.jpg

    Бёрн- Джонс



    edward_burne_jones_17_last_sleep_of_arthur_in_avalon.jpg

    the-star-of-bethlehem.jpg

    toVQ_W-D_M8.jpg

    uxVy8HLUZPI.jpg

    f172e9a5ca86d30be50fd85a867daf17.jpg

    burne_jones03.jpg


    Lu8_B6bZ9X0.jpg

    the-wise-and-foolish-virgins-1859.jpg
     
    Последнее редактирование: 23 фев 2017
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    старый романтизм брал в древнем искусстве прежде всего сюжет , историцизм - тщательно воспроизводил этнографические детали и исторические особенности. Новый стиль стремился выразить именно дух , поверить в миф, войти в миф, создать миф. При обращались конечно не прошлому вообще, а к духу собственной национальной традиции.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Последнее редактирование: 18 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Близкое направлению Морриса движение в 1874 г. появляется и в России . Это Абрамцевский кружок.

    05c025.jpg

    91d0960192a5.jpg

    19989b76f89973167273d37cea3e100a.jpg

    97400dbaf278.jpg

    cfdfeaf454c48d6c8a0153eca108a7e7.jpg

    ed0d3b623c4e.jpg

    rus092.gif


    В архитектуре нео-стили в духе национального романтизма начинают складываться с 1870-х гг. (неороманский - Ричардсон примерно с 1872, нео-русский - абрамцевский - с1881/82 г.)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Примерно с 1864 г. можно отсчитывать историю раннего модерна


    японизм

    1854 "открытие" Японии

    в кон. 50-60-х гг. увлечение японской гравюрой получает распространение в артистических кругах Британии и Франции.
    Появляются первые работы созданные под воздействием японского искусства у Уистлера (1864), Дега (1865), Мане (1868)

    Уистлер
    02a-butterfly.jpg

    павлинья комната (1867)
    Peacock-Room_2088.jpg sackler1.jpg


    Э. У. Годвин Белый дом (Уистлера. 1877)

    1372852800_1f4035344b41423e40384f-4142383b4f-3c3e3435403d-10.png
    —— добавлено: 10 ноя 2013 в 19:18 ——
    Уистлер, Годвин, Уайльд, Бёрн-Джонс, Россети стали ядром "эстетического движения" в Британии, оппозиционного движению искусств и ремёсел Морриса.
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Годвин . мебель и посуда в "англо-японском" стиле (с 1865)

    cult_of_beauty_lightbox_godwin.jpg
    depury-Godwinj.png e-w-godwin-japanese-sideboard-furniture.jpg gx27.jpg XXX_DSC01223.jpg

    фирма Либерти

    Liberty_pentray3.jpg либерти57e2e17a49a3.jpg либерти067dba8a3bc9.jpg
     
    Последнее редактирование: 17 фев 2017
    list и La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    В Париже главным центром японизма стала торговая фирма Зигфрида Бинга (с 70-х гг.)
    С 88 г. он выпускал ежемесячный журнал Японское искусство, в 1895 г. открыл галерею Ар Нуво, давшую название стилю
    ( в том же 1888 г. состоялась первая "Выставка Искусств и ремёсел" окончательно оформившая одноимённое движение)
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Импрессионизм.
    Первое появление будущих импрессионистов на публике состоялось я в 1863 г. в "Салоне отверженных" - выставке картин отвергнутых парижским Салоном.
    1280px-Edouard_Manet_024.jpg
    (вызвавшая скандал картина Мане 1863 г. "Завтрак на траве")

    в 1874 состоялась первая выставка импрессионистов. тогда же появилось и само слово, как газетная "обзывалка" нового направления.



    Мане
    0_506e97_774f27b2_XXL.jpg

    Дега

    Degas__Mary-Cassatt-mit-Huendchen_w449_h580.jpg



    Мари Кассат

    cassatt_the_letter.jpg

    display_image.jpg

    The Toillette by Cassatt.jpg

    По сути, импрессионизм это реализм эпохи модерна , сыгравший такую же роль в его становлении , как неоклассицизм и неоромантизм. В целом основные принципы импрессионизма были заложены в 1860-е гг. (где-то к 1867 г.). Он несомненно связан с движение за художественную правду, характерную для рационализма и испытал сильнейшее воздействие японизма.

    Мане

    120814994475.jpg

    Дега

    0_87792_b7624333_XL.jpg

    000026.jpg

    Edgar+Degas+-+Mlle+La+La+at+the+Circus+Fernando+.JPG
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Декаданс

    Шарль Бодлер. Первый описал современное ему состояние общества и культуры через термины модерн (модернити) и декаданс.

    Гимн красоте.

    Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
    Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?
    Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
    Равно ты радости и козни сеять рада.

    Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
    Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
    Героем отрок стал, великий пал во прах,
    Упившись губ твоих чарующею урной.

    Прислал ли ад тебя, иль звездные края?
    Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
    Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
    И все в тебе — восторг, и все в тебе преступно!

    С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
    Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
    Ты носишь с гордостью преступные мечты
    На животе своем, как звонкие брелоки.

    Вот мотылек, тобой мгновенно ослеплен,
    Летит к тебе — горит, тебя благословляя;
    Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
    Как с гробом бледный труп, сливается, сгнивая.

    Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
    Будь ты чудовище иль чистая мечта,
    В тебе безвестная, ужасная отрада!
    Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.

    Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
    Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
    Освобождаешь мир от тягостного плена,
    Шлешь благовония и звуки и цвета!
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    На фоне всеобщего позитивистского оптимизма декаденты диагностировали культуре состояние разложения и упадка и готовы были своим творчеством подвести итог европейской культуры. Своё мироощущение они связывали с эпохой позднего Рима. Их влекла красота запретного, патология, смерть и умирание, очарование искусственного ,отравленное тонким ядом наслаждение В своей мании стиля, аристократизма (именно умирающей аристократии) и презрения к пошлости они сходились с эстетическим движением.

    Первый импульс, данный Бодлером, получил развитие у французских "проклятых поэтов": Верлена, Рембо, Малларме с 1866/72 гг.
    В Британии это было упомянутое "эстетические движение"( г.о. с 1873 г. хотя первые теоретические работы Патера (Пейтера) появились ещё в 1867 г.)

    (речь идёт об Очерках по истории Ренессанса 1867-73)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Гюисманс. из романа Наоборот (1884)

    Дез Эссент издавна прекрасно разбирался в оттенках, подлинных и мнимых.
    В прежние времена он, когда принимал у себя женщин, устроил будуар
    по-особому: тело в шелковом, цвета индийской розы шатре, уставленном
    шкафчиками светлого, камфарного японского дерева, мягко окрашивал просеянный
    абажуром свет.
    Комната эта, удлиненная зеркалами до бесконечности и превращенная в
    анфиладу красновато-розовых покоев, прославилась у кокоток, которые с
    наслаждением окунались в теплую ванну густого алого света, с мятным
    ароматом, исходившим от мебели.
    Алый свет словно омолаживал кожу, поблекшую от свинцовых белил и
    увядшую от ночных излишеств, однако усладами света дез Эссент не
    ограничился, а устроил себе в этих возбуждавших истому покоях еще совершенно
    особое наслаждение, которое усилили, даже обострили воспоминания о былых,
    полузабытых переживаниях.
    Так, из ненависти и презрения к собственному детству и в память о
    давних комнатах родительского замка он подвесил к потолку будуара серебряную
    клетку со сверчком. И когда он слышал это памятное стрекотание -- вспоминал
    тягостное матушкино молчание по вечерам, и свою детскую покинутость, и
    страдание. И тогда, машинально лаская подругу, от дрожи ее, смеха, слов,
    нарушавших грезу и возвращавших к действительности будуара, он вдруг
    испытывал необычайное душевное волнекие, жажду отомстить за былую тоску,
    покрыть грязью семейные воспоминания, а также бешеное желание задохнуться в
    пышной плоти и до последней капли испить чашу самых жгучих, самых ядовитых
    плотских безумств.
    Или порой, в минуты хандры, осенней непогоды, когда его охватывало
    отвращение и к улице, и к дому, и к грязно-желтым небесам, и к пыльно-серым
    тучам, он приходил в будуар, легонько раскачивал клетку и следил за
    отражением движения в зеркалах, пока, поглощенный этим, не ощущал, что
    клетка недвижна, а будуар колышется, кружится, все и вся вовлекая в
    красно-розовый вальс.

    ...
    Выбор дез Эссент не оставлял, таким образом, ни малейшего сомнения;
    правда, имелись некоторые трудности. При вечернем освещении красный и желтый
    цвета проявляются еще лучше, а вот с их производным оранжевым все не так
    просто. Оранжевый может вспыхнуть и зачастую переходит в рыжий, в
    огненно-красный.
    Все эти оттенки дез Эссент изучил при свечах, и один из найденных был
    более или менее устойчив и отвечал его требованиям; закончив с выбором
    цвета, он решил, по возможности, во всяком случае у себя в кабинете, не
    обзаводиться восточными коврами и обоями. С тех пор как, добыв их со
    скидкой, ими начали украшать дома разбогатевшие торговцы, они стали
    выглядеть пошло и опротивели ему.
    И дез Эссент придумал затянуть стены кабинета, точно книги, сафьяном,
    крупнозернистой выделки марокканской кожей, вышедшей из-под толстых стальных
    пластин мощного пресса.
    После того как было покончено со стенами, он велел выкрасить плинтусы
    лакированным индиго -- темно-синей краской, какой каретники покрывают панели
    экипажей, а сафьяном пройти по краю потолка и затянуть его, чтобы он походил
    на распахнутое слуховое окно, небесно-голубым, затканным серебристыми
    ангелами, шелком. Ткань эта была в свое время изготовлена кельнским ткацким
    товариществом и предназначалась для церковных мантий.
    Работы завершились, и к вечеру все соединилось, пришло в согласие,
    встало на свои места. Синева панелей загустела, словно подогретая оранжевым
    цветом, и, в свою очередь, усилила -- но не исказила, -- разожгла его огонек
    своим жарким дыханием.
    Что касается кабинетной мебели, тут дез Эссент голову себе не ломал,
    потому что главным украшением комнаты были книги и редкие растения. И он,
    рассудив, что картины и рисунки развесит впоследствии, занял почти все стены
    книжными эбеновыми шкафами и полками, устелил пол звериными шкурами, мехом
    голубого песца и придвинул к массивному меняльному столу 15-го века глубокие
    кресла с подголовником и старинный, кованый пюпитр -- церковный аналой, на
    котором в незапамятные времена лежал дьяконский требник, а ныне покоился
    увесистый фолиант, один из томов "Glossarium medie et infimae latinitatis"
    Дю Канжа.
    Окна, голубоватые кракле и бутылочно-зеленые в золотистую крапинку,
    закрывали весь пейзаж, почти не пропускали света и, в свою очередь, затянуты
    были шторами, шитыми из кусков епитрахили: ее тусклое, словно закопченное,
    золото угасало на мертвой ржавчине шелка.
    Наконец, на камине, с занавеской также из стихаря роскошной
    флорентийской парчи, между двух византийского стиля позолоченных медных
    потиров из бьеврского Аббатства-в-Лесах, находилась великолепная трехчастная
    церковная риза, преискусно сработанная. В ризе под стеклом располагался
    веленевый лист. На нем настоящей церковной вязью с дивными заставками были
    выведены три стихотворения Бодлера: справа и слева сонеты "Смерть
    любовников" и "Враг", а посредине -- стихотворение в прозе под названием
    "Any where out of the world" -- "Куда угодно, прочь от мира".



    Несомнено стоит назвать ещё одно веяние эпохи, противостоящее весьма суровой "викторианской морали". Это аморализм. Представителями его в равной степени можно назвать и Ницше и Оскара Уайльда, которые едва ли сошлись бы в остальных вопросах )
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Фелисьен Ропс

    the-slag-felicien-rops-wikiartorg-1454782183_org.jpg
    153855.jpg dans-les-coulisses.jpg sieste.jpg

    100077.jpg Rops_absent.jpg sisy098a_catpage.jpg V-Foli-Berzher.jpg
    Satana-seyutshij-plevly.-1882.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Длительное время практически отсутствовала грань между декадентством и символизмом (последний термин появился позднее - в 1886, когда был опубликован манифест символизма содержащий размежевание с декадентством) )

    Рембо Пьяный корабль

    Артюр Рембо. ПЬЯНЫЙ КОРАБЛЬ

    1

    В краю равнинных рек доверившись теченью,
    Матросов я своих в два счёта растерял:
    Для краснокожих ставшие мишенью,
    Они уснули меж крикливых скал.

    2

    Я их не уберёг. И зелен был, и робок.
    На волоках закат ополоснул в крови
    Фламандское зерно, колониальный хлопок…
    И реки повелели мне: плыви!

    3

    Минувшею зимой, пустой, как мозг младенца,
    Под неумолчный вой приливов и ветров
    Бежал я, выкинув победное коленце
    Вдоль побережий полуостровов.

    4

    Мое рожденье громы возвестили.
    И легче пробки на хребте морей
    Плясал я десять суток – без усилий
    И глупого догляда фонарей.

    5

    Нежней аниса на зубах мальчишки,
    Еловую мою скорлупку веселя,
    От пятен синих вин и высохшей отрыжки
    Вода омыла чрево корабля.

    6

    Поэмой млечности вдруг обернулся хаос.
    Мерцающую из конца в конец
    Я постигал лазурь, в которой колыхаясь,
    Всплывает зачарованный мертвец.

    7

    Объятый синевой горчайшего безумья,
    Вошедшего в мои медлительные сны,
    Пригубил я из кубка перволунья
    Брожение любовной рыжины.

    8

    Познал я строй небес и меру их глубинам,
    Бесстрастье тесных недр – стремнин девятый вал,
    Мерцающий рассвет над бризом голубиным
    И то, о чем при жизни не мечтал.

    9

    Закат лиловый трепетал над стадом
    Валов, твердеющих по вечерам,
    Их пурпур был сродни мистическим нарядам,
    Завещанным актёрам древних драм.

    10

    Мне грезились снега – огней зеленых струны,
    Ночной круговорот неслыханных зарниц,
    И луч, целующий глаза лагуны,
    И пробужденье желто-синих птиц.

    11

    Покуда зыби топчут побережье,
    Как стадо вепрей, прущих на таран, –
    Не ведая, что пяткой Девы был повержен
    И усмирён астматик-Океан,

    12

    Я углублялся в жгучую Флориду,
    Где влажных глаз пантерьи лепестки
    Сроднились с фауной, антропоморфной с виду,
    И отраженья радуг так легки!

    13

    Еще я повстречал такие страны,
    Где в тростниках блуждающих болот
    Невероятные гниют Левиафаны
    На страже адовых ворот.

    14

    Под перламутровыми ледниками
    Вдоль отмелей, замкнувших вход в залив,
    Лианы чёрных змей, изъеденных клопами,
    Свисают, буревал зловонием обвив.

    15

    Поющих рыбок золотых я встретил.
    (Вот бы порадовалась ребятня!)
    Невесть откуда налетевший ветер
    Кипеньем лепестков кропил меня. (...)
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    list и La Mecha нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Неоклассицизм

    В живописи развивался первоначально классицизирующий вариант символизма ( с нач. 60-х гг.)

    Классическую форму придавали своим стихам "парнасцы" (1866) Малларме и Верлен (последний считался и одним из ведущих "декадентов").
    философия новой эпохи тоже началась с исследований античноти - "Рождения трагедии из духа музыки" Ницше (1872)

    Характерна в этом отношении живопись Пюви де Шаванна

    2130fe40b57c.jpg

    скачанные файлы.jpg

    puvis02.jpg

    скачанные файлы (1).jpg

    Бёклин (Швейцария)

    Остров мёртвых
    3190.jpg

    Одиссей у Калипсо

    Arnold_Böcklin_008.jpg

    Моро и не выставлявшийся Редон ушли от традиции много дальше и наряду с Уистлером уже непосредственно создают эсттетику модерна.

    (с 1870-х гг. к ретро-классицизму начинают обращаться британские архитекторы, пока в рамках историзма)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Рационализм

    В классицизме находили утешение и многие сторонники рационализм, который в эту эпоху принял форму утилитаризма. Т.е. на первом месте стояло требование функциональности и "правды материала" и конструкции. Рационалисты выступали против излишеств декора и вообще украшательства, за твёрдую связь между фасадом и конструкцией, считая что именно материал и функция диктуют конструкцию, а всё прочее от лукавого.
    Если философской базой символизма стала Философия Жизни, то функционализма - Прагматизм (Пирс 1878).

    Не случайно, что и философия Прагматизма и архитектурный функционализм получили распространение прежде всего в США.

    Практическим выражением рационализма с тала т.н. "чугунная архитектура" - не скрывающая, а демонстрирующая конструкцию и новые материалы. В большинстве случаев , однако, она продолжала декорироваться историческими стилями.

    Хрустальный дворец. Лондон. 1851 (для Первой Всемирной выставки)
    tumblr_kxysmxyoh51qai01to1_500.jpg

    Эйфелева башня (для всемирной выставки в Париже в 1889 г.)
    vista-paris-tour-eiffel.jpg


    Салливен ( небоскрёбы Чикаго, эксперименты с 1886/89 г.)
    salliven_6025_201.jpg
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Надо сказать, что все эти течения во второй пол. 19 в. тонули в массе иных: позитивистских, эклектических, салонных...
    Когда произошёл перелом в рождении нового стиля, превращение его в мейнстрим, тоже определить не так легко. В целом это период 1886-1893 гг. - от последней выставки импрессионистов и манифеста символистов, до создания журналов и объединений которые начали пропаганду нового стиля именно в этом качестве (как современного искусства, противостоящего эклектическому болоту).
    непосредственно это произошло с рождением нового стиля в архитектуре.
    примерно с 1886 можно говорить и о музыке модерна - музыкальном импрессионизме (Сати)
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2017
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе 1892-93 - постройка ставшая первым однозначным произведением и иконой нового стиля.

    03_Tassel.jpg

    attach.jpg

    0_a875_bbe0541f_XL.jpg

    04_Tassel.jpg

    0_a874_11bd77a6_XL.jpg

    compositing002.jpg horta0016 copy.jpg lecture_8-51335285165695.jpg

    tumblr_n4urxcGHqS1sqqqimo1_1280.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Каждый большой стиль приходит и уходит постепенно. Модерн зарождается в эпоху эклектики (историзма, ретроспективизма). В 1850-е это несколько малозаметных событий, в 1860-е зарождение ряда новых направлений (движение искусств и ремёсел, импрессионизм, декаданс, японизм), в 70-е эклектизм преобладает, но новые направления занимают свою устойчивую нишу, 1880-е они уже лидируют, в 1890-е становятся мейнстримом. Появляются центры нового стиля - журналы, фирмы, художественные объединения, появляется "стремление к стилю" и осознаётся его рождение как нового, современного стиля.
    1900-е это расцвет модерна, но в рамках его зарождаются новые тенденции которым суждено создать иной художественный язык - это экспрессионизм и рационалистичское (неоклассическое и конструктивистское) направления. в 1910-е они становятся заметны и сознательно отталкиваются от "материнского стиля". Знамением новой эпохи становится футуризм - т.е ориентация не на "модерн" - современность, а на "футурум" - будущее . В 1920-е гг. они уже господствуют, но модерн ещё процветает на периферии, продолжают работать многие замечательные мастера модерна (и даже появлются некоторые новые). Ок. 1925 г. рождается новые декоративный большой стиль - Ар Деко - вобравший в себя многое оставшееся от модерна. Сам модерн становится синонимом старомодности и безвкусия. Но окончательно он уходит только со смертью стариков - бывших его ярких представителей, процесс этот фактически затягивается до 60-х гг.

    Удобней даже разделить его историю на такие условные декады: 1855-65 -истоки, 1865 -75 - зарождение. 1875-85 - оформление, 1885-1895 мейнстрим, 1895-1905 - господство, 1905-15 сохраняющееся лидерство, 1915-25 закат. после 1925 - наследие.



    Для удобства несколько списков художников по году рождения, чтобы были яснее хронологические границы стиля .


    предтечи
    де Шаванн Пьер Пюви – de Chavannes Pierre Puvis (1824-1898) – французский художник.
    Россетти Данте Габриель – Rossetti Dante Gabriel (1828-1882) – английский художник и поэт.
    Моррис Уильям – Morris William (1834-1896) – английский поэт, художник, общественный деятель.
    Уистлер Джеймс – Whistler James (1834-1903) –британский живописец, мастер офорта и литографии, американского происхождения.


    Крэйн Уолтер – Crane Walter (1845-1915) – британский художник, иллюстратор.
    Галле Эмиль 1846-1904 – французский дизайнр
    Тиффани Луис Комфорт 1848-1933 – американский дизанер
    Гоген Поль – Gauguin Paul (1848-1903) – французский художник.
    Макмердо Артур – McMurdo Arthur (1851-1942) –британский архитектор, дизайнер и график.
    Гауди Антонио 1852-1926 – испанский архитектор
    Ван Гог Винсент – Van Gogh Vincent (1853-1890) – франко-голландский художник.
    Ходлер Фердинанд – Hodler Ferdinand (1853-1918) – швейцарский художник (живописец и график).
    Войзи Чарльз – Voysey Charles (1857-1941) – английский архитектор и художник.
    Сегантини Джованни – Segantini Giovanni (1858-1899) – итальянский художник.
    Кнопф Фернанд – Khnopff Fernand (1858-1921) – бельгийский художник
    Тоороп Ян –Toorop Jan (1858-1928) – голландский художник.
    Муха Альфонс – Mucha Alfons (1860-1939) – чешский художник и дизайнер.
    Орта Виктор 1861-1947 – бельгийский архитектор
    Климт Густав – Klimt Gustav (1862-1918) – австрийский художник.
    Обрист Герман – Obrist Hermann (1862-1927) – швейцарский дизайнер и художник.
    Ван Де Вельде Анри – Van de Velde Henry (1863-1957) – бельгийский архитектор и дизайнер.
    Мунк Эдвард – Munch Edward (1863-1944) – норвежский художник (живописец и график), театральный декоратор.
    фон Штук Франц – von Stuck Franz (1863-1928) – немецкий художник.
    Серюзье Поль – Serusier Paul (1864-1927) – французский художник
    Тулуз-Лотрек Анри – Toulouse-Lautrec Henri de (1864-1901) – французский художник (живописец и график), литограф.
    Валлоттон Феликс – Vallotton Felix (1865-1925) – французский художник швейцарского происхождения.
    Гален-Каллела Аксели – Gallen-Kallela Akseli (1865-1931) – финский художник (живописец и график).
    Леммен Жорж – Lemmen Georges (1865-1916) – бельгийский художник (живописец и график) и дизайнер.
    Экман Отто – Eckman Otto (1865-1902) – немецкий художник (живописец и график), шрифтовой дизайнер.
    Минне Жорж – Minne George (1866-1941) – бельгийский скульптор и график.
    Боннар Пьер – Bonnard Pierre (1867-1947) – французский художник (живописец и график).
    Хайне Томас Теодор – Heine Thomas Theodor (1867-1948) – немецкий художник, иллюстратор, карикатурист.
    Райт Фрэнк Ллойд 1867-1959 – американский архитектор
    Рэкхэм Артур 1867-1939 - английский иллюстратор
    Гимар Эктор 1867-1942 – французский архитектор и дизайнер
    Беренс Петер – Behrens Peter (1868-1940) – немецкий архитектор и дизайнер.

    Бернар Эмиль – Bernhard Emile (1868-1941) – французский художник.
    Вюйар Жан Эдуар – Vuillard Jean Edouard (1868-1940) – французский художник.
    де Фер Жорж – de Feure Georges (1868-1943) – французский художник (живописец и график) и дизайнер.
    Макинтош Чарльз Ренни – Mackintosh Charles Rennie (1868-1928) – шотландский архитектор и дизайнер.
    Мозер Коломан – Moser Koloman (1868-1918) – австрийский художник (живописец и график) и дизайнер.
    Выспяньский Станислав – Wyspianski Stanislaw (1869-1907) – польский драматург, художник, театральный деятель.
    Дени Морис – Denis Maurice (1870-1943) – французский художник.
    Купка Франтишек – Kupka Frantisek (1871-1957) – французский художник чешского происхождения.
    Бёрдсли Обри – Beardsley Aubrey (1872-1898) – английский график.
    Прейслер Ян – Preisler Jan (1872-1918) – чешский художник
    Фогелер Генрих – Vogeler Heinrich (1872-1942) – немецкий художник.
    Галилео Кини – Galileo Chini (1873-1956) – итальянский художник (живописец и график), архитектор, керамист.
    Хоакин Мир Тринксет 1873-1940 – испанский художник
    Том Томсон 1877-1917 – канадский художник
    Беллоуз Джордж 1882-1925 – американский художник
    Дюлак Эдмунд 1882-1953 - франко-английский иллюстратор
    Кент Рокуэлл 1882-1971 – американский художник
    Лорансен Мари 1883-1956 - французская художница (относимая к аванардистам)
    Эрран Сатурнино 1887-1918 - мексиканский художник





    Хобун Кикуси HobunKikuchi1862-1918
    Такеути Сейхо (Takeuchi Seiho, 1864-1942)
    Курода Сейки (Kuroda Seiki, 1866-1924)
    Секка Камисака Sekka Kamisaka 1866-1942
    Фудзисима Такедзи (Fujishima Takeji, 1867-1943)
    Тосиката Мидзуно Toshikata Mizuno 1866-1908
    Сёун Ямамото Shoun Yamamoto 1870-1965
    Каваи Гёкудо (Kawai Gyokudo, 1873-1957)
    Симомура Канзан (Shimomura Kanzan, 1873-1930)

    Хисида Сунсо (Hishida Shunso, 1874-1911)
    Уемура Соен (Uemura Shoen, 1875-1949)
    Нисимура Гоун Nishimura Goun 1877-1938
    Кабураки Киёката (Kaburaki Kiyokata, 1878-1972 )
    Сакамото Хандзиро (Sakamoto Hanjiro, 1882-1962)
    Кокэй Кобаяси 1883-1957
    Такехиса Юмедзи (Takehisa Yumeji, 1884-1934 )
    Маэда Сейсон (Maeda Seison, 1885-1977)
    Кавабата Рюси (Kawabata Ryushi, 1885-1966)
    Хаями Гёсю (Hayami Gyoshu, 1894-1935)




    Поленова Елена Дмитриевна 1850-1898
    Васнецов Аполлинарий Михайлович 1856-1933
    Врубель Михаил Александрович (1856-1910)
    Верёвкина Марианна Владимировна 1860-1938
    Левитан Исаак Ильич 1860-1900
    Коровин Константин Алексеевич 1861-1939
    Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942).
    Головин Александр Яковлевич (1863-1930)
    Голубкина Анна Семёновна 1864-1927
    Серов Валентин Александрович (1865-1911)
    Бакст Лев Самойлович (1866-1924).
    Кандинский Василий Васильевич 1866-1944
    Малявин Филипп Андреевич 1869-1940
    Сомов Константин Андреевич (1869-1939)
    Нилус Пётр Александрович 1869-1940
    Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
    Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905).
    Виноградов Сергей Арсеньевич 1870-1938
    Рущиц Фердинанд Эммануил 1870-1936
    Рылов Аркадий Александрович 1870-1939
    Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902)
    Грабарь Игорь Эммакнуилович 1871-1960
    Остроумова-Лебедева Анна Петровна 1871-1955
    Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович 1872-1957
    Пурвит Вильгельм Карлис 1872-1945
    Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч 1873-1954
    Конёнков Сергей Трофимович 1874-1971
    Милиоти Николай Дмитриевич 1874-1962
    Рерих Николай Константинович 1874-1947
    Чюрлёнис Николай Константинович 1875-1911
    Добужинский Мстислав Валерьянович 1875-1956
    Жуковский Станислав Эмилианович 1875-1944
    Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)
    Горбатов Константин Иванович 1876-1945
    Эрьзя Степен Дмитриевич 1876-1959
    Юон Константин Фёдорович 1876-1958
    Волошин Максимиллиан Александрович 1877-1932
    Уткин Пётр Саввич 1877-1934
    Кузнецов Павел Варфоломеевич 1878-1968
    Колесников Степан Фёдорович 1879-1955
    Фалилеев Вадим Дмитриевич 1879-1950
    Сапунов Николай Николаевич (1880-1912)
    Сарьян Мартирос Сергеевич 1880-1972
    Фешин Николай Иванович 1881-1955
    Судейкин Сергей Юльевич 1882-1946
    Бродский Исаак Израилевич 1883-1939
    Крымов Николай Петрович 1884-1958
    Серебрякова Зинаида Евгеньевна 1884-1967
     
    Последнее редактирование: 16 фев 2017
    La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.702
    Симпатии:
    6.362
    Основные направления внутри модерна:

    Первое - "иррациональное", самое узнаваемое и создающее "лицо стиля", женственное, плывучее. магическое, тяготеющее к органическим формам. Его подразделение "мистический" модерн.
    Другое направление модерна характеризуеся плоскостностью, геометризмом, декоративностью, своеобразным аскетизмом и тяготением к примитивизму (весьма эстетскому). В этих произведениях всегда видна конструкция.

    Если первое направление в архитектуре воплощает, например, Орта, то второе Макинтош и Венский Сецессион.
    Имнно это направление в дальнейшем легло в основу Ар Деко.

    Третье направление, в чём пересекающееся с первым, но восходящее к неоклассицизму Пюви де Шаванна. Застышие, ушедшие в себя персонажи, словно спящие наяву, сновидческий ландшафт, проступающий сквозь неуловимый туман, или, напротив, чёткий и "бесчеловечный". В архитектуре это тоже классицизирующий стиль , переходящий в нео-классицизм.

    На противоположном конце будет зарождающийся экспрессионизм.
    Но в рамках модерна буйство красок и примитивизм форм может неплохо уживаться и с декоративностью.
     
    Последнее редактирование: 12 фев 2017
    list и La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей